|
Роман ФОМИШЕНКО,Владимир ГУНДАРОВ,"Красная звезда". |
Вчера успешно завершена буксировка системы "баржа-лодка" в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. Походный ордер возглавлял малый противолодочный корабль "Брест". На дистанции в 20-25 кабельтовых от него шел буксир " Смит Сингапур", который вел баржу "Giant". Вокруг находились шесть российских буксиров. Справа от баржи - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", а замыкало ордер гидрографическое судно ГС-87, где работали специалисты, осуществляющие постоянный радиационный контроль воды и воздуха. Периодически на пути следования осуществлялось наблюдение за положением подводной лодки и всей системы. Никаких критических ситуаций не возникало.
В Баренцевом море до территориальных вод России в пяти милях от ордера кораблей Экспедицию особого назначения сопровождало норвежское разведывательное судно "Марьятта", но, по словам руководителя ЭОН вице-адмирала Михаила Моцака, норвежцы не мешали российским кораблям. Система "АПЛ + баржа" двигалась со скоростью 3 узла. По Кольскому заливу система шла со скоростью 2-3 узла.
После постановки АПРК в док Экспедиция особого назначения будет расформирована, но район гибели "Курска" будет охраняться до тех пор, пока не завершится работа по подъему фрагментов первого отсека. По словам командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова, возможно, к этой работе будут привлечены иностранные специалисты.
Вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Курск", надеется, что после подъема первого отсека атомохода или его частей будет установлена первопричина трагедии, которая произошла 12 августа 2000 года. Об этом он сообщил журналистам во вторник в Мурманском аэропорту.
Он выразил сожаление, что комиссии "пока не удалось поставить точку в установлении причин гибели лодки". "Мы не приблизились пока к этой разгадке, хотя каждый день получаем новые данные из институтов и из района трагедии", - сказал вице-премьер.
Он еще раз напомнил, что "остаются три версии, о которых говорилось еще в августе прошлого года". "Пока мы понимаем, что главная причина последующих разрушений - взрыв торпеды, но, к сожалению, не можем понять, что явилось причиной самого взрыва".
Вице-премьер еще раз выразил признательность зарубежным участникам операции - компаниям "Mammoet" и "Smit International". "Мы восхищены работой наших партнеров, их профессионализмом и ответственностью и надеемся, что в нашем обществе, где мы себя не очень уважаем, будет переосмысление и переоценка того, что здесь сделано", - сказал он.
Специальное водолазное судно "Mayo" во вторник осталось в точке гибели АПЛ "Курск", чтобы поднять со дна моря 15 фрагментов российской субмарины. Вместе с тем в интервью Интерфаксу Якоб Хогедорп заявил, что судно "Mayo" не будет заниматься обследованием района гибели "Курска" на предмет поиска предметов, способных пролить свет на причины гибели российской АПЛ. По его словам, "корабль пробудет в районе гибели "Курска" максимум до среды с единственной целью - собрать и поднять наверх оборудование, которое использовалось при подъеме субмарины". Что же касается предметов, собранных ранее со дна Баренцева моря, то капитан подчеркнул, что "выяснением причин гибели атомохода занимаются российские специалисты".
Капитан "Mayo" отметил отличное взаимодействие с российскими специалистами во время проведения работ по подъему "Курска", подчеркнув, что "это была единая команда, где царил климат доверия".
Буксировка атомохода "Курск" в Кольском заливе прошла по плану. Осадка баржи "Giant" оказалась меньше ожидаемой на 1 метр. По словам вице-адмирала Михаила Моцака, баржа погружена в воду на 5,8 метра. Небольшая осадка объясняется тем, что АПЛ "Курск" оказался легче на 800 тонн.
Проводку баржи по Кольскому заливу к доку поселка Росляково осуществляли лучшие лоцманы мурманского порта - Олег Николаев, который находился на "Гиганте", а также его коллеги - Александр Шумелько и Александр Курушин, занявшие свои места на морских буксирах. Ход проводки контролировался из лоцманского пункта управления движения судами, который оснащен современной локационной аппаратурой. Установленная рядом с доком ПД-50 специальная видеокамера передавала картинку в лоцманский пункт.
Через каждые два часа по маршруту буксировки брали пробы воды на глубине 10 и 20 метров. Гамма-фон не превышал 4 микрорентгена в час. С борта судна "Семен Дежнев" были взяты семь проб грунта из того места, где находился "Курск". Радиационный фон, как показали исследования, также в норме.
Сегодня, 11 октября, под систему начнут заводить первый понтон. По графику на операцию отводятся одни сутки. При благоприятных погодных условиях 12 октября начнется операция по заведению второго понтона. 13 октября после 16.00 планируется начало операции по постановке АПЛ "Курск" в плавучий док судоремонтного завода в поселке Росляково. Если погода испортится, то постановку в док отложат еще на сутки.
Судоходство в Кольском заливе будет закрыто на весь период проведения операции - вплоть до постановки подлодки в док. Как говорят в штабе Северного флота, постановка атомохода в док займет около пяти суток.
После того как оба понтона будут подведены и скреплены с баржей стальными тросами, будет произведен промер глубины. В районе дока глубина порядка 20 метров. Понтоны приподнимут конструкцию на 6-7 метров. Если этого будет недостаточно, то с баржи "Giant" будут выгружены все громоздкое оборудование, цепи, якоря. Затем из понтонов начнут откачивать воду. Это произойдет на определенной высоте от кильблоков, иными словами, от того места, где должна встать подводная лодка. Потом в операции будет сделан перерыв. Субмарину обследуют водолазы. Только после этого произойдет расцепление системы "баржа-лодка". Затем последовательно будут выводиться понтоны и баржа.
Лодка во время всей операции будет находиться в подводном положении. Также под водой начнется изучение 6-го реакторного отсека, сверление отверстий, через которые будут заводиться датчики, которые достаточно четко изучат состояние воды и воздушной массы вокруг реактора. И только после полного радиационного обследования док вместе с лодкой будет постепенно подниматься на поверхность.
Когда осадка всей системы уменьшится до 13,5 метра, "Смит Сингапур", рейдовый буксир РБ-523 и спасательное судно "Алтай" приблизятся к барже. Они подтолкнут многотонную систему к ПД-50. Лодка ляжет на кильблоки. К ее корпусу уйдут водолазы. Они подтвердят, что лодка встала в док штатно и обрежут подъемные тросы.
Спустя более года рубка "Курска" вновь покажется из-под воды. В этот момент на ее борт по команде заместителя начальника управления РХБЗ капитана 1 ранга Александра Попова высадится команда флотских химиков. Они проведут замеры уровня радиации в районе реакторного отсека.
Затем в прочный корпус войдут следственная группа и медицинские специалисты. Никаких критических ситуаций во время всей этой операции быть не может, заверяет начальник пресс-службы Северного флота капитан 1 ранга Владимир Навроцкий.
Завтра следственная группа Главной военной прокуратуры, в составе которой 37 человек, приступит к работе. По словам заместителя начальника следственного управления Главной военной прокуратуры Андрея Майорова, к операции привлечены взрывотехники, судебные медики и эксперты. Первыми на борт лодки ступят следователи Главной военной прокуратуры. Осмотр начнется с 9-го отсека, где находятся одиннадцать тел подводников. Андрей Майоров отметил, что первоочередная задача группы - именно поиск и обнаружение тел.
Редакция "Красной звезды" благодарит начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака за помощь в организации материалов из района операции по подъему АПРК "Курск".
|