на главную страницу

11 Октября 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Такая профессия - правосудие

Беседу вел Иван ИВАНЮК.



Сегодня исполняется 30 лет Главному управлению обеспечения деятельности военных судов. Об истории и сегодняшнем дне системы военного правосудия России, решении ею задач судебной реформы рассказывает заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ - начальник Главного управления генерал-полковник юстиции Анатолий МУРАНОВ.
- Анатолий Иванович, с чего началась история управления и как осуществлялось руководство военными судами раньше, ведь только послереволюционная их история насчитывает более 80 лет?
- Военные трибуналы (а так военные суды именовались до 1993 года) были образованы в 1918 году на фронтах гражданской войны. В это время руководство их деятельностью осуществлял Реввоентрибунал республики, а сами военные трибуналы первоначально не входили в судебную систему страны и являлись органами соответствующих Реввоенсоветов.
С начала 1923 года организационное руководство реввоентрибуналами было возложено на Военную коллегию Верховного суда РСФСР (с 1924 года - Верховного суда СССР).
Однако последующие годы показали, что такое сосредоточение в одних руках судебных и управленческих функций не способствовало качественному решению стоящих перед военными трибуналами задач. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 года "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР, в связи с образованием союзнореспубликанского Министерства юстиции СССР" организационное руководство военными трибуналами было возложено на Министерство юстиции СССР и образованное в составе этого ведомства Управление военных трибуналов.
Приказ о вступлении в должность начальника Управления военных трибуналов издан 11 октября 1971 года. Начальником управления был назначен генерал-лейтенант юстиции Чистяков Николай Федорович, являвшийся до этого председателем Военной коллегии Верховного суда СССР. Эта дата считается официальным днем образования управления.
Для достижения организационной независимости и самостоятельности судебной власти 8 января 1998 года образован Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации.
С принятием 26 июня 1999 года Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" Управление военных судов передано из Министерства юстиции Российской Федерации в состав Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и преобразовано в Главное управление обеспечения деятельности военных судов с передачей ему функций Управления военных судов.
- А как принятие этого закона отразилось на деятельности военных судов и Главного управления?
- В соответствии с ним военные суды вы
ведены из штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации, что способствует их более полной независимости. На Главное управление возложено организационное обеспечение деятельности военных судов, включающее в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
В соответствии со своими полномочиями Главным управлением была организована работа по обеспечению выполнения требований и норм Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". С этой целью был подготовлен, согласован с соответствующими министерствами и ведомствами и представлен на подпись проект указа Президента Российской Федерации "О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам, Верховному суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации", который был подписан и зарегистрирован 26 апреля 2000 года. На основании этого указа проведена работа по увеличению штатной численности судей военных судов для обеспечения реализации в будущем, после закрепления в новом УПК, конституционных норм, касающихся ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по решению суда.
Проведены мероприятия по установлению в составе аппаратов военных судов должностей, которых не было до вступления в силу вышеназванного федерального конституционного закона, таких, как помощник председателя, помощник судьи, начальник отдела и других, перечисленных в законе. Для обеспечения деятельности военных судов в их подавляющем большинстве введена должность администратора.
В результате целенаправленной работы в течение двух прошедших лет завершено приведение в соответствие с законодательством о военных судах нормативных актов Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы. Это позволило в значительной степени повысить престиж и социальную защищенность работников аппаратов военных судов из числа гражданского персонала и тем самым снизить проблемы по комплектованию замещаемых ими должностей подготовленными специалистами.
- По каким вопросам Главное управление взаимодействует с федеральными органами власти?
- Это прежде всего информирование Верховного суда Российской Федерации, руководителей федеральных органов власти о состоянии судимости военнослужащих министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, а также анализ статистических данных по применению норм уголовного и гражданского законодательства, по рассмотрению жалоб военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц. Результаты этой работы высоко оцениваются руководителями вышеназванных структур.
С адвокатурой, правоохранительными и иными государственными органами взаимодействуем по вопросам организации обеспечения деятельности военных судов.
- Какие еще проблемы вам приходится решать в рамках судебной реформы?
- Собственно, все, о чем мы сейчас говорим, происходит в рамках судебной реформы, которая идет довольно успешно уже десять лет. Но мы должны учитывать и процессы, которые происходят в Вооруженных Силах, то есть делать поправку и на военную реформу. Скажем, после того, как на базе СибВО и ЗабВО был образован единый Сибирский военный округ, мы тоже должны были провести организационные мероприятия. С учетом того, что территория нового округа очень велика, а суд должен быть доступен каждому военнослужащему, было признано целесообразным создать на территории округа два окружных военных суда - Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский. Аналогичные проблемы нам придется решать при создании Приволжско-Уральского военного округа. Работаем также над тем, чтобы открыть военный суд на территории Чеченской Республики.
Есть и материальные проблемы. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 декабря 2000 г.
№ 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" финансирование военных судов и Главного управления с 1 января 2002 года будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации. Расходы на содержание военных судов включены Минфином России в проект федерального бюджета по разделу "Судебная власть". Но реального финансирования пока нет, поскольку нам в этих условиях надо создавать свои финансовые и другие службы, под это должна быть выделена соответствующая штатная численность гражданского персонала. Пока эти вопросы находятся в стадии решения.
В апреле 2000 года отменен Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1995 года "Об исчислении стажа работы для кандидатов в судьи военных судов". На этом основании кандидатам на должности судей в стаж работы по юридической профессии перестали зачислять срок их военной службы на офицерских должностях. Это привело к появлению новых проблем в вопросах поддержания укомплектованности судьями военных судов на прежнем уровне.
Дело еще и в том, что согласно положениям Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ на должности судей и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов назначаются прикомандированные к ним в пределах лимитов, утвержденных Президентом Российской Федерации, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба. В связи с тем, что комплектование военных судов до принятия закона осуществлялось только военнослужащими Вооруженных Сил РФ, а подготовка кадров проводилась в учебных заведениях Министерства обороны, эти новые подходы вызвали определенные трудности в комплектовании военных судов подготовленными офицерами. В течение 2000-2001 гг. должностными лицами Главного управления проведена большая работа по решению вопросов комплектования военных судов военнослужащими за счет численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, пропорционально их численности, как это предусмотрено законом и Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2000 г. № 730. В настоящее время эта проблема практически решена, и мы благодарны за понимание проблем и поддержку в данном вопросе руководителям министерств и ведомств, за счет численности которых осуществляется прикомандирование военнослужащих к военным судам.
И в заключение, пользуясь случаем, хочу поздравить с юбилеем Главного управления всех его сотрудников и ветеранов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker