на главную страницу

11 Октября 2001 года

Россия и мир

Четверг

"Томагавком" узел не разрубить

Что видно с таджикско-афганской границы

Алескендер РАМАЗАНОВ, "Красная звезда".



Над древним Мазари-Шарифом по ночам стоит зарево. Звуки разрывов тяжелых авиабомб слышны на расстоянии 80 километров - на стыке границ Афганистана, Узбекистана и Таджикистана. Российские пограничники в зоне ответственности Пянджского погранотряда докладывают о том, что боевые действия между талибами и Северным альянсом возобновились с новой силой...

В темное время суток афганское приграничье рокочет моторами, озаряется сполохами реактивных систем залпового огня. В островную зону реки Пяндж вновь потянулись беженцы. Ночь с 8 на 9 октября можно считать началом нового поворота военно-политической ситуации в Афганистане. По меньшей мере в северной его части. Противоборствующие стороны вновь пришли в движение после десятидневного затишья. Талибы оправились от шока после первого удара по главным городам Афганистана, а Северный альянс несомненно понял, что "томагавки" могут быть подспорьем в борьбе с наемниками и террористами, но не станут решающим средством для восстановления законного государственного строя, разрешения афганского кризиса в целом.
Текущий момент особенно четко показывает, что большую часть задач политического и военного характера в деле борьбы с международным терроризмом и экстремизмом придется решать центральноазиатским странам СНГ и России. Ведь свержение конституционного строя в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии прямо входило в планы фундаменталистов, действующих под прикрытием талибов. Да и сами "студенты" никогда не отказывались от расширения джихада на север, к Бухаре и Самарканду.
Что сегодня в активе России и центральноазиатских государств Содружества, с их четко заявленной позицией неучастия в прямых силовых акциях против террористов в Афганистане? Во-первых, согласованность действий. Во-вторых, гибкость в отношении таких "щекотливых" вопросов, как предоставление аэродромов и баз для размещения американских десантников. В-третьих, наличие на внешнем южном рубеже СНГ значительных сил, действия которых скоординированы именно в вопросах противодействия агрессии извне. Вооруженные силы Узбекистана и Таджикистана молоды, но уже имеют боевой опыт. Россия представлена здесь Группой погранвойск в Таджикистане и 201-й мотострелковой дивизией. Сил для отражения агрессии любого возможного на этом направлении масштаба достаточно. Но кому-то очень хочется, чтобы вся эта отлаженная, четко сориентированная военная машина пересекла афганский рубеж...
Чем иначе объяснить тот факт, что со ссылкой на "официальный" Пентагон в "Вашингтон-пост" и других "компетентных" источниках одна за другой появляются сенсации типа: "в Узбекистане высадилось 2 тысячи американских рейнджеров...", "гостиницы Душанбе заполнили американские пилоты...", "Таджикистан предоставил свои аэродромы для размещения американских ВВС". Последний "писк" информированности: "201-я дивизия резко увеличила свой численный состав, ее танки с российскими экипажами пересекли Пяндж".
Чтобы остановить поток этих "сенсаций", командование дивизии вынуждено было пригласить журналистов на пресс-конференцию. На ней заместитель командира соединения полковник Александр Рубцов долго и подробно объяснял журналистам, что в сентябре и октябре в дивизию действительно прибыло около полутора тысяч военнослужащих из внутренних округов России. "Это было намеченное еще в начале года плановое заполнение штатов соединения, - отметил он. - Ни одного военнослужащего сверх штата в дивизии нет. Боевая техника и оружие, которыми мы располагаем, рассчитаны исключительно на выполнение боевых задач силами дивизии. Никакого отношения к поставкам оружия Северному альянсу соединение не имеет, да и не может иметь".
Наши подразделения, отметил далее представитель командования 201-й, находятся на наиболее ответственных участках таджикско-афганской границы с целью усиления российских пограничных застав. Обстановка на сопредельной стороне хорошо известна, она достаточно сложная, но нет никаких оснований сомневаться в том, что дивизия готова выполнить задачу по обороне вверенных ей участков внешнего южного рубежа Содружества. Силы и средства для этого имеются.
Создается впечатление, что кому-то очень хотелось бы напрямую вовлечь Россию и Центрально-Азиатский регион в действия на территории южного соседа. Но у нас, как говорится, такой опыт еже есть...
У афганского кризиса нет военного решения. Автор этого постулата - президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов. В Афганистане уже не один год идет война. Не террористы ее начинали, не их уничтожением она закончится. Любое иноземное вмешательство, если оно выйдет за рамки оправданного, повлечет существенные жертвы среди коренного афганского населения, увы, только подольет масла в огонь.
Сейчас Северный альянс и талибы перегруппировывают свои силы на севере страны для решающего сражения. Бомбардировки практически не изменили ни планов Северного альянса, ни устремлений талибов. Это тот самый случай, когда топором, то бишь "томагавком", узел не разрубить.
Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА,Дмитрия и Артема Коротаевых.Душанбе.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker