на главную страницу

12 Октября 2001 года

Тема номера

Пятница

Наперекор стихии и сомнениям

Операция "Подъем": хроника подвига

Роман ФОМИШЕНКО, Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".



Считанные дни остаются до постановки атомохода "Курск" в плавучий док, где покалеченное тело "уставшей подлодки" осмотрят специалисты и приготовят, как готовят человека, в последний путь... Экспедиция особого назначения (ЭОН), которую возглавляет Герой России вице-адмирал Михаил Моцак, полностью выполнила задачи, порученные ей Президентом РФ. Позади уникальнейшая операция по подъему атомного ракетоносца с глубины более ста метров, в возможности проведения которой сомневались не только многие журналисты и политики, но даже военные, в том числе подводники. И не без основания: за всю историю мирового атомного ракетного подводного флота ничего подобного еще не бывало.
На дне Карибского моря навечно остался советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219, который затонул в результате аварии с баллистической ракетой в октябре 1986 года. Примерно в ста милях юго-восточнее острова Медвежий на дне Норвежского моря лежит атомная субмарина "Комсомолец", затонувшая 7 апреля 1989 года. И это только часть трагической дани, которую собрал океан. Всего в прошлом веке погибло в результате аварий не менее 207 подводных лодок различных государств. Получили наибольшее общественно-политическое звучание катастрофы американских атомных субмарин "Трешер" 10 апреля 1963 года и "Скорпион" 10 мая 1968 года. Обе также остались на морском дне.
"Курск" - первый атомный ракетоносец, который удалось поднять из глубины. Работа по подготовке и проведению операции "Подъем" заняла один год один месяц и двадцать восемь дней. В составе ЭОН в море работали более 2.600 человек. К этим работам были привлечены более 200 иностранных специалистов, находящихся на шести судах под зарубежными флагами. Успешное завершение подъема и буксировки субмарины - достижение не только технической, конструкторской мысли, это прежде всего достижение человеческого духа, мужества и героизма водолазов-глубоководников.
С первых дней спасательной операции в августе прошлого года они шли на риск, движимые только одной мыслью - спасти подводников "Курска". Страна затаив дыхание следила за сообщениями СМИ о том, как вновь и вновь пытались состыковаться с субмариной автономные снаряды (АС). Эти безрезультатные попытки вызывали в сердцах горечь и недоумение. Но теперь, по прошествии времени, мы можем по достоинству оценить мужество наших водолазов. Они шли на глубину, презирая опасность, бросая вызов разбушевавшейся стихии.
Вот Что рассказали очевидцы. Во второй половине дня 13 августа 2000 года погода начала свежеть, на волнах появились белые "барашки". К вечеру заштормило. Ближе к полуночи с 13 на 14 августа под воду спустился АС-34. Утром волнение моря достигло 3-4 баллов. Несмотря на это, спасательные работы продолжались. В понедельник, 14 августа, в район пришли киллектор, доставивший АС-15, и плавкран с аппаратом АС-36. Амплитуда качки увеличилась и мешала спустить на воду АС без риска разбить его о палубные надстройки. И тем не менее автономные снаряды уходили под воду. Утром 15 августа наступает очередь идти на глубину экипажу спасательного аппарата АС-34. Во время спуска на воду в штормовых условиях произошел удар о борт, был поврежден курсоуказатель. Спасатели быстро исправили прибор, и аппарат ушел под воду. Во время подъема того же аппарата АС-34 на борт спасательного судна "Михаил Рудницкий" из-за сильной качки он вновь ударился о палубное устройство и получил повреждения.
В среду, 16 августа, командующий Северным флотом отдал приказание готовиться к спуску команде АС-15. Тем временем плавкран с АС-36 на борту, который в штормовых условиях не удалось спустить на воду, направился в сторону берега. На более спокойной воде спасательный аппарат поставили на плав, а затем отбуксировали к месту погружения. Одержимые мыслью о спасении "курян", экипажи автономных снарядов забывали о том, чем сами рискуют, уходя в штормовое море.
Подвигом без какого-либо преувеличения можно назвать спуски наших водолазов-глубоководников и проникновение внутрь прочного корпуса АПРК. Забудем на минуту о профессиональном риске, связанном с компрессией и декомпрессией во время погружения и подъема, когда велика вероятность баротравмы легкого. Теперь уже можно сказать, что на карту были поставлены не только здоровье, а подчас и жизнь наших глубоководников. История знает такие примеры. Во время аналогичной операции на борту затонувшего пассажирского лайнера "Адмирал Нахимов" погибли два российских водолаза.
В районе аварийной подлодки всякое могло случиться. Однажды во время резки легкого корпуса был задет баллон с воздухом высокого давления. Вырвавшаяся под большим давлением струя воздуха была сродни взрывной волне на поле боя. Наши водолазы, к счастью, не пострадали.
А их походы в межотсечное пространство и в отсеки, заваленные покореженной арматурой, где любой острый, как бритва, обрезок металла мог распороть резиновый костюм глубоководника и стать для него смертоносным? Каждый такой спуск надо приравнивать к рукопашной схватке в траншее противника. Занятие опасное еще и потому, что рядом - два реактора, в каждом из которых по полтонны урана, крылатые ракеты со штатными боевыми частями, в том числе, возможно, аварийные, фрагменты торпед и боевых отделений к ним. Все могло случиться...
Несмотря на трудности и опасности, подстерегавшие на глубине, водолазы справились с поставленными задачами.
И вот наступает последняя ночь перед подъемом "Курска". Теперь это событие, которого ждали на флоте и далеко за его пределами, уже становится историей.
7 октЯбрЯ. Время - 19:30. В рубке оперативного дежурного на крейсере "Петр Великий", куда стекается вся информация о происходящем в районе операции, собрались офицеры походного штаба. Начальник штаба ЭОН контр-адмирал Валерий Филатов проводит плановое вечернее ориентирование. Под его руководством военные моряки успешно работали четыре месяца. Дежурить "в ночь", которой, не исключено, суждено стать исторической, заступили капитан 1 ранга Анатолий Федоров, капитаны 2 ранга Алексей Кондратенко, Олег Ивлев, Игорь Ткачук и подполковник Михаил Сливко.
На рабочем столе шесть макетов отображали этапы подъема "Курска": исходное положение, преодоление силы присоса, разрушение связи с первым отсеком, подъем АПРК, постановка его в "седло". События развивались по схеме № 2. Согласно ей тросовые домкраты "Гианта" должны были развить суммарную нагрузку в 10.950 тонн. Однако к восьми вечера она достигла только 5 тонн.
8 октября. 00:55. Домкраты наращивают усилие. На корму дана нагрузка уже в 3.080 тонн. На нос - 2.790. Спустя еще два часа суммарная подъемная сила достигает 7.270 тонн.
02:45. Акустики "Петра Великого" фиксируют скрежет металла.
03:22. Подъемная сила достигла восьми с половиной тысяч тонн. Но "Курск" по-прежнему неподвижен...
03:54. Нагрузка 8.660 тонн. Согласно предварительным расчетам, когда она достигнет 9.500 тонн, должен произойти отрыв. Но на практике события развиваются иначе. В 04:04 капитан 2 ранга Сергей Буцких сообщает, что в 3 часа 55 минут произошел отрыв атомохода от грунта. В этот момент "Курск" "прыгнул" вверх на 5 метров, со дна поднялось большое облако из песка и ила, а "Гиант-4" подался на несколько метров назад.
В 10:18 с баржи отдали последний трос, обеспечивавший связку "Гианта" с бетонной плитой, установленной на дне, и судно медленно сдвинулось с места. Скорость была меньше одного узла. Но фактически буксировка еще не началась. Баржа просто дрейфовала, гонимая ветром и течением.
- Это была титаническая работа по поиску уникальных технологий, руководству большим интернациональным коллективом, - рассказал руководитель водолазных работ контр-адмирал Геннадий Верич. - Еще никогда в мировой практике такие операции не проводились в международном сотрудничестве, никогда не совмещались технологии и технические решения различных стран. Мы трудились во имя памяти подводников "Курска", отдавших морю самое дорогое - свою жизнь. Я очень надеюсь, что подъем лодки даст возможность определить конструктивно-технические погрешности, ставшие возможной причиной трагедии.
- Прошедшая ночь стала своеобразной проверкой правильности решений, которые мы принимали в апреле и мае. И мы очень рады, что путь, избранный нами, оказался верным, - отметил заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Михаил Барсков. - Когда я понял, что лодка начала движение, испытал предельно волнительные чувства.
- Это была самая впечатляющая ночь за последний год, - рассказывает Игорь Спасский. - Мы долго шли к этому событию и, честно говоря, ожидали в эту ночь больших трудностей. Но благодаря огромной подготовительной работе она прошла на редкость гладко и удачно. Нам не потребовалось проводить никаких дополнительных вспомогательных операций для облегчения всплытия лодки. Мы подняли субмарину, не превысив усилие, равное ее весу. Это редчайший случай в судоподъемной практике. К счастью, не добавил проблем и первый отсек. Когда стало ясно, что отсек остался на дне, от сердца отлегло. Честно говоря, не мог слез сдержать. Все молодцы. В мировую практику судоподъема внесен огромный вклад.
С "Майо" голландские специалисты опустили памятную плиту с надписью о том, что здесь проходила работа по подъему российской субмарины.
Через несколько месяцев, когда начнется операция по подъему фрагментов торпедного отсека, здесь, возможно, появится еще одна памятная плита. Как рассказал помощник начальника штаба ЭОН капитан 1 ранга Владимир Гелетин - отец погибшего на "Курске" капитан-лейтенанта Бориса Гелетина, на ней будут выбиты имена подводников, павших смертью храбрых в первые секунды после взрыва. От основания этого подводного памятника к поверхности уйдет трос с буем, на котором закрепят крест. Он будет напоминать морякам о подводниках АПРК "Курск" и, конечно, о самоотверженности и мужестве водолазов-глубоководников, без которых не состоялась бы уникальнейшая в мире операция "Подъем".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker