на главную страницу

14 Октября 2001 года

Армия сегодня

Воскресенье

Будем летать!

Лейтенант Наталья КУЗЬМИНА.



Как это нередко бывает, свою сокровенную мечту - стать летчиком, подняться в небесную высь - Владимир Вологжанин сумел воплотить не сразу. О небе он мечтал еще с детства, когда жил в небольшом авиационном гарнизоне под Одессой. Свою будущую профессию он выбрал неспроста - постоянно общался с авиаторами, летал (был грех, брали на борт) вместе с отцом. Вот так он и решил стать командиром боевого вертолета. После школы поступал в Саратовское вертолетное училище. Но не прошел по конкурсу. Ему предложили попробовать силы в Кировском училище, где готовят борттехников.
Расстроился, но, подумав, согласился - все равно буду летать! Тем более что в мыслях Владимир давно уже прокручивал тот момент, когда сядет за штурвал, неторопливо, предвкушая полет, подгонит под себя сиденье, проверит парашют и запустит двигатель.
Прошло два с половиной года. Получив погоны прапорщика, Владимир по распределению отправился служить в гарнизон Озинки, что в Саратовской области. Место это славилось тем, что с восходом солнца начинали дуть ветра - 15 метров в секунду. "Не иначе, сегодня у нас штиль", - шутили летчики.
- Эти ветра здорово "высушили" меня, - смеется Вологжанин. - С тех пор я всегда в одной весовой категории - 65 кг. Однако не прошло и трех лет, как должность бортового техника, обслуживающего вертолет Ми-2, ему, что называется, приелась. Он решил поступать в летное Саратовское училище.
Когда завершил учебу, Владимиру исполнилось двадцать шесть лет. Возраст для продвижения по службе, по летным меркам, более чем солидный. Его уговаривали остаться в училище инструктором, гарантировали капитанские погоны. Но Вологжанин стоял на своем: хочу в боевой полк. Внутренний голос подсказывал, что нельзя останавливаться на достигнутом, плыть по течению. Даже если оно сулит "тихую гавань" и нормальный полет.
В конце концов настойчивости лейтенанта уступили. Поверили, что летная судьба у него сложится благополучно.
Германия встретила Владимира не только недоступными тогда для россиян изысками заграницы. Она его в буквальном смысле ошеломила. Но жизнь показала - высокая планка судьбой была поставлена не случайно. Пришлось переучиваться на Ми-24. Освоив новый вертолет, Вологжанин попал в отдельную эскадрилью.
Когда новичок познакомился с коллегами, с которыми предстояло летать, был потрясен. Что ни летчик, то - заслуженный. Да еще и дважды орденоносец, имеющий за плечами изрядный боевой опыт Афганистана. Вот тогда и призадумался Владимир: не поздно ли ему искать свое место среди таких молодых, но уже признанных асов? Но отступать было некуда.
Однажды его остановил замполит эскадрильи.
- Слушай, чего ты не летаешь с "заднего сиденья"?
- Не знаю, - опешил он. Потом добавил: - Ведь это место командира экипажа. А я вроде бы бесперспективный, возраст не позволяет.
- Ничего, - ответил замполит. - Будем летать!
Эти два слова перевернули всю его дальнейшую службу. Владимир "прорвался" через все зачеты, которые принимали у него с особым пристрастием. Ведь были другие, более молодые летчики, претендующие на это место.
Буквально за полгода он дошел до уровня летчика 2-го класса. Оставалось подтвердить навыки и знание на экзамене. Казалось, вот она "птица счастья" - выстраданная, заработанная потом. И ее Вологжанин старался не спугнуть.
Но фортуна снова и снова ускользала от него, отодвинув важный экзамен на долгих пять лет. Так и пролетал командиром экипажа, имея невысокую классность по бумагам, но фактически давая фору многим своим коллегам.
Вывод войск из Германии опять забросил его в родные Озинки. Но столько много летчиков здесь не ждали: полк в связи с прошедшим сокращением частей имел двойной комплект пилотов. Да и командиры, не стесняясь, дали понять - ты, мол, здесь лишний.
Владимир чуть было не поддался обстоятельствам и готов был написать рапорт на увольнение. Но желание летать перебороло минутную слабость. Через полтора года он снова по праву занял место командира винтокрылой машины. А спустя девять месяцев уже возглавил эскадрилью.
Даже сегодня полковник Владимир Вологжанин не может объяснить тот прорыв, в который бросила его судьба. Полетав в новой должности, поступил в академию. А затем состоялось распределение в один из полков Дальневосточного военного округа. Здесь он за несколько лет вырос до командира полка.
Начиная службу, Владимир Анатольевич даже не предполагал, что станет командиром экипажа. Тем более, что возглавит полк. Ведь получалось, что он все время "опаздывал", не вписываясь в "летную возрастную сетку".
- Судьбе я не сопротивлялся. Единственный раз пошел вопреки ей: еще в училище сел в правое кресло. Ручку управления повернул максимально влево. Вертолет так крутануло, что дух захватило. Зуд в руках почувствовал, и тогда точно понял: хочу летать, - с улыбкой вспоминает Вологжанин. - Этот полет и стал, наверное, точкой отсчета всей моей служебной карьеры.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker