на главную страницу

14 Октября 2001 года

Армия и общество

Воскресенье

Север тоже кормит Россию

На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы России Валентина ПИВНЕНКО

Алексей ЛЯЩЕНКО.



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Валентина Николаевна Пивненко родилась в Петрозаводске. Окончила Петрозаводский государственный университет и Московскую академию труда и социальных отношений. По специальности - экономист и социолог.

Работала инженером Петрозаводского и Прионежского химлесхозов, была на различных должностях профсоюзной работы.
В декабре 1999 г. по Карельскому одномандатному избирательному округу №16 избрана депутатом Государственной Думы, где возглавила Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.
- Валентина Николаевна, проблемы Север
а в России, фактически 60 процентов территории которой являются северными, видимо, непреходящи, так как повторяются из года в год. При этом общая численность населения на Севере за последние годы значительно сократилась, объемы инвестиций существенно падают, люди в большинстве своем бедствуют...
- Север требует к себе определенного отношения. Здесь полярная ночь, жесткая по сравнению со средней частью России зима, бездорожье (во многие точки можно добраться только воздушным путем). Север - это также и определенные уголки России, куда только на протяжении 2-3 недель в году можно завезти необходимое топливо, продовольствие, медикаменты и т.д. Но в то же время Север - это практически вся таблица Менделеева и основной источник доходной части федерального бюджета на долгую перспективу, в том числе и валютных поступлений.
Много лет государственное обеспечение северных районов всем необходимым для нормальной жизнедеятельности населения обеспечивается благодаря северному завозу. Решение этой проблемы позволит северянам реально почувствовать внимание со стороны государства. Помощь государства Северу обоснованна. Потому что не Россия кормит Север, а Север, по сути, кормит всю Россию.
Парадоксально, но у Севера сейчас нет настоящего "хозяина". Сейчас в России не существует госструктуры, которая бы координировала деятельность государства на северном направлении. Госкомсевер в прошлом году был упразднен, и сейчас эти функции выполняет департамент Министерства по делам экономического развития и торговли РФ. И выполняет он их в очень усеченном виде, потому что проблем и задач у этого министерства очень много и они чрезвычайно разнятся. Я, честно говоря, не слышала о том, что может быть создана федеральная структура непосредственно по Северу. Напротив, периодически идут разговоры о том, чтобы и этот департамент ликвидировать. Поэтому, конечно, нужен координирующий орган.
- Вот тот же северный завоз. Основная проблема - недостаточность финансирования. Как обстоит с этим дело сейчас?
- Проблема северного завоза - это не только проблема выделения денег из федерального центра. Средства на завоз выделяются как из федеральных, так и из региональных бюджетов и внебюджетных источников. И если говорить о его финансировании, то ситуация, на мой взгляд, улучшается. В 2000 году бюджет отпускал на эти цели всего 3 млрд. руб. А на 2001 год эта сумма была заявлена в 6.650 млрд. руб. Депутатам нашего комитета удалось провести в бюджет поправку на дополнительные средства в 350 млн. Эти деньги реально выделены, распределены и процентов на 80 уже направлены территориям. В этом году по сравнению с прошлыми финансирование проходило по графикам, определенным Правительством РФ, даже с опережением. Причем раньше проблема была в том, что северный завоз начинается в мае, а деньги на выполнение работ в регионах получали только к концу лета. Сейчас эта ситуация изменилась. И проблем по направлению средств, выделенных и уже полученных в регионах, практически не было.
Финансирование растет. Но не все так просто. Хотя бы потому, что за то время, как мы увеличиваем расходы на северный завоз, не единожды меняются тарифы, к примеру, на перевозки или цены на топливо. А все это отражается на северянах.
Так что выделяемых на северный завоз средств, конечно же, недостаточно. Расходы на эти цели, на наш взгляд, необходимо поднять как минимум до 13 миллиардов рублей в год. Это критический минимум завоза без учета продовольствия. Ведь продовольствие завозят в основном частные компании, которые в принципе с этой задачей справляются. Мы будем постоянно добиваться увеличения расходов на Север.
Не менее важный аспект проблемы - состояние жилищно-коммунального хозяйства: котельных, трубопроводов, складских помещений и т.д. Все это устарело и требует срочного ремонта. Причем необходимо параллельно контролировать целевое использование финансовых средств. Многие средства, выделенные на северный завоз, распыляются, уходят на вывод из кризиса системы ЖКХ в северных районах России, выплаты заработной платы работникам системы ЖКХ и т.д. Очевидно, эти вопросы надо оперативно решать. Потому что прошлогодний кризис в Приморье был во многом вызван именно этими причинами.
- А в этом году он не повторится?
- Направление реформы системы ЖКХ не случайно обозначено как одно из главных в работе правительства. И дело не в том, что необходимо менять форму и размеры оплаты за предоставляемые коммунальные услуги, а прежде всего в том, чтобы заниматься совершенствованием технической и технологической сторон этого огромного комплекса. Ведь именно система ЖКХ "проедает" в северных территориях более 40 процентов бюджета... От того, как будут взаимодействовать в этой работе все участники процесса - от федеральных органов до каждого муниципального образования и предприятия в регионах, зависит, возникнут ли снова проблемы с теплом на Севере в наступающую зиму.
Что касается непосредственно Приморья, то дополнительные доходы, 350 млн. рублей, которые я называла, по распоряжению правительства РФ в августе были распределены между территориями. Приморскому краю было добавлено 10 млн. рублей. Сейчас северный завоз в Приморье выполнен чуть больше, чем на 50 процентов, по сравнению с прошлым годом. Но время еще есть. И работа, не только по Приморью, но и по всем другим регионам, идет ежедневно, постоянно и целенаправленно.
- Как взаимодействует ваш комитет с федеральными и региональными властями при решении проблем Севера?
- Взаимопонимание есть. Неплохую лепту в решение проблем Севера вносят российские топливные компании, которые достаточно серьезно и с пониманием относятся к обеспечению населения и предприятий Севера теплом. Так что эта зима с точки зрения организации северного завоза должна быть более благоприятной. Я могу сказать, что сегодня в таких проблемных регионах, которые постоянно были зоной особого внимания, как Чукотский АО, Таймыр, Эвенкия, на будущую зиму проблемы с топливом уже решены. На Чукотке северный завоз выполнен на 187 процентов - почти двойной запас, чего никогда не бывало. На 130% запаслись топливом в Эвенкии, почти на 100% - в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО.
Оставить на Севере человека без тепла - это смерть. А задача нашего комитета - сделать так, чтобы человек на Севере получал государственную поддержку, расписанную и предусмотренную бюджетом Российской Федерации. И поддержка эта должна иметь вид закона о госгарантиях и компенсациях северянам, обязательного для исполнения. Сейчас в комитете идет работа над уже внесенными проектами такого закона. И наш комитет стремится к тому, чтобы Север не подвергся замораживанию, а такие попытки уже трижды имели место. Мы хотим более четкого финансирования, которое за последние годы, к сожалению, проводилось не по всем направлениям. Потому что только тогда у жителей Севера будет все в порядке, когда они будут знать, что, отработав положенное на Севере, они получат от государства и право на пенсию на льготных условиях, и возможность переехать в тот город России, который будет для них благоприятен, и государство им в этом реально поможет.
- А ведь в США, Канаде, Скандинавских странах отношение к северным территориям и их жителям именно такое...
- Да, государство в этих странах не жалеет средств на освоение и поддержку Севера. У нас сложились очень хорошие отношения с Северным Советом. Это международная организация, объединяющая парламентариев 7 северных стран - Канады, Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании, Швеции и России. И мы в своей работе делаем все возможное, чтобы использовать опыт наших соседей и поделиться тем, что наработано у нас. Но, конечно, нам есть, к чему стремиться.
- Как складываются в северных регионах России отношения с военными?
- В рамках северного завоза у армии и флота свои задачи. Но взаимодействие гражданских и военных обязательно, потому что без взаимной поддержки проблемы не решаются. И на Камчатке, и в Мурманске, и в Архангельске, и в других районах идет постоянная совместная работа гражданских властей и военного командования по организации северного завоза, отопления, решения каких-то чрезвычайных ситуаций. И это взаимодействие происходит в первую очередь на уровне руководителей регионов и командующих. Как гражданским сейчас на Севере не выжить без помощи армии, так и военным без гражданских очень туго. Так что на Севере развиваются все формы сотрудничества с армией и флотом.
В то же время основной проблемой для военнослужащих, как, впрочем, и для гражданских, остается недостаточное финансирование по очень многим направлениям. У нас немало обращений от органов местного самоуправления и от администраций регионов по долгам военнослужащих местным бюджетам. Ведь не топить, не давать энергию или хлеб армии, когда она в этом нуждается, гражданский руководитель не может. А платить-то кто за это будет? И эта помощь идет за счет местных бюджетов, а значит, за счет местных жителей.
С другой же стороны, и армии государство должно не меньше. Вот только сегодня я занималась очередным обращением по невыплате "боевых". И только у меня таких заявлений 51...
- Это от ваших избирателей?
- Да, я депутат от Карелии. И в нашем регионе проблем у военных также очень много. Вот взять, к примеру, пограничников на самой спокойной границе России - с Финляндией. Совсем недавно я была в городе Сортавала. В ходе встреч с жителями, руководителями города они говорили, что "помогали, помогаем и будем помогать пограничникам". Но из-за того, что эта помощь идет уже достаточно длительное время, и не из воздуха, а за счет бюджета города, то долги накапливаются, а жители недополучают многого, например, из социальной сферы.
Так что отношения гражданского руководства и военнослужащих взаимосвязаны. И поэтому, когда идет работа над проектом федерального бюджета на 2002 год и объявляется о приоритете проблем обороны и безопасности России, то речь, естественно, идет о поддержке военнослужащих. Это совершенно правильно, и я всегда поддерживаю такие начинания.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker