на главную страницу

14 Октября 2001 года

Линия жизни

Воскресенье

На страховку надейся, но и сам не плошай...

Андрей МАТЯХ,"Красная звезда".



В общем "пакете" социальных льгот и гарантий защитников Отечества практика обязательного государственного страхования военнослужащих по своей значимости занимает далеко не последнее место. Не случайно письма, посвященные этой теме, составляют заметную часть редакционной почты.
В немалой степени такой интерес читателей обусловлен тем, что обязательное государственное страхование военнослужащих было введено сравнительно недавно. Соответствующее постановление Совета Министров СССР № 1393 вышло в свет в 1990 году, однако его положения еще довольно долго оставались бездействующими, поскольку не был разработан механизм их практического применения.
Положение изменилось лишь после принятия в 1992 году пакета военных законов, в том числе Федерального закона "О статусе военнослужащих". Эти нормативные акты составили правовую основу системы социальной защиты людей в погонах, пострадавших при исполнении воинского долга. Вопросы же их практического применения были закреплены в постановлении Правительства РФ № 295 от 1993 г., а позже - в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". Именно этим нормативно-правовым актом определены страховые случаи и размеры страховых сумм, подлежащих выплате в конкретных ситуациях, спектр которых, кстати, весьма широк.
Реализацией страховой защиты военнослужащих занимается ОАО "Военно-страховая компания", с которой Министерство обороны РФ заключило соответствующий договор. Аналогичные соглашения заключили с "ВСК" и другие силовые министерства и ведомства, в которых предусмотрена военная служба: Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и т.д.
Время показало, что выбор партнера был удачен - по большинству показателей "ВСК" входит сегодня в число ведущих страховых структур России. Такая оценка вполне объективна: в августе текущего года впервые в истории отечественного страхового рынка был составлен рейтинг действующих на нем компаний. Согласно ему "ВСК" значится среди лидеров, обладая "исключительно высоким уровнем надежности с позитивными перспективами". Это означает, что ее клиенты вправе ожидать от компании своевременного выполнения всех ее финансовых обязательств.
ВпроЧем, одно лишь доверие - весьма зыбкая основа для плодотворного делового сотрудничества. Особенно если речь идет о столь серьезной и даже болезненной проблеме, как выполнение социальных гарантий защитникам Отечества. Поэтому вопросы исполнения законодательства в группе Военно-страховой компании и ее филиалах находятся под пристальным контролем Главной военной прокуратуры.
Прокурорские проверки деятельности "ВСК" уже давно приобрели регулярный характер. В первую очередь и наиболее внимательно исследуются вопросы, касающиеся страховых выплат, связанных с проведением контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Как, впрочем, и любой случай выполнения страховых обязательств перед военнослужащим, получившим ранение при выполнении воинского долга, и родственниками погибших. Последние прокурорские проверки, проведенные уже в текущем году, в том числе и совместно с Департаментом страхового надзора Минфина РФ, существенных нарушений законодательства в "ВСК" не выявили.
Однако мнение некоторых наших читателей, сообщающих в своих письмах о проблемах, возникающих порой при получении страховок, на первый взгляд противоречит такому выводу. Причем ответственность за волокиту они склонны возлагать именно на "ВСК". Что, в общем-то, логично: ведь расчет ведет компания, кому же и предъявлять претензии, как не ей?
Подобные случаи, по мнению сотрудников и руководителей "ВСК", бьют по ее престижу и деловой репутации. Но, как они утверждают, далеко не всегда заслуженно. И с этой точкой зрения, между прочим, вполне согласны работники военной прокуратуры. Их вывод таков: причиной нарушения прав военнослужащих и членов их семей на страховое возмещение причиненного здоровью вреда либо гибели зачастую становятся недобросовестность или правовая безграмотность иных воинских должностных лиц.
В частности, установлено, что свыше 16 процентов от общего количества направленных военными комиссариатами в "ВСК" документов на страховые выплаты и единовременные пособия оформляются с нарушением существующих правил. Естественно, в подобных случаях вопросы расчета с военнослужащими и членами их семей надолго "зависают", причем отнюдь не по вине компании.
Имеют место и факты откровенно криминального свойства - скажем, предоставления командованием и военными комиссарами необоснованных документов на получение страховых выплат. Только в прошлом году в "ВСК" из военкоматов поступило более полутора тысяч материалов, оформленных при отсутствии самих страховых случаев. Имели место и факты подлога. Удалось предотвратить получение незаконных выплат почти на 150 тыс. рублей, однако более 50 тыс. все же были получены махинаторами.
По материалам о подлогах органами военной прокуратуры возбужден ряд уголовных дел. Вот лишь один из подобных случаев: врач воинской части М. (фамилия в интересах следствия не называется) по просьбе некоторых военнослужащих и их родителей за вознаграждение оформлял фиктивные медицинские документы о признании их негодными к военной службе по состоянию здоровья. Один из этих военнослужащих рядовой Н. Сочеев обратился в Военно-страховую компанию и получил страховку в размере 3 тыс. 140 рублей, за что и был осужден военным судом Самарского гарнизона.
В настоящее время по документам, представленным Военно-страховой компанией в ГВП, Московской городской военной прокуратурой расследуется уголовное дело по фактам неоднократного незаконного получения страховок по подложным документам полковником У. Проводятся проверки и по другим аналогичным действиям.
Немало "сюрпризов" преподнесли и прокурорские проверки исполнения законодательства об обязательном государственном страховании военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, проведенные в военкоматах и частях всех военных округов. Выяснилось, что многие должностные лица военкоматов и штабов слабо знают положения законов, что приводит к нарушению сроков оформления и отправки в "ВСК" документов на получение страховых выплат. Нередко допускаются ошибки и при определении страховых случаев, и при подготовке документов. В результате пострадавшие (действительно, а не фиктивно) военнослужащие и родственники погибших вынуждены обращаться с жалобами непосредственно к страховщику, подозревая в недобросовестности именно его. С начала текущего года "ВСК" получено уже более 1.900 подобных писем.
Это заставлЯет задуматься о том, что военнослужащим и членам их семей, пожалуй, не стоит в вопросах реализации своих прав по обязательному государственному страхованию занимать отстраненную позицию, всецело доверяться компетентности и добросовестности иных ответственных должностных лиц, представляющих документы для страховых выплат. Увы, практика показывает, что иногда тем не хватает ни того, ни другого. Органы военной прокуратуры своевременно реагируют на нарушения и злоупотребления. Однако стоит ли вообще доводить дело до вмешательства Фемиды? Гораздо предусмотрительнее, по-видимому, самому заранее вникнуть в правовые нюансы страхования своей жизни и здоровья - согласитесь, проблема того стоит!
Сделать это, кстати, отнюдь не сложно. Министром обороны РФ 10 октября 1998 года издан приказ № 455, который был разослан до отдельной роты. Причем этот документ вышел в редакции, содержащей всю необходимую информацию для военнослужащего, не имеющего ни времени, ни возможности для ознакомления с полной нормативно-правовой базой, регулирующей вопросы обязательного страхования. Приказ, в частности, содержит полный текст Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, в нем изложено и постановление Правительства РФ от 29 июля № 855, которым утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, и перечень дающих на это право увечий (ранений, травм, контузий). Особый практический интерес представляет и включенная в приказ министра обороны РФ Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих с образцами справок и других документов, подлежащих оформлению и представлению в страховую компанию. Порядок же и условия выплат единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определены приказом министра обороны РФ от 2 февраля 1999 года
№ 55 "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей". При желании ознакомиться с этими нормативно-правовыми актами также не составит труда. Было бы, как говорится, желание...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker