на главную страницу

14 Октября 2001 года

История Отечества

Воскресенье

Второе рождение восьмого чуда света

Аркадий ПИНЧУК,"Красная звезда".



...Отдаленная канонада, сопровождаемая в сумерках уходящих белых ночей всполохами взрывов и заревом пожаров, с каждым днем все ближе и ближе подкатывала к Царскому Селу. И хотя еще раздавались бодрые заверения, что враг будет отброшен от Ленинграда и разбит, сотрудники Екатерининского дворца в авральном режиме паковали в ящики музейные ценности. Согласно эвакуационному расписанию, составленному еще в 1936 году, обязательному спасению в случае стихийных бедствий подлежало 276 экспонатов. Янтарная комната в этом списке не фигурировала, как не фигурировали и сотни других бесценных предметов. Но люди, падая от усталости, продолжали укладывать в ящики с древесной стружкой все, что можно было упаковать и спасти.

Когда эвакуационный список достиг семнадцати тысяч единиц, работники дворца собрались в Янтарной комнате. Первая же попытка снять со стены панель янтарного декора вызвала осыпь мозаики. Миллиметровые пластинки солнечного камня, ударяясь о пол, рассыпались мелкими кусочками. Чтобы разобрать комнату, нужно было какое-то технологическое решение, а главное - время. Его-то и не было. Красноармейцы требовали, чтобы все гражданские лица покинули прифронтовую территорию, - немецкие войска были уже в нескольких километрах...
Захватив город Пушкин, немецкое командование провело собственную инвентаризацию музейных дворцов и приступило к вывозу ценностей. Для Янтарной комнаты были подготовлены специальные ящики, специальный транспорт, специальная охрана.
В сентябре 1941 года особая автоколонна взяла курс на Сиверскую, затем через Лугу в Псков и через Ригу в Кенигсберг, где в январе комната была выставлена для осмотра в Королевском замке. Экспонирование янтарных панно было непродолжительным, и дальнейшая судьба восьмого чуда света, как называли Янтарную комнату, покрылась непроницаемой тайной.
Наверное, ни один шедевр из художественных творений человеческих рук не имел такой драматической судьбы и не был окружен таким набором всевозможных тайн, предложений и версий, не вызывал такого глобального поиска разгадки в интриге, закрученной минувшей войной. Следы Янтарной комнаты искали руководители обеих Германий, дипломаты и военные, юристы и писатели, разведка и пресса, аквалангисты и спелеологи, обыватели и разномастные авантюристы. Написаны тысячи статей, изданы сотни книг, сняты десятки фильмов. А уж всевозможных версий высказано бесчисленное количество. Тайна, увы, так и осталась тайной. К ее разгадке не удалось приблизиться ни на шаг, хотя на протяжении всех послевоенных десятилетий нас неоднократно убеждали, что поиски Янтарной комнаты близки к положительному завершению.
Считаю необходимым коротко напомнить читателю историю Янтарной комнаты.
В 1755 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны архитектор Бартоломео Растрелли установил в одном из парадных залов строящегося Екатерининского дворца янтарные панно - дипломатический подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I русскому царю Петру I.
В связи с тем, что размер янтарных панно был несколько меньше размера комнаты, Растрелли дополнил янтарный декор зеркалами и заменил вмонтированные в панно живописные картины Иоганна Грота четырьмя флорентийскими мозаиками из цветных камней, аллегорически изображающими пять человеческих чувств: "вкус", "зрение", "слух", "осязание и обоняние". Уникальные мозаики были выполнены во Флоренции в "Мастерской твердого камня" в 1750-х годах по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки. Уникальность их в том, что существуют они в единственном экземпляре. Технология изготовления подобных мозаик хранилась мастерами в секрете. Еще более непроницаемая тайна скрывала все творческие и профессиональные приемы мастеров, работающих с янтарем.
О Янтарном кабинете как о восьмом чуде света заговорили сразу, как только в Царское Село стали наезжать заморские дипломатические миссии, которым Янтарный кабинет показывали как символ великолепия летней резиденции царствующих особ. Сверкающая солнечным светом и теплом янтарная резьба на стенах парадной залы производила на гостей неизгладимое впечатление. Когда Екатерининский дворец и примыкающие здания обрели статус Государственного музея-заповедника, восьмое чудо света стало доступным для обозрения и простому народу. Все, кому до войны удалось побывать в этом музейном комплексе, вспоминали о Янтарной комнате как о некоем поражающем воображение драгоценном украшении в короне Царского Села.
...Боль утраты к концу семидесятых стала заметно идти на убыль. Способствовала этому почти доказанная версия, что Янтарная комната затонула в Балтийском море с подорвавшимся на мине немецким транспортом. О шедевре камнерезного искусства ХVIII века стали говорить не иначе, как в прошедшем времени.
И вдруг однажды я услышал по ленинградскому радио короткое сообщение о том, что группа талантливых мастеров-камнерезов под руководством известного ленинградского художника Генриха Хазацкого начала экспериментальные работы по воссозданию Янтарной комнаты. С этим художником меня совсем недавно подружил мой приятель - полковник Юрий Марков, доцент военно-медицинской академии. Я в тот же день на правах старого знакомого посетил мастерскую Хазацкого.
После всего прочитанного и услышанного о Янтарной комнате поверить в возможность воссоздания уникального произведения искусства, в возможность второго рождения чуда света было весьма не просто, о чем я без всякой дипломатии сказал Хазацкому. Попросил рассказать, какая сила подтолкнула его на такое рискованное и безнадежное дело.
Генрих показал мне небольшую, размером с бытовую хлебницу, янтарную шкатулку, приложил к ней цветной снимок.
- Шкатулка сделана у меня в мастерской, - сказал он, - а на фотографии - подлинник ХVIII века. Есть какая-нибудь разница? Эту работу мы выполнили для Калининградского музея янтаря.
Затем он развернул передо мной на полу мастерской рулон с переснятой в архивах фотографией одного из панно Янтарной комнаты. В натуральную величину.
- Если можно сделать шкатулку, почему не собрать панно?
- Но, Генрих, у янтарной мозаики есть цвет и рельеф. Как ты его воссоздашь с черно-белой фотографии, где все плоско и серо?
- Да, это самое трудное, - согласился он и положил на стол несколько папок со снимками, рисунками, схемами, графиками и кодограммами. - Наиболее характерные фрагменты панно мы подвергли спектральному анализу в одной из лабораторий оборонного предприятия. По ним опытным путем определили до микрона толщину янтарных пластин, создали сравнительную шкалу оттенков, создали голограммные проекции. И когда были уже близки к разгадке, вдруг обнаружили, что многих оттенков используемого для мозаики янтаря в природе не существует. Надо было дать точный ответ: или мы допустили ошибку в предыдущих исследованиях, или камнерезные мастера использовали неизвестные красители. В результате дополнительных поисков пришли к твердому выводу - надо искать состав красителей...
Художник показал мне кучу документов, вещественных доказательств, готовый фрагмент янтарного панно. И я поверил, что это не авантюра, что сделанное однажды человеческими руками можно и повторить. "Красная звезда" одной из первых рассказала своим читателям об этом необычном эксперименте. А вскоре состоялось решение Правительства СССР о выделении необходимых средств на воссоздание Янтарной комнаты и распоряжение Калининградскому янтарному комбинату на поставку сырья в Ленинград. Работа Генриха Хазацкого была взята под плотную опеку Управления культуры Ленсовета, Ленинградского обкома КПСС, Министерства культуры СССР. Работы над воссозданием Янтарной комнаты переводились в промышленную плоскость. Масштаб предстоящих дел диктовал свои требования - был создан художественный совет, назначены хозяйственные руководители, но тут стала набирать обороты некая сопутствующая подобным проектам подковерная возня, в результате которой Генрих Хазацкий был оттеснен от руководства группой мастеров-художников, а затем и вовсе исключен из списков авторского коллектива.
Я внимательно следил за всеми последующими публикациями о воссоздании Янтарной комнаты. Интерес к этой работе на протяжении последних двух десятилетий возникал не часто, но весьма бурно. Причины были разные: проблемы финансирования, сохранение кадров уникальных реставраторов, обеспечение янтарным сырьем мастеров-камнерезов. В 1997 году в Германии была обнаружена подлинная флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", и пресса проявила к этому событию пристрастный интерес: появилась возможность сравнить произведение современных мастеров с оригиналом. Многие надеялись на "провальную" сенсацию, уже заранее потирали руки. Но экспертиза показала, что мозаика наших камнерезов изготовлена на высочайшем художественном и профессиональном уровне. Стоящие рядом произведения невозможно было различить. История воссоздания Янтарной комнаты не знала более объективной проверки уровня мастерства... В общем, скандала не получилось и о янтарном чуде забыли на три года.
Работы по воссозданию восьмого чуда света ведутся за счет средств федерального бюджета. И хотя финансирование часто и надолго прерывалось, удалось освоить около восьми миллионов долларов. Недавно стало известно, что окончание работ по восстановлению Янтарной комнаты пообещала оплатить германская фирма "Рургаз Акциенгезельшафт" в размере 3,5 млн. долларов. Этот факт тоже был громко отмечен средствами массовой информации. Но за все минувшее двадцатилетие ни один журналист не вспомнил того, кто стоял у истоков второго рождения Янтарной комнаты.
На днЯх побывал в городе Пушкине, заглянул в Государственный музей-заповедник "Царское село", в Екатерининский дворец. Татьяна Жаркова - главный специалист одела информации сразу показала мне фотографию немецкого солдата на фоне развалин дворца. Снимок датирован летом 1943 года. Фото подарила музею гражданка Германии.
- Видите, каким был дворец уже летом сорок третьего? - Татьяна Зиновьевна пододвинула снимок ближе ко мне. - А писатель Гранин утверждает, что Екатерининский дворец при немцах был целехонек, а уничтожила его Красная Армия, когда освобождала Пушкин. Почему он говорит неправду?
В разговоре о проблемах воссоздания Янтарной комнаты мы коснулись и того вклада, который внес в научно-практические исследования художник Генрих Хазацкий. На мой вопрос, почему это имя так демонстративно забыто, Татьяна Зиновьевна лишь пожала плечами, хотя и отдала должное его заслугам.
Заместитель директора ООО "Царскосельская Янтарная мастерская" Владимир Домрачев сказал так: "Я не знаю, почему не вспоминают Хазацкого, но от тех, кто с ним работал, слышал: его вклад переоценить трудно, он вспахивал первую борозду. И по целине. А теперь как будто его и не существовало. Я убежден - это несправедливо".
Владимир Михайлович провел меня по цехам мастерской, в которой сегодня работают более тридцати специалистов, познакомил с некоторыми секретами обработки янтарного камня, предоставил возможность понаблюдать, как мастера Вячеслав Куракин и Владимир Мезенцев ювелирно собирали фигурки янтарных ангелов и двуглавых орлов. Действо, от которого я оторвал взгляд с большим трудом. На мой вопрос, когда планируется закончить работы по воссозданию Янтарной комнаты, Домрачев уверенно ответил: "К 300-летию Петербурга. Это железно!"
Конечно же, я не преминул посетить и тот парадный зал, в котором недавно было завершено воссоздание всего янтарного декора Северной стены Янтарной комнаты. Особенно впечатляла уникальная большая янтарная комната с многофирными рельефными композициями и тончайшими гравировками, украшенная картиной из цветных камней "Аллегория зрения". Обрамленная в позолоченную раму с виньетками из цветных камней, эта мозаика, как последний штрих в готовом фрагменте, дает уже четкое представление о том, как будет выглядеть вся Янтарная комната в своей второй жизни.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker