|
Капитан 3 ранга Александр ЯКОВЛЕВ. Капитан-лейтенант Роман ФОМИШЕНКО, "Красная звезда". |
ТАКИМИ глубокими историческими корнями может похвалиться не каждый гарнизон. Первое упоминание об этом поселке приходится на начало ХVII века. Ровно 390 лет назад, летом 1611 года, дьяк Василий Мартемьянович и местный житель Алай Михалков сделали в писцовых книгах запись о небольшом погосте Йоканьга, назначив таким образом день рождения "пращура" будущей военно-морской базы Северного флота.
Военно-стратегическое значение Йоканьгской бухты по достоинству оценили в начале ХХ столетия. Российское правительство подготовило проект указа о строительстве морской базы и выделило под него два миллиона рублей. Деньги в те годы немалые, но время требовало решительных действий по укреплению северных рубежей страны. И к началу 1917-го здесь были построены 8 бараков, лазарет, радиостанция, склады. Для связи с Романовым-на-Мурмане действовала подводная телеграфная связь. Рядом, в бухте Немецкая, шло возведение эстакадной пристани.
С началом революции строительство в Йоканьге заморозили. Оно возобновилось только в 1940 году. К тому времени поселку дали новое имя - Гремиха. С переименованием власти не прогадали. Не прошло и года, как некогда безызвестный поселок "прогремел" на всю страну. В считанные месяцы здесь были заложены основы военно-морской базы, и сюда пришли корабли 1-го Северного отряда. А в январе 1941 года был подписан приказ о создании Йоканьгской военно-морской базы (ВМБ).
В годы Великой Отечественной войны корабли Йоканьгской ВМБ обеспечивали боевые действия Северного флота по обороне подходов к Белому морю. В зоне ее ответственности были проведены 700 транспортов и доставлено для фронта 2 миллиона тонн грузов.
Расцвет Гремихи выпал на 60-80-е годы, когда здесь, далеко за Полярным кругом, появились первые атомные субмарины. Для их деятельности на побережье практически заново создали мощнейшую инфраструктуру. Два десятилетия атомоходы уходили отсюда в Атлантику и штурмовали северные широты, прокладывая подо льдами Арктики подводную дорогу в Тихий океан. В сводках разведывательных центров НАТО Гремиху опасливо называли осиным гнездом.
Вероятный в то время противник проникся таким "уважением" не случайно. По сей день это единственная на Кольском полуострове военная база, имеющая открытый выход в океан.
БОЕВОЙ век Гремихи, к большому сожалению, как самих "гремихчанцев", так и всего Северного флота, закончился. Сегодня у причалов Йоканьгской ВМБ нет ни одной боеготовой лодки. О прошлых временах напоминают несколько субмарин, выведенных из состава ВМФ. Они держатся на плаву только усилиями технических экипажей и дожидаются утилизации. Среди них и легендарная ПЛА "Ленинский комсомол". Это на ней советские подводники впервые достигли Северного полюса.
Мы побывали на борту "Ленинского комсомола". Горькая картина. Хотя в свое время от позора субмарину можно было спасти. Не безразличные к флоту люди предлагали отбуксировать ее из Гремихи и сделать музеем. Говорят, что под эту идею даже деньги начали собирать. Да, видимо, силами одних энтузиастов такой груз не сдвинуть с места. В один прекрасный день специалисты провели очередной осмотр лодки и заключили: "Транспортировать лодку из базы небезопасно". Такой вот печальный финал.
Участь легендарного атомохода могла постичь и саму Гремиху. С уходом из базы лодок, сокращением воинских частей и инфраструктуры начала тускнеть жизнь и в гарнизоне. Городок умирал, и зияющие темными глазницами окна домов каждый день напоминали об этом его жителям. Лишенные рабочих мест и перспективы люди покидали его.
Спасение пришло в 1994 году, когда гремихчанцы добились для своего гарнизона статуса закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) с переименованием в город Островной. С приходом к власти гражданского руководства и началом финансирования из федерального бюджета город стал возрождаться. Как рассказал нам заместитель главы администрации ЗАТО по экономике Михаил Увакин, только за последние несколько лет отремонтированы треть жилищного фонда и большая часть внутригородских дорог, проведен капитальный ремонт теплосетей, построен склад ГСМ из расчета годового запаса топлива, создан канал космической связи, построена хлебопекарня. Помимо нее, в городе действуют еще шесть муниципальных предприятий.
Глава города Вера Михайловна Роздина в своей работе уделяет внимание не только стратегическим, жизненно важным проблемам. Единственная в заполярных ЗАТО женщина-мэр, она, пожалуй, как никто другой поддерживает и развивает социальную сферу города. В школах бесплатные питание, учебники, действует опять-таки бесплатный плавательный бассейн. Каждый школьник имеет возможность ежегодно, как правило, безвозмездно, отдыхать в санаториях и домах отдыха средней полосы России. Благодаря мэру (Вера Михайловна обращалась лично к вице-премьеру Валентине Матвиенко) ребята съездили на новогоднюю елку в Кремль. Для их же блага глава города поддерживает нерентабельные Дом детского творчества, Клуб юных моряков, молодежный клуб "Кристи", музыкальную школу, Дом культуры. В последнем, к слову, действует единственный в Мурманской области малый факультет Санкт-Петербургской академии культуры. Юные гремихчанцы постигают прекрасное под руководством талантливых педагогов Аллы Никоновой, Елизаветы Невлер и регулярно радуют победами на областных и всероссийских конкурсах. А слава танцевального ансамбля "Алеко", которым руководит Александра Кандыркина, давно перешагнула границы нашей страны. Три года назад на международном молодежном эстрадном фестивале в Англии он занял 1-е место, а в этом году ребята успешно выступали в Египте.
В планах Веры Михайловны - постройка церкви...
Не забывает мэр и о делах военных. По словам начальника гарнизона капитана 1 ранга Александра Гамбарова, Вера Михайловна делает все возможное для решения возникающих в воинских частях проблем. Первым делом восстановили памятник морякам-подводникам, погибшим на ПЛА "К-8". Для ансамбля Дома офицеров недавно закупила аппаратуру. Но главное - поверьте, это действительно крайне важно для военнослужащих, уволенных и увольняемых со службы, - Вера Михайловна смогла наладить программу отселения жителей Островного в города средней полосы. Около 200 семей ежегодно уезжают в Тверь, в Воронеж, Санкт-Петербург...
ГОРОД уверен в своем будущем. Потому что его фундамент закладывался долгими десятилетиями, а сегодня здесь многое делается с расчетом на завтрашний день. Гарантией этому - и предстоящее строительство объектов Министерства атомной энергии, где, как ожидается, будет проходить утилизация ПЛА, а также хранится и первично перерабатывается отработанное ядерное топливо. При незначительных капиталовложениях в Островном можно создать предприятия по прибрежному промыслу и переработке морепродуктов. И такие шаги администрация Веры Роздиной уже делает. Используя развитую причальную систему базы, здесь можно организовать текущий доковый ремонт кораблей, заправку их топливом и водой, отдых экипажей. Когда на континентальном шельфе начнется добыча углеводородов, Островной станет наиболее выгодным с экономической точки зрения местом по накоплению и перевалке продукции.
|