на главную страницу

16 Октября 2001 года

Выставки

Вторник

Невские смотрины

Олег ПОЧИНЮК, "Красная звезда".



В конце сентября в Санкт-Петербурге прошла международная выставка "Нева-2001", которая входит в пятерку ведущих мировых морских форумов подобного типа. На ней было представлено 450 фирм из 20 стран. "Нева-2001" наглядно и весьма убедительно продемонстрировала возрождение отечественного судостроения. По мнению генерального директора выставки Александра Тихомирова, сама экономическая ситуация в нашей стране благоприятствует ускоренному развитию отрасли. Речь идет не только об активизации процесса инвестирования со стороны того же банковского капитала, но и прежде всего о все более ощутимой поддержке судостроения Правительством России.

На это, в частности, обратил внимание и заместитель генерального директора ООО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" по производству Андрей Фомичев. Это предприятие является базовым по постройке, ремонту и техническому обслуживанию больших противолодочных и сторожевых кораблей (проекты 1155, 1135 и 1826), а также судов специального назначения. По словам Фомичева, задержек с финансированием оборонных заказов сегодня нет, поэтому ситуация на заводе кардинально иная, чем была несколько лет назад.
Главные усилия на "Янтаре" сейчас сосредоточены на строительстве головного сторожевого корабля (СКР) многоцелевого назначения "Новик", заложенного еще в 1997 году. Нынешние темпы позволяют рассчитывать на то, что он будет сдан в назначенный срок - в 2005 году. По своим измерениям "Новик" является аналогом таких СКР, как "Свирепый", "Бодрый" и "Бдительный", но по заложенным техническим решениям это корабль XXI века: в нем использованы совершенно новые подходы к системам вооружения, РЛС, ПВО. Мощности предприятия позволяют сегодня увеличить объемы строительства. Речь идет, в частности, о возможности достройки двух СКР проекта 11540 на экспорт. На "Янтаре" продолжается и ремонт кораблей для ВМФ и ФПС. Так, в прошлом году здесь отремонтированы два эсминца, СКР "Неустрашимый". Сейчас на предприятии находятся еще несколько кораблей, в том числе МСКР "Минск". Кроме того, силами "Янтаря" сейчас проводится гарантийное обслуживание БПК "Адмирал Чабаненко".
На выставке были широко представлены и другие ведущие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга. Как рассказал генеральный директор государственного предприятия "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров, коллектив успешно выполняет головной заказ по строительству подводных лодок для ВМФ проекта "Лада": ПЛ "Санкт-Петербург" будет сдана весной 2003 года и примет участие в военно-морском салоне, который пройдет в дни празднования 300-летия города на Неве. Кроме того, на "Адмиралтейских верфях" успешно реализуются и другие проекты. В частности, в сентябре 2003 года здесь состоится передача заказчику ОАО "Совкомфлот" первого из двух танкеров водоизмещением 47,5 тысячи тонн, строительство которых начато на предприятии. Второе судно войдет в строй в марте 2004 года.
А на "Северной верфи" все готово к закладке головного корвета (проекта 20380) для ВМФ России. Помимо этого, здесь реализуется масштабный проект строительства десяти сухогрузов класса "река - море". В сентябре заложено уже третье по счету судно - "Святитель Алексий".
Экспозиция "Балтийского завода" на "Неве-2001" рассказала о проводимой на предприятии масштабной реконструкции производства. Это позволит ему к 2003 году стать одной из самых современных верфей не только в России, но и за рубежом. Как рассказал заместитель генерального директора Юрий Рыбальченко, программа модернизации включает три этапа с постоянным наращиванием мощностей. На первом планируется построить корпусообрабатывающий цех и модернизировать сборочно-сварочный. На втором будет построен двухпролетный (ширина пролетов 54 м, длина 240, высота подкрановых путей 40 м) эллинг с плавучим передаточным доком, трубообрабатывающим цехом, монтажными участками. На третьем этапе намечены строительство цеха сборки блоков, модернизация главного стапеля с установкой козлового крана грузоподъемностью 900 тонн. Реализация задуманного позволит выпускать широкий спектр продукции - от катеров до авианосцев.
Интересные конверсионные проекты представило Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Один из примеров использования военных разработок в мирных целях - подводно-надводное транспортное судно на базе АПЛ класса "Тайфун", которое может служить альтернативой ледоколам по доставке грузов по Севморпути. Ведь ресурс большинства из этих построенных в 70-80-е годы прошлого века судов истекает через 4-5 лет. Сегодня по техническому заданию РАО "Норильский никель" самую большую в мире АПЛ с двумя корпусами перепроектировали для перевозки грузов подо льдами Северного Ледовитого океана. Помимо руды, это могут быть дизельное топливо, а также нефть и конденсат. Грузовместимость составляет до 12 тысяч тонн. Способы движения подлодки и предложенные оптимизированные маршруты между портами Мурманска и Диксона позволяют более чем в 2 раза снизить продолжительность перехода по сравнению с судами под ледокольной проводкой. Горизонтальная погрузка штатными портовыми автопогрузчиками через специальные люки диаметром 4,5 метра значительно сократит время стоянки в порту.
Потенциальных заказчиков из стран, имеющих выход к теплым морям, заинтересовала экскурсионная подводная лодка (ЭПЛ) "Садко". Она уже эксплуатируется на Кипре и с мая этого года совершила свыше 150 погружений, открыв подводный мир почти пяти тысячам туристов.
Порадовали на выставке и другие отечественные предприятия, предложившие вполне конкурентоспособную продукцию. Например, ЗАО "Редан-КБ" представило обширную экспозицию как в павильоне, так и в примыкающей к выставочному комплексу акватории Финского залива. Хорошо известное в советское время как ЦКБ "Редан" предприятие по-прежнему входит в структуру ОПК, поставляя силовым ведомствам скоростные патрульные, служебно-разъездные, водолазные, спасательные, буксирные и другие катера. По словам представителя предприятия Марины Ломакиной, большой интерес сейчас вызывают скоростные патрульные катера на базе проекта 13987 "Боец", которые можно с успехом использовать в прибрежной полосе моря, на реках и озерах для перехвата и задержания нарушителей границы, охраны и защиты береговых объектов, выполнения противодиверсионных, десантных и других операций. Сегодня, помимо базового катера, предлагаются его модификации: "Боец-3" (самый быстроходный - до 45 узлов при наибольшем водоизмещении в 7,9 т), "Боец-4" (наибольшая дальность плавания - до 300 миль) и "Боец-5". Катера этой модификации с экипажем 2 человека могут перевозить до 8 человек спецперсонала (кратковременно - до 15). Мореходность составляет 4 балла. Не случайно эти скоростные патрульные катера используются в том числе и службой охраны Президента РФ.
Приветствуя участников выставки, заместитель председателя Правительства РФ Илья Клебанов выразил уверенность, что она станет важным смотром достижений отечественной промышленности: ведь в последние годы она демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Итоги "Невы-2001" как нельзя лучше подтвердили слова вице-премьера.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker