на главную страницу

18 Октября 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Флот начинается с берега

На вопросы "Красной звезды" отвечает
заместитель главнокомандующего ВМФ по тылу
вице-адмирал Юрий МИХАЙЛОВ

Беседу вел Андрей ГАВРИЛЕНКО, "Красная звезда".



- Юрий Георгиевич, как вы могли бы охарактеризовать состояние тылового обеспечения флота? Какие проблемы считаете наиболее острыми?
- Вот только некоторые из них. Лишь на треть финансируется флотская медицина, что делает практически невозможным закупку современных лекарств и медицинского оборудования. Обеспеченность офицерского и мичманского состава вещевым имуществом составляет сорок процентов, военнослужащих-женщин - 23. В целом по ВМФ задолженность перед военнослужащими за положенное по нормам снабжения и невыданное вещевое имущество превышает 390 млн. рублей. Мы уже не заказываем имущество для обеспечения гражданского персонала, палатки, меховые изделия. В ограниченном объеме закупаем теплые вещи, постельные принадлежности и специальную одежду для всех категорий военнослужащих.
В такую не очень радостную картину добавлю оптимистические тона. Несмотря на трудности, мы стараемся полностью экипировать выпускников военно-морских учебных заведений. На 95 процентов флотской формой обеспечены матросы и старшины, проходящие службу по призыву.
С прошлого года коренным образом улучшилось финансирование расходов на закупку продовольствия. Если в течение 1995-1999 гг. обеспеченность сил ВМФ продовольствием составляла 30-40 процентов от установленных норм, то в 2001 году - 85.
- Изменилась ли в лучшую сторону ситуация с флотом, который хотя и именуют вспомогательным, но второстепенным считать не принято?
- Вспомогательный флот насчитывает 527 судов. Из них только 22 процента имеют срок службы до 15 лет, а 48 процентов выслужили установленные сроки. С 1994 года денег на их ремонт не поступало. В системе бюджетного финансирования до 2010 года выделение денежных средств на ремонт имеющихся и строительство новых судов обеспечения не запланировано.
Проведенный нами анализ показывает, что на содержание судов вспомогательного флота с нулевым коэффициентом использования или близким к нулевому ежегодно тратится более 500 млн. рублей, что соответствует стоимости двух средних танкеров водоизмещением более 10 тыс. тонн.
Более 30 судов обеспечения крупного тоннажа, которые могли бы быть востребованными на рынке услуг, простаивают. Если их через Министерство имущественных отношений сдать в лизинг, то, по самым скромным подсчетам, можно было бы получить более 150 млн. долларов. Это стало бы основой финансирования будущей судостроительной программы вспомогательного флота. Существующая же сегодня система зарабатывания судами обеспечения внебюджетных денежных средств на судоремонт (7-9 процентов от потребности) в рамках действующего законодательства под флагом ВМФ не вполне законна и в любое время по воле правоохранительных органов может быть прекращена.
Кодекс торгового мореплавания КТМ-99 ввел понятие военно-вспомогательного судна, необоснованно приравняв его к понятию военного корабля (Конвенция ООН 1982 г.), что не позволяет регистрировать суда обеспечения в Реестре судов Российской Федерации, и, как следствие, у капитанов морских торговых портов нет оснований выдавать паспорта моряка членам экипажей судов обеспечения. Это создает значительные трудности по обеспечению боевых кораблей судами при их загранплавании или в океанских зонах, так как без паспортов моряка даже при официальных визитах суда обеспечения не имеют права захода в иностранный порт или на вход с правом схода личного состава на берег.
Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 1998 года № 1395р экипажам судов обеспечения разрешено получать паспорта моряка только при условии поднятия на судне Флага Российской Федерации. С 2001 года практически во всех крупных морских портах России суда обеспечения ВМФ не допускаются к работе с коммерческими и государственными структурами под флагом ВМФ. Перевод же судна обеспечения под Государственный флаг - дорогостоящий процесс.
В настоящее время Военно-морской флот может представить значительное количество судов обеспечения, не задействованных по плану флота, для их ремонта, подведения под флаг и дальнейшей аренды. Вопрос заключается в том, чтобы денежные средства от данной аренды, которые будет получать Министерство имущественных отношений, хотя бы частично направлялись в ВМФ для строительства новых, остро необходимых флоту судов обеспечения, соответствующих современным требованиям. Для решения всех этих вопросов необходима комплексная федеральная программа поддержки и восстановления вспомогательного флота ВМФ. Мы активно занимаемся разработкой этой программы.
- "Красная звезда" не раз рассказывала о том, какие трудности испытывает Военно-морской флот с обеспечением горючим. Сейчас что-то изменилось?
- На данный момент от установленных бюджетом ассигнований на 2001 год на закупку горючего в целом по Вооруженным Силам ВМФ выделено всего лишь 36 процентов. А анализ обеспеченности горючим за последние десять лет показывает, что лимит расхода горючего, выделенный ВМФ на 2001 год, сокращен в 7 раз и составляет 14 процентов от уровня 1991 года.
Для обеспечения выходов кораблей в море при ограниченных ресурсах горючего существует несколько путей. Прежде всего экономия возможна за счет сокращения пунктов завоза в зонах ответственности флотов, передачи жилищно-коммунального хозяйства в крупных флотских гарнизонах (закрытых административно-территориальных образованиях) в ведение муниципальных администраций, оборудования пунктов базирования и причалов средствами тепло- и энергоснабжения. Это позволит дополнительно изыскать около 40-50 тыс. тонн нефтепродуктов. Позитивные сдвиги в этом направлении есть на Северном и Техоокеанском флотах.
- А что можно сказать о состоянии автомобильной техники Российского флота?
- Она эксплуатируется в нещадном режиме. Только при подготовке корабля к походу совершается до 100-150 машино-рейсов, чтобы подать на него ракеты, торпеды, мины, артиллерийский боезапас, продовольствие и другие материальные средства. И это без учета воды и топлива. К увеличению нагрузок на автомобильный транспорт ведет и возрастающая стоимость железнодорожных перевозок. А парк машин практически не обновляется, стареет, много сложностей с обеспечением их запасными частями и материалами, особенно аккумуляторными батареями и автомобильными шинами.
В целях поддержания автомобильной техники ВМФ в постоянной готовности мы сосредотачиваем усилия на организации рационального использования машин, улучшении условий их хранения, технического обслуживания и ремонта.
Повышение качества технического обслуживания и текущего ремонта машин достигается путем повышения профессиональной подготовки личного состава, проходящего службу и по призыву, и по контракту, а также за счет совершенствования оборудования и укрупнения парков воинских частей. Кроме того, за счет сокращения объемов полноразборного капитального ремонта техники нам удалось значительно увеличить объемы капитального ремонта двигателей и агрегатов для нужд войскового ремонта.
Для доукомплектования соединений и частей автомобильной техникой, а также восполнения запасов имущества практикуется перераспределение высвобождающихся материальных средств на флотах и между флотами.
При организации ремонта автотранспорта нам приходится преодолевать некоторые организационные трудности. Например, на флотах не предусмотрены специальные средства для проведения комплексного технического обслуживания и ремонта значительного ряда образцов вооружения и военной техники, смонтированных на автомобильных базовых шасси. Такие образцы требуют повышенных трудозатрат, обусловленных их конструктивными особенностями и труднодоступностью отдельных узлов и агрегатов, и одновременного участия в работах специалистов различных служб, применения специального оборудования, материалов и запасных частей. Кроме того, каждые девять из десяти воинских частей ВМФ вообще не имеют своих средств технического обслуживания автомобильной техники.
Несмотря на трудности, люди работают самоотверженно. Часть наших военных автомобилистов прошла суровую школу автотехнического обеспечения частей морской пехоты, ведущих боевые действия в горах на территории Республики Дагестан и Чечни в 1996 и 2000 годах, где им приходилось готовить, водить и восстанавливать машины под огнем противника.
В отличие от многих других военных специалистов ВМФ воины-автомобилисты в мирное время решают задачи по реальному обеспечению жизнедеятельности войск (сил). Эта работа успешно проводится часто в суровых природно-климатических условиях, особенно на Северном и Тихоокеанском флотах.
Да и в целом специалисты тыла ВМФ перед трудностями не пасуют. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы тыл, как одна из главных составляющих флота, все поставленные перед ним задачи решал четко и своевременно.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker