на главную страницу

19 Октября 2001 года

Тема номера

Пятница

России нужна современная армия

Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".



Как уже сообщала "Красная звезда", в среду Президент Российской Федерации Владимир Путин провел в Министерстве обороны РФ рабочее совещание по вопросам обеспечения безопасности страны, военного строительства и финансирования Вооруженных Сил. Стоит напомнить, что за последнее время глава государства встречался с высшим военным руководством в самые судьбоносные для страны моменты - в ноябре 2000 года он выступил на сборах руководящего состава Вооруженных Сил с анализом предварительных итогов военной реформы, а в марте 2001 года рассказал о кадровых перестановках в Министерстве обороны. Нынешняя встреча была не менее значимой. Сегодня мы знакомим читателей с подробностями совещания.

С вступительным словом перед собравшимися выступил Президент России - Верховный Главнокомандующий Владимир Путин:
- Цель нашего сегодняшнего совещания - обсудить текущие насущные проблемы, связанные с обеспечением военной безопасности страны. Вы знаете, что сейчас активно идет работа над бюджетом 2002 года, этим тоже обусловлена необходимость и целесообразность нашей встречи сегодня. Здесь не случайно находятся вновь назначенный министр, он же старый и новый вице-премьер, Илья Иосифович Клебанов и министр финансов и вице-премьер Алексей Леонидович Кудрин. В этой части будем говорить особо о тех задачах, которые перед нами стоят. Это вопросы, которые мы держим постоянно в поле зрения. И сегодня нужно еще раз определить, обговорить приоритеты, очертить круг проблем, которые нужно решать.
Как вы знаете, обстановка в мире меняется очень быстро. Коллективное противостояние международному терроризму имеет существенную военную составляющую. Все это обязывает нас с новых позиций посмотреть и на ход военной реформы, и на состояние технической оснащенности войск, и на саму военную организацию государства, не забывая при этом и социальные аспекты.
В связи с этим предлагаю остановиться на следующих вопросах.
Первое - это содержание концептуальных и программных документов в области обороны. Речь идет об их адекватности современному развитию политической и военной обстановки в мире.
Полагаю, что мы должны с учетом сложившейся ситуации еще раз оценить наши приоритеты в военном строительстве. Принять во внимание, что далеко не все цели, поставленные в этих документах, были достигнуты. Думаю, что дело здесь не только в деньгах, хотя это крайне важно, но и в содержании самих программ. Давайте еще раз вернемся к этому, внимательно все посмотрим. В рабочем, спокойном режиме.
Второе - это собственно финансирование национальной обороны. Эти вопросы и сейчас являются самыми острыми. С одной стороны, средства на содержание Вооруженных Сил поступают гораздо более ритмично, в рамках, запланированных бюджетом, и в этом безусловная заслуга правительства. Но еще остается проблемным другой, не менее важный участок. Речь идет о технической оснащенности современным оружием и военной техникой. И это при том, что ведутся серьезные и успешные научные разработки и уже есть новейшие образцы вооружений, фактически не имеющие аналогов в мире.
Конечно, перевооружение войск требует денег, это само собой разумеется, и необходимые средства мы обязаны изыскать. Решения должны быть найдены.
Теперь несколько слов по социальным аспектам. Мы много уже обсуждали проблемы льгот, денежного содержания. Несмотря на все предыдущие выводы и предложения, все-таки экономический блок Министерства обороны пришел к выводу, что выделяемых ресурсов для ведомства недостаточно. Поэтому я некоторое время назад дал поручение правительству, непосредственно Министерству финансов рассмотреть возможность увеличения финансирования Министерства обороны. Такое предложение депутатам Государственной Думы правительство сделало в понедельник. Об этом Алексей Кудрин доложит отдельно. Мы обсудим и эти аспекты.
Мы не можем допустить также дальнейшего снижения уровня оперативной и боевой подготовки. Иначе армия может превратиться в военную школу, где хорошо и очень хорошо знают, как воевать, но воевать не умеют. Самый показательный пример, вам хорошо известный, это средний налет и среднее количество пребывания в море. Средний налет сегодня у летчиков не превышает 10 процентов от необходимой нормы. Наша государственная задача - коренным образом изменить ситуацию в этих вопросах.
Я хотел бы подчеркнуть, что те деньги, о которых я упомянул выше и которые будут направлены на финансирование Министерства обороны дополнительно, предусматриваются как раз прежде всего для повышения денежного содержания, и главным образом для этого.
В заключение краткого вступительного слова хочу еще раз подчеркнуть: избранный нами путь на повышение качественных показателей Вооруженных Сил стоит недешево. Но идти по пути количественного роста - не только дороже, но и менее эффективно. Мы много раз именно в таком ключе обсуждали с вами проблемы Вооруженных Сил. Надеюсь, что так же предметно будем говорить и сегодня.
Выступивший с докладом министр обороны Сергей Иванов напомнил собравшимся, что еще в августе прошлого года на заседании Совета безопасности были определены основные направления строительства и развития Вооруженных Сил РФ на период до 2010 года, параметры и объемы финансирования предстоящих преобразований. В соответствии с принятыми решениями были разработаны и утверждены План строительства ВС РФ на 2001-2005 гг., планы строительства видов и родов войск, а также развития систем всестороннего обеспечения армии - всего 33 документа. Кроме того, завершены подготовка и согласование проекта государственной программы вооружений на период 2001-2010 гг.
Как отметил министр, за истекший период в масштабах армии "реализован комплекс мероприятий по исполнению установок высшего политического руководства страны". Масштаб их действительно огромен. Вооруженные Силы перешли на трехвидовую структуру - Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения как вид преобразованы в два самостоятельных рода войск - собственно РВСН и Космические войска. Завершается формирование Главного командования Сухопутных войск. В рамках оптимизации военно-административного деления страны произошло слияние Приволжского и Уральского военных округов в единый округ. В течение 9 месяцев нынешнего года сокращены около 70 тысяч должностей военнослужащих, в том числе 25 тысяч должностей офицерского состава и прапорщиков. Развернута работа по реформированию системы подготовки кадров и военного образования, а также оптимизации научно-исследовательских организаций и систем испытательных полигонов Министерства обороны. Практически завершена работа по переходу с 1 января 2002 года на единую систему заказов вооружений и военной техники. "Всего, - подчеркнул Сергей Иванов, - по состоянию на середину октября нынешнего года в Вооруженных Силах проведено около 800 организационно-штатных мероприятий, что составляет до 70 процентов от запланированного объема работ в 2001 году".
Говоря об успехах, министр обороны, однако, вынужден был отметить, что накопившиеся негативные тенденции прошлых лет, даже несмотря на плановое и ритмичное финансирование Вооруженных Сил, в текущем году не позволили добиться существенных позитивных изменений. "Необходимо честно признать, что определенные решениями Совета безопасности России объемы ассигнований на национальную оборону на 2001-2010 годы позволяют только стабилизировать ситуацию, но явно недостаточны для вывода Вооруженных Сил и других военных организаций государства из кризиса", - подчеркнул он.
В сложившейся ситуации, по словам Сергея Иванова, Министерством обороны принимаются все возможные меры по повышению эффективности использования выделяемых на национальную оборону ассигнований, упорядочению финансовых потоков и резкому ужесточению всех видов финансового контроля. Но, подчеркнул он, одних этих мер недостаточно, так как "не только они создают необходимые условия для заметного улучшения качественных характеристик Вооруженных Сил, состояние которых остается весьма сложным".
Итоги совещания подвел Президент РФ Владимир Путин:
- Перевооружение войск, выполнение социальных обязательств перед военнослужащими, вообще вся военная реформа требует денег. Мы сейчас об этом очень активно и эмоционально говорили.
В связи с этим считаю необходимым сосредоточить внимание на следующем: первое - на главных, приоритетных направлениях развития Вооруженных Сил не отвлекаться на вопросы второстепенного характера и не тратить деньги попусту и зря. Вся эта программа деятельности должна быть нацелена на будущее, должна быть устремлена в будущее. Россия должна иметь современные Вооруженные Силы.
Второе - это устранение параллельных структур в самом Министерстве обороны и во всей военной составляющей государства, мы об этом тоже много говорили. Хочу обратить внимание представителей Совбеза: нужно эту работу заканчивать быстрее. Как бы это болезненно ни было для всех других министерств и ведомств, там, где Министерство обороны в состоянии решать задачи, это должно быть возложено на Министерство обороны.
Нужно активнее переходить к унификации вооружений, военной техники. То, что создается и уже фактически создана Единая служба заказчика, - это шаг в правильном направлении.
Необходимо полностью исключить неэффективные затраты. В этой связи следует обратить внимание на эффективность нашего международного военного сотрудничества. Здесь, разумеется, требуется учет и других, в том числе политических факторов. Но общий критерий эффективность-стоимость должен работать и на этом направлении. Любые шаги в военной сфере должны сопровождаться наращиванием нашего сотрудничества в торгово-экономической сфере с этими государствами.
Освободившиеся финансовые ресурсы необходимо направить на модернизацию и перевооружение Вооруженных Сил, в том числе на увеличение возможностей космических средств, о чем только что говорил начальник Генерального штаба.
Как я уже говорил на совещании, после детального изучения вопроса было принято решение о выводе военного контингента с базы Камрань во Вьетнаме. И с 1 января следующего года, об этом доложил командующий ВМФ, мы приступим к реализации данного решения. Думаю, что планы коммерциализации соответствующей инфраструктуры вьетнамские коллеги проведут и без российских военнослужащих.
Кроме этого, после глубокого всестороннего анализа ситуации и длительных переговоров с кубинскими партнерами признано целесообразным вывести радиоэлектронный центр с Кубы. Председатель Госсовета Кубы по этому вопросу проинформирован.
Хочу подчеркнуть сразу, что эти решения, разумеется, не означают ни в коем случае снижения уровня нашего взаимодействия с этими странами. Что касается Кубы, мы поддерживали и намерены поддерживать отношения по всем направлениям. Мы будем последовательно, как и раньше, выступать за полное снятие экономической блокады с Кубы. Поддерживаем наши совместные усилия и общую позицию в деле борьбы с терроризмом.
Что касается Вьетнама - у нас разработана большая программа экономического сотрудничества и развития отношений в других направлениях. Это все будет реализовываться.
Далее, по теме нашего сегодняшнего совещания. Необходимо дальнейшее совершенствование программы вооружений и ее безусловное выполнение. Об этом Илья Иосифович Клебанов говорил сегодня. Нужно, чтобы правительство неформально подошло к этим вопросам и в 2002 году. И так, как докладывал Алексей Леонидович Кудрин, чтобы мы наблюдали и были уверены в том, что безусловно будет наращиваться финансирование этой программы в последующие годы. Причем финансирование существенное и увеличение существенное. В проект бюджета 2002 года необходимо внести изменения и предусмотреть дополнительные средства с целью повышения реального денежного содержания военнослужащих.
Думаю, что до окончательного решения по бюджету эти вопросы должны стать предметом дополнительного изучения в Совете безопасности, в экономическом блоке правительства с учетом того, что говорили здесь выступавшие и участвующие в совещании офицеры.
Как заявил начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин, за счет вывода радиоэлектронного центра с территории Кубы, годовая аренда которого составляет 200 миллионов долларов, Россия будет способна закупить и запустить на орбиту 20 спутников связи, разведки и информации, а также развернуть до 20 самых современных радиолокационных станций на территории страны. Содержание же пункта материально-технического обеспечения флота в Камрани (Вьетнам) он сравнил со спуском на воду атомной подводной лодки с полным вооружением.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, также выступивший на совещании с докладом, рассказал, что, кроме вопросов экономии и перераспределения денежных средств для обеспечения эффективности расходов в сфере национальной обороны, серьезно и всесторонне рассматривалась проблема реформы денежного довольствия. Он отметил, что Правительство РФ выполнило поручение главы государства о внесении накануне второго чтения проекта бюджета будущего года дополнительных поправок в статьи его оборонной составляющей. На повышение денежного содержания военнослужащих Кабинет министров направил дополнительно 4 миллиарда рублей. По словам Кудрина, это означает, что "к тому запланированному объему повышения денежного довольствия мы добавляем еще средства с тем, чтобы отмена льгот по коммунальным платежам и других уже устаревших форм поддержки была в полном объеме замещена и общий рост денежного довольствия превысил рост инфляции за этот и следующий годы".
В этой связи Алексей Кудрин особо выделил решение главы государства на одном из заседаний Совета безопасности РФ вновь вернуться к проблеме повышения денежного довольствия и социальной защиты военнослужащих. "Проводимые реформы должны быть настолько выверенными и доведены до филигранности, чтобы военные и их семьи почувствовали улучшение своего материального положения", - сказал он.
Как заявил вице-премьер, Президент России Владимир Путин поручил еще раз обратить внимание на поэтапное ежегодное увеличение расходов на материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, закупку новой военной техники. По его словам, соответствующее решение Совбеза уже выполняется, и в проекте бюджета-2002 предусмотрено увеличение на 27 миллиардов рублей расходов на закупку современных образцов техники и вооружений для армии и флота.
* * *
В заключение Президент России поблагодарил главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова и всех, кто принимал участие в подъеме АПЛ "Курск" за успешное проведение основного этапа работ. Глава государства пообещал, что после окончания всей операции он встретится с основными участниками подъема атомохода в Кремле.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker