19 Октября 2001 года |
Пульс планеты |
Пятница |
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Александр Леонидович Манилов родился 20 мая 1952 г. В 1973 г. окончил Московское высшее пограничное училище, затем Высшую школу КГБ СССР, Высшие дипломатические курсы Дипломатической академии МИДа РФ, Высшие курсы Военной академии Генштаба ВС РФ. С 1973 по 1991 год проходил службу в различных должностях на различных участках государственной границы. Затем служил в центральном аппарате ФПС России, был начальником информационно-аналитического управления Главного штаба ФПС РФ. В 1995 г. назначен заместителем директора - начальником международно-договорного департамента ФПС России.
Женат, имеет троих детей
. - Александр Леонидович, как известно, обстановка на некоторых участках российской границы и прежде на юге страны сегодня непростая. А как в целом вы оцениваете отношения России в пограничной сфере с сопредельными странами?
- Мы охраняем границу общей протяженностью более 61 тысячи километров. 38 тысяч из них - морская граница. Отношения же России в пограничной сфере с сопредельными странами по периметру наших границ можно вкратце характеризовать следующим образом.
Норвегия. Активно развивается пограничное сотрудничество. В ближайшее время планируется подписание соглашения о сотрудничестве между министерством юстиции и полиции Норвегии и ФПС России. Поддерживаются также контакты с береговой охраной Норвегии. Видимо, вторым документом станет соглашение о сотрудничестве с этой структурой.
Финляндия. Пример пограничного сотрудничества для многих других наших соседей. Действуют постоянные рабочие группы. Много полезных и эффективных инициатив исходит именно от финской стороны. И несмотря на то, что Финляндия - член Евросоюза и в марте стала полноправным участником Шенгенских соглашений, серьезных изменений на границе в отношении России не произошло. Активный диалог продолжается, и общий язык мы находим практически по всем вопросам.
Страны Балтии. Как ни странно, на фоне общих отношений России с Латвией, Литвой и Эстонией сотрудничество по пограничным вопросам развивается активно и весьма успешно. С Литвой подписан, но не ратифицирован Россией договор о границе. С Эстонией и Латвией подготовка этих документов завершена, но известные проблемы с положением русскоязычного населения в этих странах тормозят процесс подписания договоров о границе. Тем не менее со всеми тремя балтийскими республиками у нас подписаны соглашения о пограничном сотрудничестве, проходят регулярные встречи как на центральном уровне, так и на уровне наших региональных управлений. Кстати, 16-19 октября в России с визитом находится делегация пограничной охраны Литвы во главе с ее руководителем.
Белоруссия. Мы действуем в рамках Союзного государства. Работает Пограничный комитет Союзного государства, его председателем сегодня является директор ФПС России. У нас - совместная коллегия Пограничного комитета, в состав которой входят равное количество представителей ФПС России и Государственного комитета пограничных войск Белоруссии. В настоящий момент мы совместно вырабатываем единый замысел охраны государственной границы двумя государствами, который утверждается президентами России и Белоруссии. Руководителями погранведомств наших стран подписывается единая директива на охрану госграницы Союзного государства. Кроме того, осуществляется самое тесное взаимодействие, контакты, сотрудничество, обмен опытом, совместное проведение операций, обучение белорусских пограничников в российских военных вузах.
Украина. Есть двустороннее соглашение о пограничном сотрудничестве. На границе конфликтных ситуаций не возникает, все вопросы решаются на правовой основе. Есть проблемы политического характера, но они решаются политико-дипломатическими методами.
Грузия, Азербайджан. Очень "горячая" граница с Грузией, которая нами в полном объеме и охраняется, особенно граница по Кавказскому хребту, в том числе и чеченский участок. У наших пограничных ведомств подписано соглашение о сотрудничестве. И, несмотря на сложную политическую ситуацию во взаимоотношениях России и Грузии на нынешнем этапе, между пограничными ведомствами идет обмен информацией, происходят встречи на различных уровнях как в Москве, так и в Тбилиси. Что касается Азербайджана, то между пограничными ведомствами двух стран также подписано соглашение о сотрудничестве. Мы полностью закрыли границу России с Азербайджаном с точки зрения выставления погранотрядов, застав, пунктов пропуска. Налажено хорошее взаимодействие. Требуется быстрейшее обустройство границы на этих направлениях и создание необходимой инфраструктуры.
Казахстан. Сегодня идет становление наших пограничников на этих рубежах. Это вызвано в первую очередь той обстановкой, которая складывается с незаконными мигрантами, контрабандой наркотиков и прочими угрозами. К сожалению, большая протяженность границы не позволяет сегодня ее охранять в том смысле, как это происходит на границе с другими сопредельными государствами. Границу с Казахстаном мы пока только контролируем. И укреплению границы в этом направлении уделяем первостепенное внимание. С казахстанскими коллегами, которые сегодня сами вынуждены принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности как своей страны, так и государств - участников СНГ, ЕвразЭС, взаимопонимание по многим вопросам найдено. Совместными усилиями, как показывает практика, мы многого добиваемся.
Китай. В последние годы у нас наладилось очень активное пограничное сотрудничество. В 1999 г. подписан Договор о государственной границе. В полном объеме завершена демаркация российско-китайской границы (а это 4, 5 тысячи километров), что сделано впервые за всю историю существования отношений между Россией и Китаем. В охране госграницы мы взаимодействуем с тремя министерствами Китая. В частности, министерством общественной безопасности, которое занимается пунктами пропуска на границе, с НОАК, охраняющей сухопутные границы, и министерством государственной безопасности. В функции этого ведомства входит, в частности, контрразведывательное обеспечение охраны границы. В последнее время значительно сократилось количество нарушений госграницы. И в ходе обмена информацией по любым подобным моментам китайские пограничники очень остро и оперативно на них реагируют.
Монголия. За последние три года пограничное сотрудничество особенно активизировалось. Подписано соответствующее соглашение между двумя странами. Принимаются весьма эффективные меры по борьбе с кражами скота, что является серьезной проблемой в отношениях наших стран. Серьезное внимание уделяется подготовке офицерских кадров для пограничных войск Монголии. В этом году 25 курсантов из этой страны начали обучаться в Хабаровском пограничном институте.
КНДР. Соглашения о пограничном сотрудничестве между Россией и Северной Кореей сегодня нет. Но по линии аппаратов пограничных представителей контакты осуществляются, и каких-либо эксцессов на границе не происходит. Тем не менее уже в ближайшее время мы будем ставить вопрос о подписании соглашения о сотрудничестве и его плодотворном развитии.
Япония. У России и Японии нет договора о границе, равно как и мирного договора. Но, несмотря на это, между ФПС России и Управлением безопасности на море Японии налажено очень тесное сотрудничество. Более того, впервые за долгие годы отношений двух стран мы подписали соглашение о сотрудничестве. Проходят встречи российских и японских пограничников, визиты кораблей.
США. Между ФПС России и береговой охраной США подписан меморандум о сотрудничестве, направленный на то, чтобы совместными усилиями пресекать незаконную деятельность. В рамках этого документа осуществляются двусторонние контакты. Ежегодно проводятся встречи руководителей погранведомств двух стран (поочередно в России и США). Осуществляются заходы пограничных кораблей, проводятся совместные операции на море. В этом году директор ФПС России посещал с визитом США. Был подписан уникальный документ - инструкция по вопросам взаимодействия между ФПС России и береговой охраной США. В ней детально расписано, как действовать морякам, летчикам, постам технического наблюдения двух стран при возникновении тех или иных ситуаций. Там же указаны координаты, способы связи, позывные, практические сигналы. Такого документа у России нет даже со странами СНГ.
- Очевидно, задачами осуществления международной деятельности ФПС и занимается ваш департамент?
- Эти функции действительно возложены на наш департамент. Хотел бы подчеркнуть, что международно-договорная деятельность является одним из основных видов деятельности пограничной службы по защите государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России. Причем мы ее осуществляем не только с теми странами, с которыми Россия непосредственно граничит, но и с государствами, с которыми не имеем общей границы, но имеем морское, воздушное сообщение. Вообще сегодня Россия имеет договоренности о пограничном сотрудничестве с 37 государствами. И все подписанные документы не лежат мертвым грузом, а работают. Где-то лучше, где-то хуже, но работают.
В первую очередь международная деятельность ФПС России направлена на реализацию основных задач пограничной политики РФ. В основе ее - создание условий для территориальной целостности и суверенитета России и ее пограничной безопасности, установление и оформление в международно-правовом отношении государственной границы. Со многими государствами у нашей страны есть также общие интересы, касающиеся, к примеру, военно-технического сотрудничества, пресечения незаконной миграции или контрабанды. Кроме того, международная деятельность погранведомства направлена на межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов, конфликтов в приграничном пространстве, в том числе борьбу с терроризмом и транснациональной преступностью. Еще одним нашим вопросом является предотвращение попыток международной изоляции России.
- А такие попытки имеют место?
- Попытки изолировать Россию или отрезать от чего-то выгодного для нее происходят постоянно. И исключать их в дальнейшем, к сожалению, нельзя, потому что растет влияние других стран на постсоветские государства, НАТО приближается к российским границам... Даже создание тех же Шенгенских соглашений в некоторой степени можно рассматривать как попытки в том числе и изоляции России, препятствий для выхода нашей страны на рынки сбыта и так далее. Пограничным сотрудничеством и приграничной торговлей мы способствуем тому, чтобы Россия занимала достойное место в мировом сообществе.
Международная деятельность ФПС строится в тесном взаимодействии с МИД РФ как координирующим органом в вопросах внешней политики, другими федеральными органами исполнительной власти, имеющими отношение к охране госграницы или соприкасающимися со сферой пограничной безопасности России.
- Распад СССР привел к появлению новых суверенных государств. И на сегодняшний день не со всеми из них Россия имеет подписанные или ратифицированные межгосударственные договоры о границе. Более того, в некоторых постсоветских республиках звучат территориальные претензии к России. И уж, конечно, у всех на слуху "курильский" вопрос с Японией, а также периодически возникающий "карельский" с Финляндией, проблема Калининградской области, на которую в той или иной степени претендуют все страны, ее окружающие. А если добавить сюда неурегулированные вопросы по статусу богатого нефтью Каспийского моря, разграничении континентального шельфа в Баренцевом и "линии Шеварднадзе" в Беринговом, островки на Амуре, которые то ли российские, то ли китайские, то картина получается совсем уж безрадостной...
- Такие вопросы мы называем "несогласованными участками государственной границы". И эти проблемы в большей своей части должны решать и решают не пограничные ведомства, а дипломаты. У России лишней земли нет, и все, что принадлежит России, должно быть защищено.
На сегодняшний день 13, 5 тысячи километров всей Государственной границы России не оформлены в договорно-правовом отношении, то есть не прописаны в межгосударственных договорах и соглашениях о границе. Особенно это касается границы с Украиной и Казахстаном. Над этим активно работают комиссии, идет уточнение документов из архивов, документов землепользования.
Но возникает масса проблем, связанных
с тем, что в рамках, например, СССР никаких границ внутри государства, кроме административных, никогда не было. Пока идет процесс делимитации - оформления границы на картах - это не отражается непосредственно на судьбах людей. А вот демаркационные работы - обозначение границы на местности - людей затронут. Потому что, скажем, реальная граница России с Украиной может проходить по главной улице населенного пункта. И одна половина городка - российская, а вторая - украинская. Или железнодорожная станция может быть на российской стороне, а пункт технического осмотра поездов - на украинской... На сегодняшний день уже согласовано около 80 процентов российско-украинской границы, примерно к тем же масштабам мы подходим и в отношении Казахстана.
Если брать конкретные моменты, например, по Китаю, то за рамками переговорного процесса при подписании Договора о границе остались три острова - два под Хабаровском, один на реке Аргунь. По этим островам переговорный процесс продолжается.
В части, касающейся других направлений. В Баренцевом море есть проблемы, к примеру, с экономическими зонами. Но это тоже - предмет цивилизованного переговорного процесса. Каких-либо высказываний на официальном уровне "по территориальным притязаниям" к России нет.
Что же касается неурегулированного статуса Каспийского моря, то это вопрос очень серьезный, и решаться он будет, видимо, довольно долго. Но несмотря на неопределенность статуса, ФПС России и наши коллеги в государствах Каспийского моря прорабатывают вопросы о сотрудничестве в той же борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, в вопросах сохранения и контроля за уникальными биоресурсами этого моря.
- Россия охраняет еще и часть внешних границ СНГ. Вот, например, "горячую" сейчас границу Таджикистана с Афганистаном...
- Эта граница уже давно является "горячей". Сегодня в связи с контртеррористической операцией США и союзников в Афганистане мы предприняли все необходимые меры для обеспечения безопасности границы. Наших солдат в Афганистане нет, в случае наплыва беженцев с афганской стороны планы по их возможному пропуску и приему отработаны. Но для этого требуется и политическое решение руководства Таджикистана.
А вообще обеспечение интересов России на внешних границах СНГ - весьма важная часть нашей деятельности. На сегодняшний день в соответствии с межгосударственными договоренностями мы охраняем государственную границу Таджикистана с Афганистаном и Китаем. Пограничная группа ФПС России действует также на территории Армении. Там мы охраняем границу с Турцией и Ираном. Кроме этого, мы имеем оперативные группы российских пограничников в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, которые оказывают нашим коллегам практическую помощь, например, в разработке документов, или оказывают содействие по решению возникающих у них проблем.
Кстати, в Таджикистане и Армении у нас есть одна важная особенность. В пограничных войсках ФПС России в этих странах служат граждане данных государств. В Таджикистане практически 95 процентов личного состава по призыву - граждане РТ. В Армении этот показатель - 50 на 50. То есть половина группировки - граждане Армении, половина - России. Это сближает позиции наших стран, дает им общие подходы к пограничной политике и возможность качественно готовить и обучать, в том числе офицерские кадры, в российских военно-учебных заведениях. Сегодня в пяти пограничных военных вузах мы готовим кадры для национальных погранведомств Монголии, Намибии, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Грузии, Молдавии и других государств.
- Россия активно развивает не только двустороннее, но и многостороннее пограничное сотрудничество. Каковы наши позиции в этом направлении?
- Раньше, во времена "железного занавеса", граница охранялась с использованием сильной войсковой компоненты, инженерно-технических сооружений. Нацеленность была на задержание в основном одиночных нарушителей. Сегодня держать "границу на замке" в том плане, как это было в СССР, уже, наверное, нет средств ни у одного государства, в том числе и у России. Поэтому все стремятся развивать контакты в столь важной для безопасности любого государства сфере, как пограничная, по самым различным направлениям. Тогда можно решать на самом деле общие для всех стран проблемы, затрачивая на порядок меньшие финансовые средства и силы для охраны госграницы.
Сегодня очень активно действуют трехсторонние соглашения о пограничном сотрудничестве между Россией, Норвегией и Финляндией, Россией, Финляндией и Эстонией. Вообще регион Балтийского моря, на которое выходят 12 государств, можно считать примером пограничного сотрудничества. Поочередно каждое из них руководит пограничным сотрудничеством в регионе (с 1999 по 2000 год эти функции выполняла ФПС России, затем мы передали их Германии). Созданы национальные координационные центры во всех 12 странах (в России основной в Санкт-Петербурге, запасной - в Калининграде), идет активный обмен информацией, например по подозрительным лицам или кораблям, заходящим в Балтийское море.
На балтийском опыте начало развиваться пограничное сотрудничество и в регионе Черного моря. С инициативой об этом выступила Турция. Там же, в Стамбуле, состоялась первая встреча командующих пограничными войсками стран Черноморского бассейна. Буквально месяц назад состоялась вторая их встреча в Болгарии, которая сейчас и руководит процессами пограничного сотрудничества в регионе.
По такому же принципу сейчас строится и сотрудничество в северной части Тихоокеанского региона. В декабре 2000 года в Токио по инициативе Японии прошли первые встречи руководителей пограничных ведомств нескольких государств региона - России, США, Японии и Южной Кореи. В марте во Владивостоке состоялась встреча на уровне экспертов этих же стран для выработки формата дальнейшего пограничного сотрудничества на севере Тихоокеанского региона. Ее логическим итогом стала прошедшая в июле в Москве (с выездом в Санкт-Петербург) встреча руководителей погранведомств уже шести государств - подключились Канада и Китай.
|
|
|
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени |