на главную страницу

27 Октября 2001 года

Линия жизни

Суббота

ЗАКОНЫ - О ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ



После опубликования в "Линии жизни" 13 октября материала "Гарантии тем, кто рискует собой" в редакцию поступают просьбы от наших читателей продолжить рассказ о льготах участникам контртеррористических операций на Северном Кавказе и их семьям. По просьбе редакции о социальной защите семей военнослужащих, которые пропали без вести, были захвачены в плен или в качестве заложников, рассказывает начальник управления воинской дисциплины и военно-социальной работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-майор Виктор КЛЮЧНИКОВ.

- Виктор Иванович, как определяется правовой статус военнослужащих, пропавших без вести, захваченных в плен или в качестве заложников? К примеру, чем отличается в этом отношении военнопленный от интернированного?
- В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными (приказ министра обороны СССР 1990 года № 75) военнопленными являются лица, относящиеся к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попавшие во власть неприятеля. Военнопленный находится во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей.
Военнопленным должна быть предоставлена возможность сообщить о взятии в плен своей семье и в Центральное справочное агентство по делам военнопленных, создаваемое в период военных действий в нейтральной стране. Они сохраняют военную форму, знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия. В зависимости от звания или положения отдельные военнослужащие имеют преимущества. Держащая в плену держава обязана признавать повышение военнопленных в званиях, о котором ей будет надлежащим образом сообщено. Всем военнопленным ежемесячно выплачивается аванс в счет денежного довольствия в размерах и порядке, установленных вышеназванной конвенцией. Военнопленные обязаны соблюдать правила отдания воинских приветствий, предусмотренные действующими в их собственной армии уставами.
Интернированным считается военнослужащий, принудительно помещенный в какую-либо местность на территории иностранного государства с запрещением покидать его пределы.
- Но эти правила распространяются ведь только на вооруженные конфликты международного характера?
- Да, учитывая, что боевые действия на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации как в период 1994 - 1996 годов, так и после августа 1999 года не могут быть отнесены к вооруженным конфликтам международного характера, военнослужащих, попавших во власть незаконных вооруженных формирований и террористов, в строгом смысле этого слова нельзя называть военнопленными. К ним более применимо понятие "заложник", под которым согласно ст.3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" понимается физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
Правовые основы статуса военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах, определены п.8 ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". За указанными военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, а также денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.
- Кто обязан заниматься их освобождением?
- На органы государственной власти и военное командование Федеральным законом "О статусе военнослужащих" возложена обязанность принимать меры по розыску и освобождению военнослужащих, попавших в плен или интернированных в нейтральных странах. В целях оперативного решения вопросов, связанных с выяснением судеб, а в необходимых случаях - с возвращением на родину военнопленных, интернированных и пропавших без вести российских граждан за пределами Российской Федерации и на территории Чеченской Республики, а также иностранных граждан, пропавших без вести на территории России, Указом Президента РФ 27 февраля 1997 г.
№ 133 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Согласно имеющемуся Положению, ее основными задачами являются: сбор и анализ материалов, касающихся судеб военнопленных, интернированных и пропавших без вести граждан; подготовка предложений для Президента РФ об организации розыска, о выяснении судеб и возвращении на родину военнопленных, интернированных и пропавших без вести граждан; организация мероприятий, способствующих скорейшему и полному расследованию, связанному с выяснением судеб военнопленных, интернированных и пропавших без вести граждан, а в необходимых случаях возвращению их на родину и др. Комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право: самостоятельно организовывать изучение проблем, входящих в ее компетенцию, проводить по ним экспертизы и готовить предложения для Президента Российской Федерации; запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждений, организаций и должностных лиц; обращаться в установленном порядке в государственные органы и общественные организации иностранных государств по вопросам, входящим в ее компетенцию; принимать по совместному решению председателя Комиссии, представителей федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, общественных объединений меры по выяснению судеб, розыску, а в необходимых случаях и возвращению на родину военнопленных, интернированных и пропавших без вести граждан.
Следует отметить, что в базовом законодательном акте, определяющем правовые основы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, - Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", отсутствует понятие "пропавший без вести военнослужащий", что безусловно можно отнести к недостаткам данного закона. В целях устранения указанного пробела издан ряд подзаконных нормативных правовых актов, которыми установлены дополнительные меры социальной защиты военнослужащих, пропавших без вести в период боевых действий на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членов их семей.
- Расскажите, какой существует порядок определения, что случилось с тем или иным военнослужащим - пропал он без вести или нет?
- Общий порядок установления факта безвестного отсутствия граждан установлен гражданским и гражданско-процессуальным законодательством. В соответствии со ст.42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Такое заявление согласно ст.4 ГПК РСФСР вправе также подать прокурор и органы государственного управления, государственные предприятия, учреждения, организации (в том числе - воинские части), общественные организации или отдельные граждане в случаях, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
Статьей 252 ГПК РСФСР установлено, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. В нем должны быть также отражены сведения, которые указываются в любом поступающем в суд заявлении, а именно:
а) наименование суда, в который подается заявление;
б) наименование заявителя, его место жительства или, если заявителем является юридическое лицо, его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
в) наименование гражданина, которого следует признать безвестно отсутствующим, его последнее место жительства;
г) обстоятельства, на которых заявитель основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные заявителем обстоятельства;
д) требования заявителя;
е) перечень прилагаемых к заявлению документов.
- Каков обычно порядок судебного разбирательства?
- Согласно ст. 254 ГПК РСФСР судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации (жилищно-эксплуатационные организации, органы милиции, органы местного самоуправления, воинские части и т.д.) по последнему известному месту жительства и месту работы (службы) отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.
В соответствии со ст. 255 ГПК РСФСР дело о признании гражданина безвестно отсутствующим суд рассматривает с обязательным участием прокурора. Задача прокурора в таком процессе - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим (ст. 256 ГПК РСФСР), является основанием для назначения органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества отсутствующего опеки над этим имуществом. Имущество гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего (п. 1 ст. 43 ГК РФ).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. В соответствии с положениями ст. 44 ГК РФ на основании решения суда об отмене ранее принятого решения о признании гражданина безвестно отсутствующим отменяется управление имуществом этого гражданина.
- Каковы правовые последствия принятого судом решения?
- Решение суда о признании военнослужащего безвестно отсутствующим является основанием для его исключения из списков воинской части и назначения членам его семьи, имеющим на то право, пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном Законом РФ от 20 ноября 1990 г.
№ 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (для семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (для семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту).
Согласно ст. 54 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются по пенсионному обеспечению к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. Аналогичная правовая норма содержится и в ст. 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которой семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" членам семей военнослужащих, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей предоставляются льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
- При решении вопросов социальной защиты семей пропавших без вести военнослужащих иногда возникает вопрос, имеют ли члены семьи пропавшего без вести военнослужащего право на получение единовременного пособия и страховых выплат, предусмотренных законодательством для семей погибших (умерших) военнослужащих. Как эту ситуацию трактует закон?
- Анализ ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" и изданных в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актов показывает, что безвестное отсутствие военнослужащего не относится к числу страховых случаев и не является основанием для производства страховых выплат и выплаты единовременного пособия членам его семьи. Указанные выплаты могут быть осуществлены только в случае объявления указанного военнослужащего умершим по решению суда.
- Когда пропавший без вести военнослужащий признается умершим?
- Этот вопрос регулируется гражданским законодательством. Объявление гражданина умершим следует отличать от установления факта смерти. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45 ГК РФ). К обстоятельствам, угрожавшим смертью, могут быть отнесены, например, стихийные бедствия - землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана и т.п. Обстоятельства, дающие основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, - это такие непредвиденные события, как, например, авиакатастрофа, кораблекрушение, пожар, террористический акт и пр.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК РФ). Соответственно определяется и момент возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца.
- А если выяснится, что все это ошибка?
- В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим (п. 1 ст. 46 ГК РФ). На основании решения суда аннулируется запись о его смерти в книге регистрации актов гражданского состояния. Естественно, с этого дня прекращается и выплата пенсии по случаю потери кормильца, назначенная членам его семьи.
- Виктор Иванович, какие предусмотрены меры социальной защиты членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона России?
- Меры социальной защиты семей военнослужащих и других лиц, пропавших без вести в период боевых действий в Чеченской Республике в 1994-1997 годах, установлены Указом Президента РФ от 12 июня 1996 г. № 861 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и направленных для восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики граждан".
Данным указом Президента РФ установлены ежемесячные выплаты: несовершеннолетним детям (инвалидам с детства - независимо от возраста), нетрудоспособным супругу и родителям пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике военнослужащих и других лиц - пособия в размере установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда каждому (Указом Президента РФ от 8 февраля 2001 г. № 136 с 1 января 2001 г. размер указанного пособия установлен в 100 рублей); семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, - окладов по их воинским должностям в размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях.
Указанные выплаты производятся до признания военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан в установленном порядке безвестно отсутствующими и назначения пенсии по случаю потери кормильца, объявления их умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания.
Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г.
№ 712 размер указанной выплаты на детей военнослужащих, пропавших без вести в 1994-1997 годах при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике, с 1 января 2001 года повышен до 200 рублей в месяц.
В соответствии с указами Президента РФ от 12 июня
1996 г. № 861 и от 8 февраля 2001 г. № 136 семьям пропавших без вести военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан выплачивается единовременное пособие в размере 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на день выплаты этой помощи (с 1 января 2001 г. размер пособия установлен в 1.000 рублей).
За членами семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан сохраняются предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы до признания этих лиц в установленном порядке безвестно отсутствующими (объявления умершими) либо до их явки или обнаружения места их пребывания.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона" семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и пропавших без вести при выполнении задач в составе Временной оперативной группировки, ежемесячно выплачиваются оклады по их воинским должностям в размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях. Указанные выплаты производятся до назначения пенсии по случаю потери кормильца в связи с признанием военнослужащих безвестно отсутствующими или объявления их умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания.
- А как регламентируются вопросы предоставления жилья, учебы детей, санаторно-курортного лечения?
- В целях усиления социальной защиты членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей после 1 августа 1999 г., принято постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при исполнении служебных обязанностей".
Указанным постановлением Министерству обороны РФ, Министерству внутренних дел РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено:
обеспечить своевременную выплату предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных пособий, компенсаций и реализацию социальных гарантий и прав членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей;
предоставлять во внеочередном порядке семьям пропавших без вести военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ежемесячно выплачивать детям пропавших без вести военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - до окончания обучения пособие в размере 200 рублей;
ежегодно предоставлять детям пропавших без вести военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел бесплатные путевки в детские оздоровительные учреждения, а также обеспечивать им внеочередное предоставление мест в детские дошкольные учреждения. В случае непредоставления указанных путевок выплачивается денежная компенсация в размере их стоимости;
ежегодно предоставлять нуждающимся супругам и родителям пропавших без вести военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел бесплатные путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г.
№ 1197-68 указанные меры социальной защиты распространены на семьи пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона.
Порядок реализации дополнительных мер социальной защиты семей военнослужащих Минобороны России, пропавших без вести при выполнении задач на территории Северо-Кавказского региона, установлен приказом Министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 44.
В соответствии с данным приказом выплата ежемесячного пособия в размере 200 рублей детям пропавших без вести военнослужащих до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - до окончания обучения производится в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ, где пропавшие без вести военнослужащие занимают штатные воинские должности (находятся в распоряжении).
Ежемесячное пособие выплачивается со дня установления факта пропажи военнослужащего без вести. После признания без вести пропавшего военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим либо объявления его умершим воинская часть направляет необходимые документы для продолжения выплаты пособия детям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в военный комиссариат по месту жительства получателя пособия, а детям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - в органы социальной защиты населения Российской Федерации по месту жительства получателя.
Выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем достижения детьми пропавшего без вести военнослужащего
18-летнего возраста либо окончания обучения по очной форме, подтверждаемого соответствующим документом (диплом, справка и т. п.), явки пропавшего без вести военнослужащего или обнаружения места его пребывания.
Отбор на санаторно-курортное лечение нуждающихся супругов и родителей пропавших без вести военнослужащих производится санаторно-отборочными комиссиями военных комиссариатов субъектов Российской Федерации на основании заключений гражданских лечебных учреждений по месту их жительства, а супруга (супруги) или родителей, прикрепленных на медицинское обеспечение к военно-лечебным учреждениям Министерства обороны РФ, - санаторно-отборочными комиссиями этих учреждений.
- Как выплачивается денежное довольствие семье пропавшего военнослужащего?
- Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 52 утверждены Правила выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих.
В соответствии с данным постановлением семьям указанных военнослужащих ежемесячно выплачивается денежное довольствие, в том числе месячные и иные дополнительные выплаты, в размерах, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия.
Денежное довольствие подлежит выплате супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним (ней) совершеннолетним детям или законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста), а также лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, или родителям в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей. При этом выплата денежного довольствия этим членам семей производится до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащего в плен или в качестве заложника, интернирования или освобождения либо признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.
Во всех случаях выплата денежного довольствия производится не более чем по день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При индексировании (повышении) окладов денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов денежное довольствие членам семей военнослужащих выплачивается с учетом индексации (повышения).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 641 "О материальном обеспечении и иных (кроме денежного довольствия) видах обеспечения членов семей военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах" члены семей указанных военнослужащих обеспечиваются материальным и иными (кроме денежного довольствия) видами обеспечения в размерах, положенных для военнослужащих.
Право на материальное обеспечение имеют следующие члены семей:
а) супруга (супруг) или проживающие совместно с ними несовершеннолетние дети;
б) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
в) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения;
г) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, или родители (усыновители) в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей.
Во всех случаях материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения членов семей производятся до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, их интернирования или освобождения. Обеспечение производится по нормам, установленным законодательством на время отсутствия военнослужащих по указанным причинам.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker