на главную страницу

30 Октября 2001 года

В летописи отечества

Вторник

Танковая кузница страны

Юрий БЕЛОУСОВ, "Красная звезда".



В октябре 2001 года возглавляемое генеральным директором Николаем Малых государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" отметило сразу несколько юбилейных дат: 65-летие со дня основания, 60-летие начала танкостроения на предприятии, 30-летие со дня выпуска первых опытных образцов самого массового танка современности Т-72.

Первоначально Уральский вагоностроительный завод задумывался как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса. За неполных пять предвоенных лет предприятие вышло на проектную мощность. Уже тогда оно не имело себе равных в мире по объемам выпускаемого грузового подвижного состава, его типам и методам изготовления. Всего за предвоенные годы государство получило от "Уралвагонзавода" 35.500 грузовых вагонов различного назначения.
Но грянувшая война прервала созидательный труд заводчан. Правительство страны приняло решение организовать на базе завода мощный оборонный комплекс с включением в него эвакуированных в Нижний Тагил предприятий.
В конце 1941 года на заводе запустили танковый конвейер. А начиная с 1942 года с него через каждые 30 минут сходила легендарная тридцатьчетверка. Именно ее конструкция стала классической для всех последующих боевых машин и надолго определила пути развития мирового танкостроения. Кроме того, завод в массовом количестве выпускал корпуса авиабомб, артиллерийские лафеты, детали для "катюши", бронекорпуса штурмовиков.
Это было время высочайшего трудового подъема. Подтверждение тому - движение "двухсотников", когда человек одну норму выполнял за себя, другую - за ушедшего на фронт. За "двухсотниками" пошли "трехсотники", "пятисотники", наконец, "тысячники". Самоотверженно трудились гвардейские молодежные фронтовые бригады. К концу войны таких бригад на заводе насчитывалось около тысячи. В основном это были подростки 14-15 лет. Но как они работали! Выполняли по 10-15 и даже 18 годовых норм. Это их руками были изготовлены и отправлены на фронт 35 тысяч танков.
После войны уралвагонзаводцы продолжили дальнейшее совершенствование выпускаемой бронетехники, создавали и ставили на поток ее новые образцы. Поставленный на конвейер в 1946 году танк Т-54 экспортировался в 52 страны мира. Т-55 - в 48 стран.
В конце 60-х годов началась отработка конструкции и серийного производства принципиально нового танка. В 1971 году на полевые испытания вышли первые опытные образцы "объекта 172", впоследствии принятого на вооружение под индексом Т-72. Танк обладал более мощной, чем предшественник, огневой силой, повышенной броневой, динамической и противорадиационной защитой, высокой маневренностью. Уже тогда Т-72 по совокупности боевых и технических характеристик не только не уступал танковым образцам других стран, но и по многим параметрам превосходил их, а конструкция новой боевой машины оказалась изначально предрасположена к дальнейшему совершенствованию боевых характеристик с минимальными на то затратами.
Для выпуска нового танка потребовались дополнительные производственные мощности. Строились и вводились в эксплуатацию целые блоки цехов, оснащенные высокопроизводительным оборудованием. Было создано не имеющее аналогов гибкое производство корпусов, оснащенное конвейерными линиями, механизированными стендами, спецавтоматами со следящими системами для сварки. Внедрены и освоены кислородная и плазменная резка, специальные и агрегатные станки. И "семьдесятдвойка" вошла в анналы Книги рекордов Гиннесса как самый массовый танк современности.
Производство Т-72 вывело "Уралвагонзавод" на мировую лидирующую позицию. Свидетельством тому другая запись в Книге рекордов Гиннесса, гласящая, что: "Самое крупное промышленное предприятие в мире - объединение "Уралвагонзавод", Нижний Тагил. Свердловская область. Россия". Более того, расцвет объединения вливал жизненные силы в город танковых мастеров. Потому в день празднования юбилея танкостроения на Урале благодарные нижнетагильцы приняли участие в торжественной закладке первого камня в основание будущего памятника и создателям Т-72, и в честь самой боевой машины. Планируется, что "семьдесятдвойка" взойдет на пьедестал уже в следующем году.
В рамках юбилея в государственном демонстрационно-выставочном центре вооружения и военной техники под Нижним Тагилом состоялся показ бронетанковой техники, коммунальных и дорожно-строительных машин, созданных ПО "Уралвагонзавод". Колонну гусеничных боевых машин возглавила легендарная тридцатьчетверка. Над ее башней развевалось Знамя Государственного комитета обороны, врученное Уральскому танковому заводу № 183 в 1942 году как победителю всесоюзного соревнования "Все для фронта, все для Победы". Следом вдоль гостевых трибун прошли танк-юбиляр Т-72С, "летающий" танк Т-90С, одна из первых боевых машин партии
Т-90С, изготовленная по индийскому контракту, машины специального и инженерно-технического обеспечения, не имеющая аналогов в мире боевая машина разминирования БМР-3М, инженерная машина разграждения ИМР-2МА, многоцелевая бронированная ремонтно-эксплуатационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72. К слову сказать, решение о производстве на "УВЗ" инженерных машин было принято в конце
70-х годов. И оно оказалось во всех отношениях рациональным, поскольку эти изделия разрабатывались на базе шасси танка Т-72 и на 60-90 процентов были унифицированы с ним.
На состоявшейся демонстрации огневой мощи, ходовых возможностей бронетанковой техники "УВЗ", как и ожидалось, бурные аплодисменты "сорвал" новейший ракетно-пушечный танк Т-90С, поразивший максимально удаленные цели и продемонстрировавший свою "визитку" - прыжок с трамплина.
Немало добрых слов в адрес
Т-90С было сказано и в ходе пресс-конференции. На вопросы журналистов отвечали губернатор Свердловской области Эдуард Россель, генеральный директор ПО "Уралвагонзавод" Николай Малых, начальник эксплуатации вооружения и военной техники ВС РФ - начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Сергей Маев и глава города Нижний Тагил Николай Диденко. В частности, генерал-полковник С. Маев особо отметил, что уникальное, зачастую не имеющее аналогов сочетание в Т-90С всех предъявляемых зарубежным заказчиком требований позволило России выиграть у потенциальных конкурентов заказ на поставку Индии большой партии "летающего" танка. Что в свою очередь дало возможность сохранить ведущее отечественное танкопроизводящее предприятие и отрасль в целом.
Эдуард Россель, говоря о будущем "УВЗ", заверил, что его позиция остается неизменной: проникновения на объединение "новомодного увлечения" по акционированию предприятия допускать нельзя. В противном случае, по словам губернатора области, столь неразумная идея неизменно и стремительно приведет "Уралвагонзавод" к развалу.
Надеемся, что такого поворота событий не будет никогда, что Россия и впредь будет славиться своей военной техникой, своими танками.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker