на главную страницу

3 Ноября 2001 года

Пульс планеты

Суббота

Не навреди

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



Разразившийся в Грузии очередной политический кризис не снял с повестки дня многообразную проблематику российско-грузинских отношений. Как бы он ни разрешился, кто бы ни стал завтра в Тбилиси во главе правительства и парламента, надо наконец выйти из тупикового состояния, в котором пребывают наши отношения. Прежде всего в военно-политической сфере. Грузия и Россия не могут смотреть друг на друга через призму враждебности, недоверия и бесконечных взаимных обвинений. Выходы нужно находить из самых деликатных ситуаций, связанных с событиями в Абхазии, Чечне и т.д. Ведь в конечном итоге общих основополагающих интересов у нас намного больше, нежели существующих противоречий.
Об этом говорили в ходе недавнего визита в Москву и представители парламентской делегации Грузии. Их примирительный тон, вне всякого сомнения, стал реакцией на "грузинское" заявление Президента РФ Владимира Путина. Оно многое расставило по своим местам. В том числе и то, что бесконечно взваливать на себя решение чужих проблем, равно как и тащить кого-либо за уши в СНГ, Россия не собирается. Это моментально возымело действие. Подавший ныне в отставку спикер грузинского парламента Зураб Жвания сообщил журналистам, что "вопрос выхода из СНГ в Грузии сегодня не рассматривается". Фракции, пытавшиеся протащить это предложение, поддержки не получили.
Кто же захочет расхлебывать экономические последствия такого политического демарша? Доведенное до отчаяния население в эти дни и без того перекрыло проспект Руставели в знак протеста против своего нищенского положения. На сегодняшний день Грузии хватило введения визового режима с Россией. Но Москва не раз подчеркивала, что визовый режим вводится не на века и может быть отменен после завершения контртеррористической операции в Чечне. И чем активней Грузия будет помогать здесь России, тем скорей ее граждане забудут о визах. Если же повторятся события, подобные октябрьским, произойдет это, пожалуй, не скоро...
Сегодня в Тбилиси заявляют, что не знают, где скрывается недобитая банда Гелаева, но подчеркивают, что "это вопрос, где должны серьезно сотрудничать грузинские и российские спецслужбы". Функции же политического руководства - "дать этому зеленый свет". Все в общем верно. Да и свет вроде бы давно дали. А вот дел конкретных пока маловато. Недавняя экстрадиция боевиков из Грузии в Россию погоды явно не делает. Жвания, например, подчеркивал, что "Грузия не заинтересована иметь репутацию страны, которая мирится или создает простор для деятельности террористов". Поскольку сама от них вдоволь настрадалась. Однако просил "не требовать невозможного", ибо "есть вопросы, которые одним взмахом руки решить невозможно". Но, если руки не задействовать вовсе, ситуация в том же Панкисском ущелье будет лишь консервироваться...
Еще одна проблема - это позиция Тбилиси в отношении российских миротворцев. Не подвергая сомнению решение грузинского парламента о их замене на "международный контингент", отставной спикер публично выразил скорбь по поводу значительных потерь среди нашего миротворческого контингента. Правда, он вновь не преминул заявить, что миротворцы, дескать, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Ожидания увязывались с тем, что наши солдаты и офицеры "должны создать условия, которые обеспечат начало процесса возвращения беженцев". Теперь, по прошествии семи лет, дескать, "не произошло никаких подвижек в этом направлении". Кроме того, в зоне безопасности, контролируемой КСПМ, за это время были убиты более 1.700 мирных жителей.
Но кто в этом виноват? Неужто миротворцы, основной задачей которых в соответствии с мандатом является поддержание режима невозобновления огня между конфликтующими сторонами? С задачей этой, как отмечают Совет глав государств СНГ и наблюдатели ООН, "голубые каски" справляются безукоризненно. Большой войны в регионе все эти годы не было и нет. К тому же несколько тысяч человек в Гальский район все-таки вернулись. Что же касается более масштабного возвращения, выполнения полицейских функций, борьбы с криминалом и т.д., это, простите, не по "солдатской кафедре". Вопросы эти призваны решать правоохранительные органы, спецслужбы, политики - как тбилисские, так и сухумские. Хватит того, что наши люди живым щитом стоят между враждующими сторонами. Или они должны еще за кого-то договариваться?
Подобный подход, связанный с явно завышенными ожиданиями от миссии миротворцев, характерен для грузинского истеблишмента на протяжении многих лет. Здесь по-прежнему твердят, что миротворцы "превратились в пограничников", что они защищают интересы лишь одной из конфликтующих сторон (то бишь абхазской) и их пребывание в зоне конфликта не изменило ситуацию кардинальным образом. Здесь по-прежнему думают, что, стоит нам захотеть, как по мановению волшебной палочки все мгновенно изменится. Вернутся в свои очаги около 250 тысяч беженцев, Сухуми согласится на статус автономии, а грузины с абхазами снова заживут душа в душу...
А самое удивительное, кое-кто в Тбилиси тешит себя иллюзией, что раз этого не сделали русские солдаты и офицеры (у них, понятное дело, свой, "имперский" интерес), то уж турецкие или украинские (они чаще всего фигурируют в качестве потенциальных сменщиков россиян) справятся с этой задачей запросто. Однако грузинские руководители признают, что "в кармане у нас никаких предложений нет, и это осложняет ситуацию". То есть в Тбилиси пока даже не знают, какие страны способны за свой счет (как делаем это мы) делегировать своих военнослужащих на берега Ингури. Не исключено, что таких стран не окажется вовсе. Пожалуй, поэтому Тбилиси оставляет некоторое поле для маневра.
Например, в грузинской столице не исключают, что миротворческий контингент может стать смешанным. То есть наряду с россиянами в нем могут быть представлены другие страны СНГ. Но заметим, что Россия никогда и не выступала против интернационализации и предельной прозрачности в этом вопросе. Напротив, Москва неоднократно призывала подключиться к урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве другие страны Содружества и фактически "отдувалась" в одиночку. Правда, на призыв этот никто так и не откликнулся...
Что касается неких новых линий дислокации миротворцев, о чем сегодня говорят в Тбилиси, то очевидно, что грузинская сторона будет настаивать на том, чтобы "голубые каски" переместились с Ингури к противоположным границам Гальского района. Такой вариант, считают здесь, снял бы напряженность по отношению к миротворцам и помог бы добиться существенного прогресса в возвращении беженцев. Но вариант этот надо обсуждать и с абхазской стороной. Иначе никакого прогресса однозначно не будет.
Более того, сохраняется вероятность новой грузино-абхазской конфронтации. К сожалению, Тбилиси так и не пролил свет на то, кто же осуществил переброску боевиков из Панкисского ущелья в Кодорское. С причастностью к этому высоких должностных лиц из силовых структур Грузии там не соглашаются. Хотя и не скрывают, что "вопросов в этом отношении очень много, а в грузинском парламенте вся эта эпопея вызвала бурю эмоций". Сейчас ставится вопрос о создании специальной комиссии, которая изучила бы первопричины событий вокруг Кодорского ущелья. Кстати, кое-кто не исключает, что "наезд" МГБ на телекомпанию "Рустави-2" вызван тем, что она сумела отснять, как грузинские спецслужбы помогли боевикам передислоцироваться из Панкиси.
Примечательно и то, что официальный Тбилиси всячески дистанцируется от необдуманного заявления одного из губернаторов, собравшегося оказывать господдержку грузинским "партизанам", действующим в Абхазии. Заявление это вызвало в Грузии неоднозначную реакцию. Многие сочли его актом, направленным на поддержку международного терроризма. Так или иначе, можно предположить, что непоследовательная политика в отношении чеченских экстремистов стала одной из причин, вызвавших нынешний внутриполитический кризис в Грузии.
В Тбилиси признают, что без России вряд ли обойдешься. Тем более, у Москвы существуют и другие серьезные рычаги, которые могут способствовать нахождению выхода из тупиковой ситуации. Очевидно, с этим связана и новая тональность разговора в отношении наших военных баз. Приветствуя отправку последних эшелонов с боевой техникой из Гудауты и окончательное выполнение Россией обязательств по ликвидации 50-й военной базы, в Грузии отмечают, что не имеют принципиальных возражений по поводу нахождения в Гудауте российских военнослужащих, которые будут охранять аэродром и другие объекты. Это предотвратит уничтожение уникальной военной инфраструктуры, которая там имеется. Словом, наши военные ведомства здесь вполне могут договориться. В том случае, если конструктивизм проявит исполнительная власть Грузии.
Что касается военных баз ГРВЗ в Батуми и Ахалкалаки, то вопросы эти, как и перспективы двустороннего военного сотрудничества в целом, неразрывно связаны со всем комплексом российско-грузинских отношений. Решаться они будут именно в этом контексте. Тбилиси теперь, похоже, не собирается настаивать на каких-то весьма ограниченных сроках пребывания этих баз в Грузии, а намерен искать совместно с Россией приемлемое решение. Необдуманные шаги в этом направлении могут лишь усугубить нарастающий здесь внутриполитический раздрай.
На снимке: российские миротворцы в Абхазии.Фото Владимира ПОПОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker