на главную страницу

6 Ноября 2001 года

Тема номера

Вторник

Флотоводец, доброделатель, святой...

Таким явился нам еще раз адмирал Федор Федорович Ушаков

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН,"Красная звезда".



...Когда раку с мощами Федора Ушакова адмиралы выносили из часовни, грянул оркестр во сто труб, раздвинулись сочившиеся целую неделю до этого мелким дождем тучи и яркое августовское солнце осветило и до конца сопровождало торжественную процессию. Так в стенах Санаксарского монастыря в Мордовии Россия обретала нового русского святого, а Российский флот - своего нового небесного покровителя. Об историческом и духовном значении этого события рассказывает человек, во многом благодаря которому оно произошло, - председатель Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор Валерий ГАНИЧЕВ.

- Свершилось величайшее событие в духовной жизни нашей страны: впервые в святцах появилось имя человека, служившего на русском военном флоте. Наши воины-моряки, наши верующие отныне будут обращаться в молитве и к праведному Федору Ушакову, Адмиралу Флота Российского.
Федор Ушаков явился России как бы в третий раз. Впервые - в своей земной жизни, где олицетворял образ отваги и чести, служения Отчизне и Богу. Одерживал невиданные, дарованные словно свыше победы, строил город русской славы Севастополь, созидал Российский Черноморский флот, создал после разгрома французских оккупантов первую послевизантийскую православную греческую республику Семи островов в Ионическом море. А в конце своей жизни адмирал раздал почти все свои сбережения, земли, имущество своим ближним, морякам и соратникам. Велик был его вклад в Русскую православную церковь, в Санаксарский монастырь, где он упокоен. В некрологе того времени о Федоре Федоровиче были сказаны знаменательные слова: "Вы знаете его как великого флотоводца, мы его знаем как великого милосердца".
Земная жизнь адмирала закончилась в 1817 году. А более чем через сто лет, в середине ХХ века, он был снова востребован Отечеством, нашим народом и явился в грозные годы испытаний Великой Отечественной войны.
Враг захватил половину европейской части страны, стоял в 40 километрах от столицы. Казалось, исчерпаны все резервы, и в эту трагическую пору прозвучал голос истории: "Пусть вдохновляет вас образ Великих предков". И они явились: Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Федор Ушаков. Дух великих предков, проснувшиеся в генах наших отцов и дедов Вера и Воля помогли одержать Великую Победу. Орден и медаль Федора Ушакова стали знаками беззаветного служения Отчизне, готовности положить жизнь за други своя.
Так адмирал Федор Ушаков протянул через годы руку своим потомкам. И вот сейчас он является народу нашему уже в лике новопрославленного местночтимого святого Русской православной церкви, нового молитвенника за нашу Землю, в облике испытанного христианина, спасавшего свою душу и близких людей при совершении воинского деяния.
- Валерий Николаевич, более двадцати лет вы занимаетесь воссозданием образа адмирала Ушакова, написаны три книги, десятки статей... Почему?
- Занимаясь поиском исторических материалов, готовя книги об адмирале Ушакове и русской истории, я поразился цельности его натуры, его твердости в исполнении своего долга и Божеских заповедей, служении Отечеству.
Адмирал, флотоводец, дипломат, стратег, политик, доброделатель и милосердец. Ныне, когда на каждом шагу только и повторяется, что "политика - грязное дело", кажется невозможным соединить столь разнородные качества в одном человеке. А Федор Ушаков органично соединил и спаял их воедино. Слил в сердце своем, в душе своей. Отсюда, очевидно, источник блестящих побед под Тендрой, у Фиодониси, у Калиакрии, а затем при Корфу. Он создал тогда, в конце XVIII века, новую тактику парусного флота, разрушая канон, установленный адмиралами "владычицы морей" Англии, покорителями Нового Света - испанцами и честолюбивыми голландцами, флибустьерами - французами. Мелкопоместный дворянин с берегов Волги, воспитанник Морского кадетского корпуса и русской школы мореходов не оробел перед самыми высокими авторитетами и расковал морское искусство. Сделал он это, опираясь на русского моряка, трудолюбца, исполнителя и православного христианина. На Черном море Федор Ушаков стал адмиралом, флотоводцем и стратегом. А в 1798-1800 годах, выйдя в море Средиземное, он становится еще и дипломатом, и политиком, когда вместе с турецкой эскадрой освобождает от французов Ионические острова. И, как я уже сказал, становится отцом-основателем первого свободного (после разгрома Константинополя) греческого государства.
Многие не помнят да и не знают этого. А ведь он со своей эскадрой освободил острова, разрешил там греческий язык, способствовал созданию самой демократической в Европе конституции. В сущности Ушаков сохранил мир между сословиями. Оградил острова от бунта низов и чванливого деспотизма аристократов. Республика Семи островов была в то время, наверное, самым справедливым и свободным государством. Ушаков должен быть чтим не только у нас, но и в Греции, где на о. Керкира (Корфу) стоит гигантский монумент английским правителям, но до сих пор нет достойного памятника "отцу-освободителю", "защитнику греков", как называли его на островах, провожая на Родину.
А между тем сам Федор Федорович до конца своих дней оставался верным слугой Отечеству и императору, монархистом и православным. Значит, не это делает человека ограниченным консерватором или реакционером, примитивным исполнителем воли царствующих особ, как пытались нередко представить тех, кто был "слуга царю, отец солдатам".
- И в то же время, как вы пишете в своих книгах, в частности последней - в романе "Адмирал Ушаков", весьма требовательным "отцом"...
- Да, были строгость и требовательность, но в первую очередь была забота. Он учил своих подчиненных, вдохновлял, разделял трудности и невзгоды дальних походов. Не раз из-под его пера выходили приказы, подобные этому: "Рекомендую всем господам командующим корабли, фрегаты и прочие суда в палубах, где должно для жилья поместить служителей, привесть в совершеннейшую чистоту, воздух даже в интертрюмах кораблей очистить, а затем здоровых служителей перевести на суда... Больных служителей, которые не могут помещаться в госпитале, содержать при командах... в казармах, в которых соблюдать всевозможную чистоту и рачительный за ними присмотр и попечение самих господ командующих. Также и я не упущу иметь и собственный присмотр за всеми..."
Кто на Черноморском флоте не знал, что моряки, экипажи у Ушакова никогда не останутся голодными, раздетыми, бесхозными. Адмирал, если не мог вырвать довольствия у чиновников адмиралтейств, выкладывал на пропитание и обмундирование свои личные, кровные, адмиральские денежки. Вот, допустим, что он пишет в своем приказе от 18 октября 1792 года: "... По случаю же недостатка в деньгах по необходимости сбережения служителей в здоровье отпускаю из собственных своих денег тринадцать тысяч пятьсот рублей". Конечно, казна ему что-то и возвращала, а что-то и пропадало совсем.
Но не пропадала вера в адмирала у моряков, офицеров и всех служителей морских. Моряки обожали его и боготворили. Потому что каждый моряк и солдат, каждый соотечественник был для Ушакова братом во Христе. И он это подтвердил, уйдя в отставку и поселившись у Санаксарского монастыря на тогдашней Тамбовщине, где он, казалось, спешил отдать людям все, что у него накопилось. В грозные и кровавые годы первой Отечественной войны 1812-1814 годов, будучи уже немощным для того, чтобы возглавить ополчение (тамбовские дворяне избрали адмирала главой ратников), Федор Федорович вносит вклад за вкладом, чтобы облегчить жизнь раненых солдат и инвалидов. В апреле 1813 года в ответ на обращение императрицы Елизаветы Алексеевны о сборе денежных пожертвований страждущим Ушаков просит ее принять, может быть, последний свой капитал - билет сохранной кассы на сумму двадцать тысяч рублей со всеми процентами и употребить их "в пользу разоренных, страждущих от неимущества бедных людей".
Образ жизни Федора Федоровича, скромность, щедрая благотворительность делали его почти святым для окружения, ему поклонялись, желали многих лет жизни.
- Но святым нашей церкви он стал только сегодня? И во многом благодаря вам...
- Когда мне говорят о том, что я первым начал процесс причисления адмирала к лику святых, я отвечаю, что это не могло стать деянием одного, пусть православного, но, в общем-то, светского человека. Это Божья благодать снизошла на него почти через два столетия, воздав должное праведной земной жизни Федора Ушакова.
Да, я имел счастье два десятилетия заниматься жизнью и деятельностью великого флотоводца, даже мысленно беседовал с ним, как говорится, ощущал уже его незримое присутствие. Очевидно, потому, когда я в 1995 году написал письмо Патриарху Алексию II, его святейшество очень внимательно отнесся к моей просьбе рассмотреть вопрос о причислении Федора Ушакова к лику святых Русской православной церкви. Сия миссия была поручена комиссии РПЦ во главе с митрополитом Ювеналием и архиепископом Варсонофием. Эти начинания поддержал и главком ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов.
Кстати, мне кажется, такого количества морских офицеров, как в день прославления Федора Ушакова, наша провинция еще не видела - здесь были командующие российскими флотами, начальник Главного штаба ВМФ, другие адмиралы, были кадеты и нахимовцы. Недаром владыка Кирилл сказал, что отныне Мордовия становится морской державой...
Для меня же лично эти дни ознаменовались по-своему. Когда на следующий день после прославления нового русского местночтимого святого, после первой литургии Федора Ушакова я, совершенно не загадывая, оказался у места постоянного упокоения адмирала - у красивой раки в виде корабля. Неожиданно раскрылись двери храма, раздались песнопения, и процессия внесла его мощи. Мощи укладываются в раку, и я вместе с первыми монахами прикладываюсь к ним. Потрясающее событие, доказывающее правоту всего того, что я делал...
Прославление адмирала Федора Ушакова - событие глубоко нравственное и историческое. Отныне в матросских кубриках, в кают-компаниях, в домах морских служителей будет находиться икона праведного Федора Ушакова, Адмирала Флота Российского.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker