на главную страницу

9 Ноября 2001 года

Тема номера

Пятница

Поколение, которое нельзя потерять

На вопросы "Красной звезды" отвечает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Владимир МЕЛЬНИКОВ

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".Фото Юрия ШИПИЛОВА.



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Мельников Владимир Ильич. Родился 26 января 1953 года в Хабаровском крае. Окончил юридический факультет Иркутского госуниверситета и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. С 1975 по 1992 год проходил службу в органах госбезопасности. Полковник запаса. С 1993 по 2000 год - полномочный представитель (главный федеральный инспектор) Президента РФ в Читинской области. Действительный государственный советник 3-го класса.

- Владимир Ильич, в Совете Федерации намечены парламентские слушания по проблеме детской безнадзорности и беспризорности. Чем объясняется интерес парламентариев к этому вопросу и насколько эта тема актуальна вообще?
- Актуальность вынесена уже в название слушаний: "Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России". И эта угроза не фантом, а реальность, особенно если учитывать, что, по данным разных источников, в России сегодня от полутора до трех миллионов "ничейных" детей. Даже этот разрыв в цифрах подтверждает, что в нашей стране имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности той категории маленьких россиян, которых мы считаем нашей сменой. Мы, оказывается, даже не знаем, сколько у нас беспризорных детей! Но если предположить, что пессимистические оценки верны, то впору говорить о существовании потерянного поколения.
Проблема эта разносторонняя - и педагогическая, и социальная, и семейная. Но такова сложившаяся реальность, позволяющая говорить: беспризорность и безнадзорность достигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.
- "Потерянное поколение" - это образное выражение?
- К сожалению, нет. Эта огромная армия мальчишек и девчонок действительно может быть потеряна для страны, для общества. Кроме того что это та среда, где процветают наркомания, токсикомания, проституция, всевозможные болезни, это еще и мощный резерв криминального мира. Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом и не всегда законным путем и, как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников, число которых в последние годы все больше увеличивается. Рекрутирует "малолеток" и "взрослая" организованная преступность.
Цифры, доказывающие это, "убойные". К примеру, ежегодное число подростков, доставленных в органы внутренних дел, за последние десять лет увеличилось более чем вдвое и составляет в среднем 1,2 миллиона. Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, перешагнуло 200-тысячный рубеж. В год теми, кто еще должен бы учиться разумному, доброму, вечному, совершается более 16 тысяч грабежей (в 1,5 раза больше, чем в 1990 году) и более тысячи убийств и покушений на убийство (в 3 раза больше, чем на заре рыночных реформ). В 2,5 раза за тот же период выросло число преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Такая вот статистика, хотя можно предполагать, что это лишь верхушка айсберга, учитывая наличие так называемой латентной (нефиксируемой) преступности.
- Так откуда все же берутся эти "ничейные" дети?
- Это, если хотите, продукт нашего общества. Только около 10 процентов из общего количества детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей. Остальные - так называемые "социальные сироты" - имеют живых кровных родите-
лей (!). Такое огромное их количество объясняется прежде всего социально-экономическими причинами, которые в последние годы только обострились. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных ценностей и ориентиров.
Для справки:
В России насчитается 42 миллиона семей. Треть от этого числа составляют однодетные семьи. В 9 миллионах семей - по двое детей. Менее 4 процентов составляют многодетные семьи, число которых за последние 10 лет сократилось в два раза.
Около 5 миллионов семей - это неполные семьи без отца. В них воспитывается каждый седьмой ребенок.
700 тысяч детей ежегодно попадают в ситуацию, когда их воспитанием и материальным обеспечением занимается только один из родителей.
В 96 случаях из 100 причиной лишения родительских прав одного или обоих родителей является алкоголизм. Эта социальная болезнь по-прежнему остается ведущей причиной принудительного сиротства.
Семья и школа с катастрофической скоростью теряют свою воспитательную функцию. В России сегодня 2 миллиона детей неграмотны.
- Но ведь в нашей стране накоплен немалый опыт борьбы с беспризорностью...
- Опыт безусловно существует немалый - одна "республика ШКИД" чего стоит. Но вот насчет времени... Мало кто знает, что после гражданской войны беспризорность удалось одолеть, да и то не полностью, только к началу
40-х. То есть при всех усилиях тогдашней власти, работе воспитательной системы, всей правоохранительной машины на это понадобилось почти 20 лет. Конечно, сегодняшнюю ситуацию нельзя сравнивать с тогдашней - потенциал России 20-30-х несоизмерим с сегодняшним уровнем развития государства, общества, но выводы из собственной истории надо делать.
Опять же нужно учитывать, что существование "ничейных" детей сегодня не является следствием социально-экономической обстановки последнего десятилетия. Беспризорность была всегда, даже в относительно благополучные семидесятые. Другое дело - ее масштаб...
Теперь что касается борьбы. С безнадзорностью и беспризорностью надо не бороться. Им нужно противопоставить плановую, системную работу, в которую были бы вовлечены все заинтересованные ведомства - министерства образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительные органы. Такую работу, которая была поставлена, но почему-то оказалась незаслуженно забыта. Забыта на всех уровнях, начиная от комиссий по делам несовершеннолетних до исполнительных структур власти разных уровней. Реанимировать эту систему, заставить работать можно и нужно. А отговорки по поводу того, что существуют более актуальные проблемы, что на это нет финансовых и иных средств, в расчет принимать нельзя: речь-то идет - ни больше ни меньше - о будущем страны.
Хотелось бы заострить внимание и на информационном аспекте. СМИ - особенно электронные - вбрасывают в семью, в несформировавшееся детское сознание заряд немалой разрушительной силы: ежедневно программы забиты сценами насилия и жестокости. Не отстают и "желтые" печатные издания, пропагандирующие нравственный беспредел. Добавьте к этому горы аудио- и видеопродукции определенного толка, и вам станет понятно, что головы детей используются новыми "инженерами человеческих душ" как мусорные контейнеры. Между тем серьезные специалисты давно доказали, что ни семья, ни школа не оказывают такого влияния на подрастающее поколение, как, к примеру, телевидение. А раз так, то надо незамедлительно вносить коррективы в информационную политику, ставить законодательные фильтры, усиливать ответственность тех, кто определяет содержание газет, журналов, телеканалов.
- Армия старается по-своему участвовать в решении проблемы беспризорности. Что вы думаете по этому поводу?
- До прихода в Совет Федерации я был членом военного совета 10-й ракетной армии, штаб которой дислоцируется в Чите. Как-то ее тогдашний командующий генерал-лейтенант Дремов пригласил меня в расположение одной из подчиненных ему дивизий, где существовал класс воспитанников, сформированный из вчерашних беспризорников. Так вот, увиденное меня просто поразило. У этих мальчишек, одетых в камуфляж и бравирующих военной выправкой, были глаза, совсем не похожие на глаза тех их сверстников, что обитают в подземных переходах и на вокзалах. В них читались интерес к жизни, ожидание будущего, а главное, уверенность.
Эту картинку я вспомнил не случайно. Министерство обороны России с ноября 1997 года принимает участие в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы военного управления в инициативном порядке включаются также в разработку и реализацию местных целевых программ патриотического воспитания молодежи, борьбы с безнадзорностью детей и подростков. Знаю, что в гарнизонах и частях Московского военного округа совместно с администрациями городов Рязани и Нижнего Новгорода созданы координационные советы по проблемам работы с такой категорией молодежи. Аналогичная работа ведется в Сибирском военном округе. Немалый опыт накоплен также частями РВСН, Северного флота, в военных комиссариатах Бурятии, Якутии, Читинской и Иркутской областей. Руководством Минобороны организовано взаимодействие с Русской православной церковью, другими религиозными конфессиями, казачьим движением, общественными и благотворительными организациями в интересах использования их потенциала в работе с детьми, лишенными попечения родителей.
Для справки:
Воинские части и соединения шефствуют более чем над 1.000 детскими домами, школами-интернатами, приютами и другими специализированными детскими учреждениями.
Органы военного управления оказывают помощь 1.130 военно-патриотическим детским и подростковым объединениям и клубам, 452 военно-спортивным лагерям во всех регионах России.
Установлены шефские связи более чем с 5,5 тыс. средних школ.
При непосредственном участии командиров и органов воспитательной работы созданы и успешно работают 110 школ с первоначальной военной подготовкой, свыше 450 специальных классов военно-профессиональной направленности.
Я уж не говорю о том, что в настоящее время в системе Минобороны действуют 8 суворовских военных училищ, нахимовское военно-морское училище, 6 кадетских корпусов, военно-музыкальное училище и 26 общеобразовательных школ, в которых обучаются около 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся на полном государственном обеспечении. Цифра эта, может, не очень впечатляет, но если бы опыт Вооруженных Сил взяли на вооружение все федеральные ведомства России, считающие себя силовыми (а таковых насчитывается 12), то это хотя бы отчасти сняло бы остроту проблемы.
А то, что из практики армейской работы можно взять немало хорошего, сомнению не подлежит. Сегодня 580 подростков являются воспитанниками военных оркестров, а более 70 несовершеннолетних пацанов - воспитанниками воинских частей. Кстати, подавляющее большинство из них мечтают стать профессиональными военными.
Разнообразная работа проводится и в обычных школах. Для углубленной военной подготовки и гражданского воспитания старшеклассников в них создаются муниципальные военные и военно-технические лицеи, суворовские и кадетские школы и классы, юнкерские классы, специализированные школы казачества, воскресные школы при полковых церквях, классы юнг и гардемаринов и т.д. Традицию единственной в мире школы юнг Северного флота, которая была учреждена на Соловецких островах в годы Великой Отечественной войны, продолжили моряки 1-й флотилии подводных лодок СФ.
Не забывают в армии и об организации досуга детей-сирот. За прошедшее лето немалое их число бесплатно отдохнули в лечебно-оздоровительных лагерях Министерства обороны. А всего за минувшее лето военное ведомство организовало качественный отдых для более чем 26 тысяч ребят. Не забытой оказалась даже чеченская детвора. В июле-августе нынешнего года на спортивной базе ЦСКА провели незабываемое время три десятка мальчишек и девчонок из районов республики, пострадавших в ходе боевых действий.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker