на главную страницу

9 Ноября 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Вводные для "учебки"

Геннадий МИРАНОВИЧ,"Красная звезда".



Подведение итогов боевой подготовки за год в армии и на флоте традиционно сопряжено с выпускными экзаменами в учебных подразделениях. Так что и этой осенью боевой строй пополнят тысячи новоиспеченных специалистов и младших командиров. Какими они будут - это во многом зависит от наших "учебок", от тех, кто трудится там.Об одной из таких школ, в общем-то, типичной для Сухопутных войск, мы и хотим рассказать.

О ТОМ, что этот учебный центр, расположенный неподалеку от Санкт-Петербурга, занимает особое место в боевых порядках Ленинградского военного округа, можно было догадаться уже по тому, как часто упоминал о нем накануне в беседе с нами командующий войсками ЛВО генерал-полковник Валентин Бобрышев, едва речь заходила о каких-то находках в методике проведения занятий и учений, в организации службы, использовании того или иного вида вооружения.
- Ничего удивительного! - улыбнулся начальник центра полковник Сергей Романенко, когда мы рассказали ему об этом. - Окружная "учебка" - это средоточие лучших методистов, мощная учебная база, годами наработанный опыт... Чем не полигон для "обкатки" всевозможных новинок в военном деле, интересных идей? А в условиях основательной оптимизации войсковых структур, когда, как у меня, например, личного состава остается на полк, а задач - на дивизию, потребность в идеях, которые помогали бы решать эти далеко не учебные задачи малыми силами, ощущаешь особенно остро.
Побуждает к поиску нестандартных решений, по признанию полковника, и дефицит всего и вся: денежных средств, горючего, смазочных материалов...
- Конечно, - уточнил он, - побуждает, если ты человек творческий и не намерен пасовать перед всеми этими неучебными вводными.
Сам Романенко такой и есть. До назначения на нынешнюю должность он уже прошел, что называется, огни и воды, командуя полнокровным мотострелковым полком. Полковничьи погоны получил, между прочим, из рук самого министра обороны после того, как провел редко практикуемое ныне в войсках показное полковое тактическое учение с боевой стрельбой. Провел, можно сказать, блестяще: нестандартно, с выдумкой, с элементами военной хитрости.
И в учебном центре с его приходом многое изменилось к лучшему. Чего стоит, к примеру, один только пункт психологической помощи и реабилитации при гарнизонном Доме офицеров, создание которого он инициировал, исходя из собственного опыта службы в боевых частях. Здесь есть все условия для отдыха военнослужащих, в том числе семейного. В специально оборудованных помещениях можно при необходимости пообщаться с нужным тебе врачом или психологом, послушать любимую музыку, сыграть партию в бильярд, потанцевать или просто посидеть у самовара. Словом, заняться тем, чего просит в данный момент твоя измотанная бешеным ритмом учебного процесса и житейскими неурядицами душа.
Но было бы еще лучше, считает Сергей Александрович, если бы его, как командира, больше занимал поиск нетрадиционных приемов в тактике, методике обучения и воспитания подчиненных офицеров, нежели способов обеспечения их всем, что им положено по российским законам, а попросту говоря, способов выживания.
БЕСПОКОЙСТВО Романенко понятно. Проблемы командирской подготовки офицеров, по признанию командующего войсками округа, стоят сегодня не менее остро, чем любые другие, в том числе и материального плана. Произошедшие в ЛВО за последние годы глубокие структурные преобразования повлекли за собой изменения не только, скажем, в планировании, организации учебного процесса, методике проведения занятий и учений, что, естественно, потребовало новых подходов к командирской подготовке непосредственно в войсках. Заметно обновился и сам кадровый состав. На руководящие посты выдвинулись офицеры, показавшие себя мужественными, умелыми командирами в боевой обстановке. Вместе с тем им надо помочь быстрее адаптироваться к мирной жизни.
Как при повсеместной нехватке "штыков" обеспечить надежную охрану и оборону военных объектов? Как должны открываться и закрываться ворота контрольно-пропускного пункта, чтобы исключить несанкционированное проникновение на территорию части? Как оборудовать место для купания личного состава? Как устроить детскую площадку в военном городке?.. Вопросов не счесть. Более двухсот (!) учебных точек приходилось порой организовывать полковнику Романенко и его подчиненным по распоряжению командующего на полигоне и в расположении подразделений для занятий с участниками окружных сборов руксостава соединений и частей.
И все это наряду с выполнением главной задачи учебного центра - подготовкой младших командиров и специалистов для различных родов войск и служб. Над этим здесь трудятся, можно сказать, круглосуточно и, судя по отзывам, которые приходилось слышать в частях округа, достаточно продуктивно. А из ВДВ (оказывается, и для них тут кое-кого готовят) даже пришла письменная благодарность за хорошую выучку специалистов.
Остается только удивляться: каким это образом полигонная команда, где нет и 20 предусмотренных штатом человек, умудряется обслуживать всех обучающихся, включая питерских милиционеров, которые также приезжают сюда пострелять?! Более того. На полигоне, занимающем 50 квадратных километров, немало объектов, где начальниками по штатному расписанию должны быть прапорщики, но в большинстве случаев их замещают сержанты срочной службы.
- Разве удержишь здесь прапорщика при наших окладах, - с горечью комментирует ситуацию командир отдельного учебного мотострелкового батальона подполковник Сергей Никифоров, - если вон рядом, на лесоповале у финнов, можно заработать в несколько раз больше...
Уходят и офицеры. Причем, как правило, молодые. Среди лейтенантов выпуска прошлого года, например, каждый седьмой из получивших сюда назначение сразу же написал рапорт. Не помогают удержать "отказников" ни близость гарнизона к Петербургу, ни возможность быстро продвинуться по служебной лестнице - из-за нехватки кадров иной новоиспеченный лейтенант может сразу "взлететь" на роту.
Главная проблема все та же - жилищная. Половина офицерского состава не имеет своего жилья. А мыкаться по чужим углам... И некогда - при том бешеном ритме жизни, который обычно присущ подобного рода учебным центрам. И накладно - поднаем однокомнатной квартиры в окрестностях военного городка обходится в среднем 50 - 60 "зеленых" в месяц, к тому же деньги требуют, как правило, за полгода вперед, и "чтоб никаких детей".
- Зато уж те, кто остается, делают дело на совесть, - продолжает свой рассказ подполковник Никифоров и, задумавшись о чем-то своем, добавляет: - Впрочем, в нашем батальоне по-иному и быть не может...
ПОТОМ, уже в комнате боевой славы части, кстати, по богатству экспонатов не уступающей иному музею, куда нас пригласил майор Николай Саливончик, мы поняли, в чем тут дело. Оказывается, отдельный гвардейский учебный мотострелковый Ленинградский Краснознаменный, ордена Кутузова III степени батальон имени Ленинского комсомола, о котором идет речь, берет свое начало от 4-го пехотного Капорского полка, сформированного аж в 1803 году. Мороз по коже, когда читаешь его боевую биографию. Полк участвовал во всех баталиях Русской армии, особо отличился ("штыками выбил французов из деревни Семеновка") в сражении при Бородино в 1812-м. Четыре Георгиевских знамени и лента Александра Невского - это далеко не все награды, заслуженные им в тех давних боях и походах.
Шли годы. Менялись нумерация, структура части, полотнище Боевого Знамени. Иным становилось вооружение. Но из поколения в поколение однополчан передавались традиции воинской доблести и чести. Немало славных подвигов совершили воины полка и в годы Великой Отечественной, о чем свидетельствуют ордена на его Боевом Знамени и почетное наименование "Ленинградский". Вот лишь один эпизод, зафиксированный в исторической справке: "В течение боев с 2 по 7 сентября 1942 года только в рукопашных схватках уничтожено до 500 солдат и офицеров противника..." Как это созвучно с эпизодом 1812-го при Бородино!
И вместе с тем...
Незавидной, прямо скажем, оказалась в наше время судьба этого урезанного до батальона прославленного полка. Как, впрочем, и судьба самого учебного центра, бывшего когда-то учебной дивизией. Как судьба всех наших возрождающихся ныне Сухопутных войск, сначала оплеванных, а потом и вовсе забытых различного рода военными реформаторами.
Но вот она - сила традиций!
...Командира учебной мотострелковой роты старшего лейтенанта Григория Ревкова мы буквально перехватили на бегу. Сразу вспомнились слова комбата, порекомендовавшего побывать в этой роте, "чтобы посмотреть, как работают по-настоящему увлеченные своим делом люди". Продвигаясь по полигону так же, как и его подчиненные, короткими перебежками от укрытия к укрытию, старший лейтенант то и дело подавал кому-то условные сигналы, вслед за которыми то все вокруг вдруг заволакивало густым дымом, то чуть ли не под ногами мотострелков взрывались имитационные боеприпасы, то перед ними вставала стена огня. Время от времени, услышав одиночные выстрелы, Ревков останавливался и, переговорив с кем-то по рации, снова бросался вперед, подавал сигнал и, внимательно следя за происходящим на учебном поле, вслушивался в звуки боя...
Только познакомившись поближе, мы
поняли, в чем тут секрет. Как оказалось, этот рослый, подтянутый офицер отвечает в учебном центре за подготовку снайперов. Отсюда и его особый интерес к одиночным выстрелам. Он учил подчиненных выполнять свои снайперские задачи, не выдавая себя, "вписываясь" в общую картину боя.
На снимке: экзамен держат артиллеристы.Фото Юрия ШИПИЛОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker