на главную страницу

13 Ноября 2001 года

Тема номера

Вторник

Нам нужна боеспособная армия

Виталий ДЕНИСОВ, "Красная звезда".



Как уже сообщала "Красная звезда", в Министерстве обороны в течение 3 дней проходил сбор руководящего состава Вооруженных Сил РФ, посвященный подведению итогов 2001 года и определению задач на будущий год. Своеобразным итогом сбора стало совещание, в работе которого принял участие Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Владимир Путин. В совещании также участвовали председатели палат Федерального Собрания Егор Строев и Геннадий Селезнев, глава Администрации Президента РФ Александр Волошин, секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло, вице-премьер Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин, полномочные представители главы государства в Федеральных округах, руководители силовых ведомств страны. С докладом об итогах деятельности Вооруженных Сил в 2001 году выступил начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин.



К собравшимся обратился В.В. Путин:
- Прошедший год был во многом определяющим во всей военной организации государства. Мы приняли такие базовые стратегические документы, как Концепция национальной безопасности и Военная доктрина. Определены и практические механизмы реализации военной реформы - План строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. Разработаны стратегические решения по консолидации и обновлению оборонно-промышленного комплекса. Считаю принципиальным, что от затянувшихся разговоров мы перешли к плановой и конкретной работе по реформе армии. Успешно решается базисная военно-политическая задача - поддержание баланса стратегических возможностей.
Продолжается формирование и укрепление группировок сил общего назначения на основных стратегических направлениях. Идет оптимизация их состава, в первую очередь за счет наращивания возможностей войск постоянной готовности.
Вооруженные Силы уже начали избавляться от внутренней разбалансированности и структурной избыточности. Есть позитивные подвижки в военно-техническом, профессиональном и, что крайне важно, моральном состоянии войск. Подобная тенденция очевидна.
Отдельно хотел бы сказать о ходе контртеррористической операции в Чечне. Мы столкнулись здесь с хорошо обученной и мобилизованной армией террористов. Без эффективного участия Вооруженных Сил эту проблему решать было бы невозможно. И я хотел бы поблагодарить всех, кто достойно выполнил эту тяжелую боевую работу, а также тех, кто продолжает нести службу в Чечне.
Сегодня ситуация в республике качественно изменилась, возвращение к мирной жизни необратимо. Очевидно, что меняется и роль размещенных на постоянной основе в Чечне воинских формирований. Они должны стать важным фактором обеспечения безопасности населения и стабильности в регионе.
Остановлюсь на некоторых ключевых направлениях, которые должны быть в центре работы в предстоящем году.
Первое: содержание программных документов в области обороны. Анализ стремительно меняющейся в последние месяцы обстановки показывает, что мы правильно определили характер новых угроз национальной безопасности. Терроризм угрожает не только отдельным странам, но и всей системе стратегической стабильности. И мы должны отдавать себе отчет, что целью террористов является получение доступа к оружию массового поражения, а биотерроризм уже стал фактом.
Все это требует от нас дополнительного уточнения приоритетов оборонной политики. Уточнения с грамотным анализом и учетом ситуации. В том числе в сфере международного военного и военно-технического сотрудничества. Причем совместно как с участниками антитеррористической коалиции, так и с другими государствами.
Вторая задача - совершенствование системы управления военным строительством и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях.
Перевооружение войск, закупка новейшей техники требуют серьезных государственных расходов. Необходимые средства изыскиваются. Но при этом нашим главным критерием должны стать эффективность и максимальная отдача. Все службы, отвечающие за национальную безопасность, должны работать как единый комплекс. Необходимо избавиться от нерационального дублирования, продолжать работу над унификацией технического и тылового обеспечения, военного образования, а также координацией
НИОКР.
Третье - это оптимизация структуры Вооруженных Сил, качественное повышение боевой и оперативной подготовки войск. Задачи, поставленные нами на текущий год, остались не реализованными полностью. Необходимо серьезно и последовательно повышать основные параметры мобилизационной готовности. Особенно это касается сил общего назначения. О текущей ситуации здесь нам подробно доложил начальник Генерального штаба.
Четвертое. Проблема социального обеспечения военнослужащих. Убежден: это важнейшая, определяющая часть военной реформы.
Хочу сказать, что в дополнение к шагам, согласованным на майском совещании в Совете безопасности, планируется дополнительное увеличение ряда выплат с января будущего года. Разработаны планы решения жилищной проблемы, без чего вообще невозможно говорить о реформе. Поставлены жесткие сроки по ее решению. В том числе и за счет увеличения размеров целевого финансирования строительства жилья для военнослужащих. А также в целях более активной реализации программы Государственных жилищных сертификатов.
Но нужно отдавать себе отчет: только за счет наращивания финансирования социальные проблемы не решить. Необходимо существенно повысить финансово-экономическую прозрачность Вооруженных Сил. Это касается в том числе системы военных поставок, хозяйственной деятельности, рационального использования ресурсов. Необходимо избавляться и от балласта, непрофильной собственности, которая не имеет отношения к задачам, но при этом поглощает значительные средства.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: стране нужна квалифицированная, хорошо подготовленная армия. Этого требуют и наши национальные интересы, и обстановка, и, наконец, само время. Избранный нами путь на модернизацию и качественное повышение Вооруженных Сил потребует большой работы и серьезных ресурсов. Государство обязано изыскать эти ресурсы, несмотря ни на какое количество проблем.
После этого Президент РФ встретился с командующими военными округами и флотами. О подробностях встречи рассказал министр обороны РФ Сергей Иванов. По его словам, глава государства предоставил возможность каждому высказаться, сообщить о проблемах, изложить свое видение перспектив военного строительства. Все командующие, по словам министра обороны, подтвердили, что мы встали на правильный путь и должны уделять основное внимание оперативной и боевой подготовке, частям постоянной готовности. Немало было сказано и о необходимости увеличения средств, выделяемых на боевую подготовку. То есть для летчиков это налет часов, для моряков - количество часов, проведенных в боевых походах, для Сухопутных войск - время, проведенное на занятиях и учениях непосредственно в поле.
По мнению министра, встреча эта была очень полезной, так как она позволила и ему лично, и начальнику Генерального штаба, а главное, Верховному Главнокомандующему узнать, как реально идет военная реформа в войсках.
Сергей Иванов уточнил также, что конкретно не реализовано из замыслов нынешнего года. Основной, по его словам, причиной невыполнения отдельных пунктов плана военного строительства в 2001 году является недостаточное финансирование армии. Но эта причина не единственная.
Среди главных проблем Сергей Иванов отметил обеспеченность войск и сил современной военной техникой. Но при этом он подчеркнул, что именно в этом году наметился очевидный перелом - в бюджет будущего года на
НИОКР, ремонт и перевооружение заложена сумма в 68 миллиардов рублей. Деньги эти пойдут прежде всего на поставку в войска современной военной техники и новых образцов вооружений для сил общего назначения - ударных вертолетов, средств связи, информации и разведки. Одним словом, того, "без чего современные Вооруженные Силы с учетом тех угроз, которые мы все сегодня видим, нормально функционировать не могут".
Касаясь стратегических сил ядерного сдерживания, министр обороны заявил, что они обеспечивались на минимально достаточном уровне. Это объясняется тем, что в соответствии с решением Верховного Главнокомандующего повышенное внимание было уделено именно силам общего назначения. По словам С.Б. Иванова, руководство Министерства обороны будет продолжать эту линию, опираясь прежде всего на части и соединения постоянной готовности, которые развернуты в основном на южном стратегическом направлении.
Министр обороны твердо заявил также о том, что в будущем году будут заметно увеличены расходы на решение социальных проблем. "Никакая реформа, никакое военное строительство невозможны, если не уделять внимания денежному содержанию военных и решению их жилищных проблем", - подчеркнул Сергей Иванов. Назвав программу Государственных жилищных сертификатов правильным путем, он, однако, отметил, что, помимо этого, будут выделяться средства непосредственно на строительство жилья. Строиться жилье при этом будет не только для увольняемых в запас военнослужащих, но, как сказал министр, и "для тех, кто хочет и будет служить еще долго в Вооруженных Силах, то есть для молодых офицеров".
Отвечая на вопрос "Красной звезды" по поводу того, принято ли какое-то решение после недавних письменных обращений министра обороны на имя Президента России, касающихся увеличения денежного содержания военнослужащих и проблемы отмены ряда положенных им по закону льгот, Сергей Иванов сказал: "Министерство обороны в тесном взаимодействии с Министерством финансов нашло возможность уже с 1 января будущего года повысить денежное содержание отдельным категориям военнослужащих. Прежде всего изменения коснутся командного звена. Причем, я хотел бы это подчеркнуть, "командного" не означает только генералов - у нас и лейтенант командует взводом. Что же касается всех военных, то их денежное содержание существенно повысится с 1 июля при ликвидации всего двух льгот - налоговых и касающихся оплаты жилья и коммунальных услуг. Все остальные - бесплатный проезд в отпуск, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и т.д. - будут действовать и дальше. Но ликвидация даже упомянутых двух льгот - только после повышения денежного довольствия (т.е. не ранее, чем с середины лета), а не наоборот, как некоторые, может быть, себе представляют. И президент сегодня это подтвердил".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker