на главную страницу

13 Ноября 2001 года

Событие

Вторник


Товар лицом

С 13 по 16 ноября в Москве пройдет
выставка "Российские производители и
снабжение Вооруженных Сил"

Беседу вел Иван ИВАНЮК, "Красная звезда".



Эту выставку на территории футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА организовали Министерство обороны Российской Федерации и ОАО "Мастер-Экспо". Подобное мероприятие проводится впервые, поэтому оно вызвало большой интерес не только у предприятий, уже поставляющих свою продукцию для оборонных нужд, но и у потенциальных поставщиков, готовых, как говорится, показать товар лицом.
Накануне открытия выставки наш корреспондент встретился с начальником Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны Российской Федерации генерал-полковником Владимиром ИСАКОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

- Владимир Ильич, как родилась идея проведения подобной выставки?
- Мы постоянно работаем над совершенствованием системы обеспечения Вооруженных Сил. В последние годы эта задача стала более сложной и многоплановой. На смену государственным органам и их территориальным структурам в этой сфере пришли новые организации и компании различных форм собственности. Отбор поставщиков проводится на конкурсной основе. Но конкурс невозможно отождествлять только с бумажной работой, нужно более тесное взаимодействие с производителями товаров и услуг. В частности, это позволяют делать выставки, которые давно стали привычной формой работы во многих хозяйственных отраслях, а также на рынке вооружений.
Раньше мы подобную работу также вели, но собирали поставщиков по направлениям деятельности: продовольственное, вещевое обеспечение, закупки ГСМ и т. д. Сейчас хотим собрать их под одной крышей, рассказать о новых требованиях, предъявляемых к поставляемой продукции, выслушать пожелания в наш адрес. Чем больше будет открытости, гласности, тем более эффективно будет функционировать система конкурсных торгов.
- Кто является участниками выставки?
- На участие в ней дали согласие более 300 предприятий, организаций и фирм, почти 90 процентов из них представят продукцию по номенклатуре Тыла Вооруженных Сил. Больше всего - 127 предприятий - производители предметов вещевого снабжения, 65 - продуктов питания и технических средств продовольственной службы, 61 - медицинских препаратов, инструментов и других средств медицинского обеспечения, 4 проходят по линии Центрального управления ракетного топлива и горючего, 3 - по линии Центрального автомобильно-дорожного управления. Свою продукцию и достижения представят военные предприятия, такие, к примеру, как 111-й военный завод из Брянска, около 10 научно-исследовательских институтов, среди которых ЦНИИ точного машиностроения. Имеется у выставки и социальный аспект - на ней будет представлена Военно-страховая компания, давно и плодотворно работающая с Министерством обороны. Участники выставки представляют 56 населенных пунктов России, Белоруссии и Латвии.
Примечательно и то, что более двух третей участников выставки до этого времени не являлись поставщиками Тыла Вооруженных Сил. Для нас это будет, по сути дела, первым серьезным знакомством с ними. Вместе с тем на выставке будут представлены экспозиции и наших надежных партнеров, с которыми ранее уже были заключены договора: "ЛегПромПрогресс", "Текстильцентр", Ставропольский консервный завод, "Оборонпродкомплект", "Конпрок", "Бурятмясопром" и другие. Есть предприятия, которые ранее участвовали в конкурсах, проводимых Тылом Вооруженных Сил, но не становились победителями. В основном они не выдерживали конкуренции по цене, в некоторых случаях для нас были неприемлемы предлагаемые условия поставок. Речь идет прежде всего о требовании предоплаты за поставляемую продукцию, что Министерство обороны не может сейчас обеспечить.
- Но, с другой стороны, у непосредственных товаропроизводителей, как правило, не хватает оборотных средств и они вынуждены выставлять такое условие. Не секрет, что в самые трудные для Вооруженных Сил в финансовом отношении годы более успешно на торгах действовали посредники, которые кредитовали перерабатывающую промышленность и даже производство сельхозпродукции. Какова общая тенденция сейчас?
- По вещевой службе мы сейчас работаем практически только с непосредственными производителями, в поставках продовольствия встречаются еще и посредники. А о том, какова сейчас общая тенденция, можно судить по следующим цифрам: если в прошлом году в тендерах количество победителей, имеющих собственные производственные мощности, составило 71 процент, то в 2001 году - уже 87 процентов.
Конечно, трудно сравнивать, к примеру, легкую и пищевую промышленность. На закупку продовольствия сейчас 85 процентов денег мы направляем в округа и на флоты, и только 15 процентов закупок производится в централизованном порядке. Вместе с тем практически все предприятия швейной промышленности находятся в европейской части России. Какой смысл проводить торги в Сибири или на Дальнем Востоке?
Есть и другие проблемы. Когда численность армии и флота в советское время составляла почти 4 миллиона человек, эти предприятия имели узкую специализацию и были загружены работой. Сейчас объемы военного заказа резко упали, да и финансирование оставляет желать лучшего. Надо каким-то образом сохранить и мобилизационные возможности экономики. А если взять, к примеру, Ивановскую область, то вклад швейников, работающих по заказам Минобороны, третий по объему в областном бюджете. Разве это можно сбрасывать со счетов?
- Да, но как это учитывать? Законодательство строго регламентирует проведение конкурсных торгов: в них может принять участие каждый желающий и если он предложит лучшие условия, то будет признан победителем. В этом, собственно говоря, смысл тендеров...
- Действительно, во взаимоотношениях "заказчик-поставщик" очень много зависит от регламентирующего эти отношения законодательства. На мой взгляд, Федеральный закон 1999 года "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" требует совершенствования. Речь идет не о каких-то "лазейках" со ссылкой на трудности. Ведь и сейчас по отдельным видам продукции военного назначения мы с разрешения Министерства экономического развития и торговли России осуществляем покупки у единственного ее производителя. Это прежде всего индивидуальные рационы питания и продукты в специальной таре и упаковке. На выставке, в частности, будут представлены образцы такой продукции. Может быть, другие предприятия тоже возьмутся за ее производство. В результате совместной работы с
Минэкономразвития реализовано и такое предложение: проводить закупки хлеба, цельномолочной продукции, колбасных изделий, мясокопченостей, яиц, свежих овощей и картофеля методом запроса котировок в пределах объемов, определенных государственным оборонным заказом. Ведь если рядом с воинской частью находится хлебозавод, то, наверное, проще договориться о постоянном сотрудничестве с ним, чем каждый раз проводить торги, которые заведомо будут профанацией.
- А какого рода изменения вы бы предложили в действующий закон?
- Такие изменения, которые не меняли бы принципов проведения торгов, но поддерживали бы отечественного производителя и защищали бы Министерство обороны от недобросовестных поставщиков. Среди них еще довольно много таких, которые не выполняют свои обязательства. Или, скажем, одну поставку они выполнят успешно за счет того, что где-то что-то удачно перекупили, а потом взятый темп выдержать не могут. Отсюда - высокая текучесть поставщиков, что для Вооруженных Сил, прямо скажем, нездорово и даже опасно в особый период. Многие заключают договор, а потом начинают корректировать цены со ссылкой на инфляцию...
Некоторые вопросы мы и сейчас можем как-то регулировать. Скажем, два основных поставщика горючего для армии и флота, обеспечивающие практически половину всех наших потребностей - "Лукойл" и "Юкос", взяли на себя обязательство не менять цены в течение квартала. Сейчас мы пытаемся расширить эту практику, проводя торги раз в квартал с условием стабильности цен в этот период и по другим направлениям закупок. Вместе с тем государство может и должно более активно регулировать эти процессы, о чем свидетельствует и зарубежный опыт. Скажем, министерство обороны США недавно разработало программу реформирования системы закупок, в которой предусмотрено снижение расходов на 20-25 процентов только за счет проведения долгосрочных закупок на конкурсной основе. В ФРГ государственные власти отобрали на конкурсной основе и объединили около 300 поставщиков военной продукции для нужд бундесвера. Стоит нам обратиться и к своей истории. В царской России надежные производители-поставщики высококачественной продукции получали звание и знак "Поставщик двора его императорского величества". Но этого звания можно было удостоиться лишь после восьми лет безупречной работы, что было не так просто. Зато обладатели такого знака получали налоговые льготы, выгодные и престижные государственные заказы. Хочется верить, что в среде российских промышленников и предпринимателей со временем столь же престижным станет звание, учрежденное Указом Президента РФ в 1997 году, - "Поставщик продукции для государственных нужд России".
Нам очень важно органично вписать тыл в современную экономику, сохранить необходимые мощности и технологические цепочки, обеспечить государственные гарантии всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Мало кто знает, что производство некоторых видов продукции, необходимой для армии и флота, просто-напросто утеряно.
- Какой, например?
- Скажем, резинотканевых резервуаров. Сейчас занимаемся этим вопросом. У нас разработана также программа по восстановлению производства девяти видов масел и смазок для техники. В следующем году планируем ее реализовать. На выставке постараемся не только задать поставщикам параметры необходимой нам продукции, но и показать тенденции развития той или иной службы. Какой, к примеру, в перспективе станет военная обувь, какое необходимо будет медицинское оборудование. Имеется также опыт тыловых служб остальных силовых структур, который в преддверии создания единой тыловой системы обеспечения войск следует обобщить.
- Владимир Ильич, а не запланировано ли на ближайшее время проведение совместных торгов различных ведомств?
- Фактически корректировка нашей работы идет уже давно. По крайней мере пройден тот этап, когда нерадивые поставщики, меняя вывески, кочевали из одной силовой структуры в другую, надеясь хоть кого-то ввести в заблуждение. Сейчас не только налажен обмен информацией, но и кто-то обязательно присутствует на торгах в другом ведомстве, прежде чем проводить торги у себя. Об эффективности работы говорят следующие цифры. В прошлом году нами было проведено свыше 1.200 конкурсов на поставки армии и флоту продовольствия, горючего, вещевого имущества, других товаров и услуг. Было заключено около трех тысяч контрактов на сумму почти 11,5 млрд. рублей. Сокращение расходов бюджетных средств составило более 430 млн. рублей. В этом году экономический эффект уже за 9 месяцев в полтора раза превысил эту сумму. При проведении единых торгов он, несомненно, будет еще больше.
Я считаю, что и проводимая нами выставка даст ощутимую отдачу в экономии бюджетных средств. Сейчас, когда президентом страны поставлена задача создания сильного, процветающего государства, думаю, что именно через крупные, выгодные государственные заказы можно развивать важнейшие отрасли российской промышленности.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker