на главную страницу

15 Ноября 2001 года

Пульс планеты

Четверг

Компромисс возможен

Но при сохранении Договора по ПРО

Владимир КУЗАРЬ.



Укрепление доверия между двумя странами в целях обеспечения устойчивой модели стратегической стабильности - такова главная цель проходящего в США российско-американского саммита. Подчеркивая это, обе стороны высказали свое намерение откровенно обсуждать весь комплекс проблем в отношениях двух стран, в том числе и проблему Договора по ПРО от 1972 года.
Как известно, американская администрация считает этот договор пережитком прошлого, реликтом "холодной войны" и высказывает намерения отказаться от него. Столь нелестные оценки договора объясняются довольно просто - Соединенные Штаты решили развернуть национальную систему противоракетной обороны (НПРО), которая им просто необходима, как они считают, для обеспечения своей безопасности, а Договор от 1972 года мешает сделать это, так как не разрешает ни разработку, ни испытания, ни размещение такой системы. И, не желая отказываться от своих планов, Вашингтон, с одной стороны, стремится добиться от нашей страны согласия на взаимный отказ от Договора по ПРО, а с другой - уже приступил к созданию национальной системы противоракетной обороны.
Так, конгрессом США предполагается израсходовать на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по программе НПРО в 2002 году около 8 млрд. долларов, что примерно в два раза превышает сумму, выделенную на нынешний год. Большая часть этих средств (около 4,5 млрд. долларов) выделяется на создание наземного комплекса дальнего перехвата боеголовок стратегических ракет. Огневым средством такого комплекса должна стать противоракета шахтного базирования. В сентябре нынешнего года на одном из ракетных полигонов из переоборудованной шахтной пусковой установки МБР "Минитмэн-3" был уже осуществлен первый пуск такой ракеты на дальность около 3.000 км. В ходе испытаний проверялись летно-тактические характеристики противоракеты, в том числе ее управляемость и эффективность.
Хотя они и были заявлены как успешные, однако сразу после осуществления испытаний управлением ПРО министерства обороны США группе фирм были поданы заявки на разработку альтернативных вариантов ракеты. Следует также подчеркнуть, что летные испытания экспериментального образца ракеты в целях перехвата боеголовки осуществлялись на полигоне ПРО четыре раза. Из них в качестве успешных были признаны первое и последнее испытания. Но и они независимыми экспертами подвергаются сомнению, так как телеметрическая информация, по утверждению представителей министерства обороны США, якобы была утеряна.
Намечавшееся на середину прошедшего октября очередное летное испытание противоракеты отложено на конец ноября - начало декабря. Характерно, что по своему сценарию оно является упрощенным аналогом предыдущего "успешного" эксперимента. Показательно также, что в сентябре фирмам-разработчикам вновь выдано техническое задание на конкурсную разработку данной ракеты, что является возвратом к предыдущей стадии НИОКР. В этой связи заявленный ранее американцами срок развертывания на Аляске первого опытно-боевого противоракетного комплекса (2004-2006 гг.) многим специалистам представляется маловероятным. Они также считают, что рекламируемые руководством Пентагона успехи программы носят во многом пропагандистский характер и служат обоснованием для выделения конгрессом США дополнительных немалых целевых ассигнований на дальнейшие работы по созданию национальной системы ПРО.
Это в полной мере относится к работам по созданию в отдаленной перспективе (2015-2020 гг.) высокоэнергетического лазера, который должен стать одним из элементов системы НПРО. Особенностью этих работ, которые ведутся по линии министерства обороны США, является то, что разрабатывается возможность регулирования мощности излучения, длины волны, формы и длительности излучаемого импульса. По мнению американских ученых, создание такого лазера должно способствовать более эффективному решению задач противоракетной, противосамолетной и противоспутниковой обороны.
На современном этапе ведутся разработки двух видов лазерного оружия: стационарного - для поражения бортового оборудования искусственных спутников Земли и компонентов стратегических баллистических ракет на дальности до нескольких тысяч километров и корабельного - для защиты кораблей от крылатых ракет и других воздушных целей на дальности до нескольких десятков километров. В них задействовано несколько ведущих фирм и лабораторий военно-промышленного комплекса, которым выделяются значительные средства до 20 млн. долларов в год.
Полигонные испытания лазерного оружия запланированы на 2010 год. Но специалисты уже высказывают сомнения в целесообразности разработки такого оружия, особенно в плане критерия эффективность - стоимость. Дело в том, что идея по созданию мощного лазерного оружия, поражающего воздушные цели с поверхности Земли, не нова, однако при всех его очевидных преимуществах оно имеет весьма существенный недостаток - сильную зависимость дальности поражения от состояния прозрачности атмосферы. То есть при наличии облачности или других атмосферных явлений возможность поражения воздушных и космических целей минимальна.
Следует также отметить, что работы по созданию системы НПРО ведутся не только по линии Пентагона. Например, министерство энергетики США выполняет комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию Невадского испытательного полигона как к возобновлению подземных ядерных испытаний, так и к проведению испытаний в интересах ПРО. В этих целях осуществляются тренировки технического персонала по выполнению основных технологических операций на объектах полигона и поддержанию его инфраструктуры в работоспособном состоянии. На это выделяется более 40 млн. долларов в год.
Уже неоднократно говорилось, что работы по созданию системы национальной противоракетной обороны, ведущиеся США в нарушение Договора по ПРО, а тем более слом этого соглашения могут взорвать стратегическую стабильность. Прежде всего потому, что существует прямая связь между наступательными и оборонительными вооружениями. Появление у одной страны мощного оборонительного щита вынуждает другие страны, стремящиеся иметь равную безопасность, создавать такое оружие, которое бы все же пробивало этот щит. И не случайно, что даже американские союзники по НАТО - Франция и Великобритания - негативно относятся к планам Вашингтона, так как их реализация ведет к обесцениванию ядерных потенциалов этих стран. Другими словами, создание Соединенными Штатами системы НПРО даст толчок новой гонке вооружений, распространению ракет и ракетных технологий.
Если же взять те силы, которые не могут адекватно ответить на американский вызов США, но вынашивают злые умыслы в отношении США, то они постараются найти более простые и коварные способы их осуществления. Трагические события 11 сентября - яркое тому свидетельство: даже самая совершенная система ПРО не смогла бы предотвратить эту террористическую атаку. А тот же биотерроризм? С ним вообще трудно вести борьбу.
Отказ от Договора по ПРО сегодня бы нанес серьезный ущерб международной безопасности в целом. Усилились бы нестабильность и неуверенность в способности мирового сообщества сохранять мир и предотвращать конфликты на различных уровнях, бороться с международным терроризмом.
Вот почему Россия по-прежнему считает Договор по ПРО краеугольным камнем международной безопасности и стратегической стабильности. Вместе с тем это вовсе не означает, что Москва, как заявил российский Президент накануне своего визита в США, "не признает справедливых озабоченностей американской администрации о будущей системе международной безопасности". Россия, по словам ее лидера, готова к компромиссам, "готова обсуждать параметры Договора по ПРО, однако необходимы конкретные параметры". Надо знать, что "конкретно задумала менять американская администрация".
Заявление о возможности компромисса вызвало буквально поток различных комментариев специалистов и экспертов. Большинство из них приходят к мнению, что речь может о согласии России на проведение Соединенными Штатами испытаний отдельных элементов системы национальной противоракетной обороны при сохранении Договора по ПРО. В качестве же ответного шага она ожидает от Вашингтона определенных гарантий своей безопасности. Это прежде всего готовность США пойти на дальнейшее сокращение наступательных вооружений. И во время состоявшегося первого раунда переговоров на российско-американской встрече в верхах президент Буш уже дал такое согласие. Другим аспектом этих гарантий, считают эксперты, должна стать поддержка США в создании новых механизмов сотрудничества России и НАТО. Как отмечал Владимир Путин накануне визита и уже в ходе его, наша страна должна получить возможность совместного с альянсом принятия решений и осуществления скоординированных действий в области безопасности.
И последнее. Начав работы вокруг системы НПРО, Вашингтон дал ход процессу, который сейчас трудно остановить. А раз так, то его следует повернуть на безопасные пути. То есть назрела необходимость создания новой системы международной безопасности на новой договорно-правовой базе и на более широком уровне. И здесь на первый план, несомненно, выходит ООН. Именно эта организация мирового сообщества призвана искать и находить ответы на глобальные вызовы человечеству. А посему ей, как говорится, и карты в руки. Однако совершенно очевидно, что создание новой системы займет немало времени. И на этот период необходимо сохранить существующее правовое договорное поле, где главную роль играет Договор по ПРО.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker