на главную страницу

15 Ноября 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Армия за все заплатит?

Иван ИВАНЮК,"Красная звезда".



Вооруженные Силы - структура энергоемкая. Трудно представить себе боеготовность Сухопутных войск, авиации, флота без необходимых запасов топлива и электроэнергии. Да и гарнизоны, для большинства которых осенне-зимний отопительный сезон тянется три четверти года, без света и горячей воды оставить тоже невозможно. Поэтому даже при неполном финансировании из федерального бюджета поставщики топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отключали рубильник и перекрывали кран военным с опаской - были правительственные решения, запрещавшие это делать. Армия и флот годами жили в долг. Он постепенно накапливался и в 1998-1999 годах по силовым структурам составлял от 8 до 12 млрд. рублей. На 1 января 2001 года кредиторская задолженность "силовиков" поставщикам коммунальных услуг составляла 6,9 млрд. рублей, из них 5,7 миллиарда задолжало Минобороны.
Долги в постсоветской России стали довольно ходовым товаром, и на них многие пытались в последние годы подзаработать. Как показала недавняя проверка Счетной палаты Российской Федерации, не стали исключением и долги по ТЭР. Впрочем, в ходе проверки были выявлены и другие факты.
Пожалуй, первое, что бросилось в глаза контролерам, - рост заявок на потребление тепла, газа и электроэнергии. И это несмотря на значительные сокращения в ходе военной реформы инфраструктуры и численности Вооруженных Сил. Так, при расходе в 1999 году электроэнергии в объеме 7,3 млрд. киловатт-часов ГлавКЭУ Минобороны РФ на 2000 год запросило 10,8 млрд. киловатт-часов. Но Министерство обороны упрекать в этом трудно. Во-первых, на балансе у военного ведомства продолжают находиться сотни военных городков, которые давно должны быть переданы в государственную и муниципальную собственность. На сегодняшний день перешло с баланса на баланс лишь немногим более четверти жилых домов, прочих зданий и сооружений. И процесс этот сдерживается прежде всего потому, что местные органы власти необоснованно требуют от Минобороны денег на содержание и ремонт передаваемого жилья и объектов соцкультбыта. Фактически по состоянию на 1 января 2001 года передано только 465 городков. На содержание оставшихся 290 городков в этом году требуется порядка 500 млн. рублей. Во-вторых, безудержно растут тарифы на электроэнергию, и экономически обоснованный прогноз сделать в таких условиях практически невозможно.
Как рассказал руководивший проверкой аудитор Счетной палаты России Александр Пискунов, даже при наметившейся в прошлом году тенденции к сокращению потребления электроэнергии (фактически оно составило 6 млрд. киловатт-часов) расходы на ее оплату продолжали расти и превысили установленный лимит на 2,3 млрд. рублей. Да и то сказать - при среднем тарифе на 2000 год 0,51 рубля этот лимит должен был составить около 5 млрд. рублей, а утвердили всего 3 миллиарда. В целом законом о федеральном бюджете на 2000 год на оплату топливно-энергетических ресурсов Мин-обороны было заложено 14 млрд. рублей (из них 8,6 млрд. - на текущее потребление, остальное - на погашение долгов) при потребности 16 млрд. рублей. Но даже утвержденные затраты были профинансированы всего на 98 процентов.
К Чему привело наличие долгов перед поставщиками? К самым разнообразным экономическим последствиям. Так, в конце прошлого года со счетов Министерства обороны были списаны в безакцептном порядке бюджетные средства в сумме 113 млн. рублей. Это было сделано на основании 44 решений арбитражных судов, преимущественно Москвы и Московской области, о возмещении поставщикам задолженности прошлых лет за тепловую и электрическую энергию, топливо и газ. Это списание произошло за счет средств по другим статьям, в том числе предназначавшихся на закупку вооружения и военной техники и проведение НИОКР. Это лишь небольшой штрих к тому, как на деле реализуется установка на переоснащение наших Вооруженных Сил современным оружием...
Еще раз хочу оговориться, что энергетики и в прошлом году не отказались от неэкономических методов воздействия на воинские части за несвоевременные платежи. К примеру, в Дальневосточном военном округе в нарушение правительственных постановлений 1998-1999 гг. отключение военных потребителей электроэнергии во второй половине года проводилось ежемесячно, а в отдельных гарнизонах котельные и жилые дома отключались ежедневно на 1-4 часа в сутки. Для обеспечения бесперебойной работы коммунальных сооружений в воинских частях запускались резервные дизель-генераторы, в результате чего внеплановый расход дизельного топлива составил свыше 200 тонн и, соответственно, внеплановые расходы более 2 млн. рублей. Десятки воинских частей отключались от энергоснабжения в Приморском, Хабаровском краях, на Камчатке. В целом по Тихоокеанскому флоту время отключений составило свыше 15 тысяч часов.
Но все же главное внимание монополисты от энергетики уделяли манипулированию с тарифами, пытаясь поживиться за счет скудного военного бюджета. Как известно, Федеральным законом от 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов энергоснабжающими организациями тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Порядок регулирования был разработан с опозданием и утвержден только в 1997 году. А о его качестве говорят следующие цифры: цены на электроэнергию и каменный уголь по сравнению с 1996 годом выросли в два раза, а на мазут топочный - в 6 раз. Конечно, при таких темпах никаких бюджетных средств не напасешься.
И в первом квартале этого года рост тарифов для потребителей, финансируемых из бюджета, превысил годовые прогнозные величины на текущий год. Это значит, что за 2001 год лимиты потребления Министерством обороны топливно-энергетических ресурсов, согласованные с Минэнерго, могут превысить лимиты бюджетных обязательств, утвержденные Минфином, более чем на 2 млрд. рублей. Значит, опять будут нарастать долги. А на долгах, как мы уже говорили, поставщики-монополисты тоже научились делать деньги.
Скажем, региональные энергетические комиссии (РЭК) Московской области и Хабаровского края придумали для "нерадивых" военных потребителей, не способных рассчитаться в срок, дифференцированные тарифы, повышенные за неуплату долгов на 30-50 процентов по сравнению с другими потребителями. В частности, в 1999-2000 годах только в Уссурийской, Чернореченской и Хабаровской КЭЧ, 1976-й ОМИС Тихоокеанского флота и в Московском округе ВВС и ПВО было таким образом переплачено около 19 млн. рублей. Эта практика продолжалась и после обращения Минобороны к председателю Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Российской Федерации - его указания в Хабаровске и Москве просто проигнорировали. Оказывается, действующим законом о государственном регулировании тарифов на топливно-энергетические ресурсы определено, что федеральная и региональные энергетические комиссии независимы в своих решениях в пределах предоставленных полномочий. Право, жаль, что при определении этих полномочий мало учитывались государственные интересы. Не инструкции, а какие-то сказочные заклинания: РЭК, ФЭК, ПЭК - и денежки в кармане.
К примеру, ОАО "Мосэнерго" и его филиалы в договорах предусматривали и потом применяли вариант расчета с организациями Минобороны по абонентной плате, предполагающей предварительную оплату обязательно заказываемых объемов электроэнергии за месяц вперед без последующего перерасчета абонентной платы по фактическому ее расходу. Министерству обороны пришлось в результате заплатить свыше 11 млн. рублей за электроэнергию, которую никто не расходовал. Кроме того, филиалы "Мосэнерго" применяли штрафные санкции в виде взимания платы за всю электроэнергию, израсходованную воинскими частями сверх предусмотренного договором месячного плана потребления в десятикратном размере топливной составляющей тарифа (эта расценка превышала обычный тариф почти в два раза). Проверкой Счетной палаты установлено, что только воинскими частями Московского округа ВВС и ПВО за перерасход уплачено штрафов на сумму более 4 млн. рублей.
По результатам проверки, надеемся, будут сделаны серьезные выводы в Правительстве Российской Федерации. Это очень важно сейчас, пока зима в большинстве регионов еще не вступила в полную силу. Есть о чем задуматься и должностным лицам всех уровней в Минобороны. В первую очередь о качестве договорной работы с монополистами-энергетиками. Понятно, что тем легче навязывать свои условия. Но имеющийся горький опыт тоже надо учитывать, чтобы отстоять государственные интересы.
Использованы далеко не все возможности и в плане экономии топливно-энергетических ресурсов. Там, где в 1999 году были установлены приборы учета тепловой энергии и расчеты в прошлом году производились по их показаниям, а не расчетным путем, эффект не заставил себя ждать. Только на нескольких объектах ДВО и ТОФ годовая экономия составила почти 9 млн. рублей. Беда в том, что опять же из-за недостаточного финансирования во многих воинских частях пока невозможно оснастить объекты счетчиками потребления тепла, электроэнергии и воды.
Что примечательно, в ходе работы Счетной палаты была разоблачена еще одна легенда, долгое время лелеемая энергетиками, - о том, что все беды с перебоями тепла или электроэнергии связаны с тем, что "силовики" вовремя не рассчитываются за поставки. Все, оказывается, совсем не так. Структура потребления энергоресурсов показывает, что в 2000 году потребление электроэнергии организациями, финансируемыми из федерального бюджета, к общему объему производства составило в натуральном выражении 2,2 процента, в денежном - 2,9. По тепловой энергии эти цифры составляют соответственно 2,6 и 4,4 процента. Таким образом, неплатежи "силовиков" практически не влияют на финансовое положение отраслей топливно-энергетического комплекса. А если бы Министерство финансов финансировало их в полном объеме и в срок, то вообще никаких проблем не было бы.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker