на главную страницу

17 Ноября 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Когда батальоны просят огня

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир ЗАРИЦКИЙ

Беседу вел Александр БОГАТЫРЕВ,"Красная звезда".



Визитная карточка.
Зарицкий Владимир Николаевич. Родился 15 июня 1948 года в селе Останы Коростенского района Житомирской области. В 1968 году окончил Одесское артиллерийское училище. Прошел должности от командира курсантского взвода до командира артиллерийского дивизиона. После окончания Военной артиллерийской академии служил начальником штаба, начальником ракетных войск и артиллерии танковой дивизии, командиром артиллерийского полка, командиром артиллерийской дивизии, начальником Коломенского высшего артиллерийского командного училища и начальником ракетных войск и артиллерии Московского военного округа. С 30 июля 2001 года - начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации. Награжден орденами "За военные заслуги", "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" II и III степени.

- Владимир Николаевич, в минувшем веке артиллерию называли "богом войны". А в нынешнем столетии это имя не отомрет?
- В современных концепциях ведения военных действий, принадлежащих армиям развитых государств, отчетливо обозначена характерная особенность: стремление решать боевые задачи не столько ударами мотострелковых и танковых войск, сколько дальним огневым воздействием. То есть огонь становится еще более важным фактором практически всех операций. Эта тенденция наглядно просматривалась в действиях многонациональных сил в зоне Персидского залива в
1991 г., войск НАТО в Югославии в 1999 г. и сейчас в Афганистане.
Ракетным войскам и артиллерии сегодня присущи высокая точность и эффективность ударов и ведения огня, минимальное время выполнения задач от обнаружения объекта до его поражения, более низкая суммарная стоимость огневого поражения противника по сравнению, например, с авиацией. В современных операциях ракетные войска и артиллерия выполняют 40-50 процентов задач по огневому поражению противника. А с оснащением перспективными системами высокоточного оружия (ВТО) потенциально наши войска смогут взять на себя решение до 70 процентов огневых задач в тактической и оперативной глубине. Кстати, столь высокий показатель подтверждается в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Совершенно очевидно, что на сегодня ракетные войска и артиллерия - основа огневой мощи Сухопутных войск.
Можно очень много говорить о достоинствах нашего рода войск. Несмотря на очевидные сложности последнего десятилетия, мы имеем серьезный научный и технологический задел для модернизации и совершенствования систем ракетно-артиллерийского вооружения, активизации работы в области создания систем ВТО, автоматизации управления. Открываются новые возможности для объединения средств разведки, поражения и обеспечения рода войск в единой разведывательно-огневой системе.
Эффективность огневых ударов ракетчиков и артиллеристов менее зависит от географических, климатических, погодных факторов и условий видимости, чем у других родов войск. Важно и то, что в боевых условиях нашим подразделениям не нужны какие-либо специализированные и особенно стационарные сооружения и оборудование. Экипажи и расчеты достаточно надежно защищены от непосредственного воздействия средств поражения и подавления противника. У них высокая точность и эффективность ударов и огня. Сократилось время их подготовки, обеспечена большая внезапность нанесения. Что немаловажно на войне, ракетные и артиллерийские части отличаются хорошей маневренностью, живучестью и высокой проходимостью на пересеченной местности. Кроме того, они постоянно взаимодействуют с общевойсковыми частями и подразделениями.
Поэтому я уверен, что и в ближайшей перспективе наши войска будут играть решающую роль в огневом поражении противника. Быть им "богом войны", полагаю, и в дальнейшем.
- Какие особенности боевого применения ракетных и артиллерийских частей и подразделений характерны для контртеррористической операции в Чечне?
- Пожалуй, главная особенность - выборочный характер целей. То есть в основном велся огонь по конкретным целям. Ведь боевые действия зачастую шли на территории, где находилось и мирное население. Поэтому в Чечне массирования артиллерии не было.
- Что показала контртеррористическая операция в плане готовности артиллеристов к решению огневых задач в горах и городе?
- Воевать в горах особенно тяжело. Там ограничена видимость, сложнее условия разведки и корректировки огня, определения координат целей. С того момента, как начались боевые действия на Северном Кавказе, мы поставили задачу своим военным учебным заведениям и учебным центрам улучшить качество подготовки выпускников в этом направлении.
Боевые действия в населенном пункте - тоже непростое дело. Видимость, как правило, и здесь ограничена, не всегда удается конкретно определить координаты цели и наблюдать за ней, корректировать огонь. Поэтому подготовка к таким действиям в наших вузах и учебных подразделениях тоже усилена.
В целом те подразделения, которые по сей день участвуют в контртеррористической операции, свои задачи выполняют успешно.
- Какие виды артиллерии используются наиболее активно?
- В основном ствольная артиллерия и минометы. В отдельных случаях привлекалась реактивная артиллерия, в частности системы залпового огня "Град". Нашла применение и противотанковая артиллерия. Отдельные бронированные объекты, долговременные оборонительные точки нередко уничтожались первой же противотанковой управляемой ракетой. Ведь противотанкисты ведут огонь прямой наводкой.
- Как технический прогресс сказывается на развитии ракетно-артиллерийского вооружения?
- Со средствами поражения у нас в принципе больших проблем нет. Образцы вооружения, которые мы сегодня имеем, начали поставляться в войска 20-30 лет назад, но они по-прежнему не уступают зарубежным аналогам. Хотя постепенное перевооружение, конечно, необходимо. Не секрет, что в последние годы резко возросло количество техники, требующей капитального ремонта. А доля современных комплексов и систем, к сожалению, незначительна. Причина очевидна: нет денег. Поэтому сегодня одна из главных наших задач - модернизация существующих систем, поддержание в боевой готовности тех средств, которые имеются на вооружении сейчас в боеготовом состоянии.
По-настоящему большие проблемы и сложности вызывает вопрос автоматизации средств управления огнем и артиллерийской разведки. Мало иметь подготовленный личный состав, орудия и средства разведки. Труд артиллеристов - коллективный. Любая огневая задача выполняется в комплексе, то есть: разведал, определил координаты цели, принял решение на ее поражение, отдал распоряжение на подготовку огня и выполнил задачу. Без средств автоматизации выполнять своевременно и в срок такие задачи сложно.
- А что понимается под модернизацией вооружения и военной техники?
- Во-первых, мы будем проводить плановый ремонт всего, чем располагаем, обеспечим частичное обновление узлов и агрегатов, повысим защищенность и живучесть.
Во-вторых, будет продолжаться разработка и закупка действительно недостающих образцов вооружения - средств разведки и автоматизированного управления в тактическом звене, средств боевого обеспечения, тренажерных комплексов.
- В войсках финишировал летний период обучения. Каковы его итоги в частях и соединениях?
- В целом ракетчики и артиллеристы программу боевой подготовки выполнили.
Неплохих результатов достигли ракетные бригады. Практически везде прошли тактические учения с пусками боевых ракет, в которых участвовало не менее 70 процентов личного состава, техники и вооружения.
Артиллеристы в каждом округе провели полевые выходы. На базе некоторых подразделений были организованы показные учения и боевая артиллерийская стрельба. Офицеры учились методически правильно организовывать полевую учебу.
Кстати, для повышения уровня подготовки своих офицеров мы привлекаем прессу военных округов. На страницах газет проводим конкурсы по решению огневых задач. Во всех округах прошли состязания среди командиров артиллерийских и ракетных батарей, конкурсы по полевой выучке. Победителям мы предоставили право вне очереди поступать в университет.
Поддерживаем и традицию проведения в частях и подразделениях еженедельных дней артиллерийского огня.
- В ракетных войсках и артиллерии сегодня служит много боевых офицеров. Учитывает ли командование это, решая кадровые вопросы?
- У нас действительно много офицеров, которые проявили себя в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Они служат практически во всех округах. Достаточно сказать, что лишь за последние годы звания Героя Российской Федерации удостоились 7 офицеров. Например, один из них, гвардии полковник Аркадий Корольков, командует сегодня артиллерийским полком, дислоцированным в Московском военном округе. Во второй чеченской кампании его часть была лучшей среди артиллерийских полков, входивших в западную группировку. Боевую работу и службу он сумел организовать на уровне требований боевых и общевоинских уставов. Не было у него проблем и с тыловым обеспечением. Несомненно, для войск такой опыт бесценен. И его опыт, и опыт многих других офицеров, испытанных в боевых условиях, - достояние войск, и мы сделаем все, чтобы он был использован наилучшим образом.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы Сухопутных войск.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker