на главную страницу

17 Ноября 2001 года

Пульс планеты

Суббота

В Мюнхен - за знаниями

Как готовят офицеров для бундесвера

Сергей СУМБАЕВ.Мюнхен - Москва.



Внимательно изучив документы, охранник разрешил нам въехать на территорию университета, сказав, что надо искать здание 83. "Это сейчас прямо, а там налево, потом направо и приедете", - добавил он. Однако поиск нужного здания оказался не так прост. Множество маленьких дорожек и улочек заставили нас крутиться по огромной территории университета. Разрешить ситуацию удалось лишь с помощью военного патруля. Его начальник - лейтенант, выслушав нас, словами и жестами указал верное направление. Спустя некоторое время мы оказались у административного здания, стоянку для машин около которого украшала табличка "Место для президента" (естественно, университетского). Там нас уже ожидал подполковник Норберт Хёрпель - начальник пресс-службы университета.
- Начнем с краткого брифинга, - сказал он после того, как мы разместились в его офисе. Разложив передо мной бумаги со схемами и новую брошюру об университете, составленную под его руководством, он принялся за рассказ.
Этот университет - уникальное для Германии учебное заведение, так как здесь учат не только военным, но и гражданским наукам. Он имеет право присваивать докторские степени, а его диплом пользуется уважением по всей стране. Во главе университета стоит президент - гражданское лицо. Он избирается административным советом (членом которого и является), а затем назначается на должность на 6 лет министерством обороны ФРГ с согласия баварского министерства образования, культуры, науки и искусства. Далее следует исполнительный совет, который, собственно, и является основным органом управления университетскими делами. Он определяет политику университета, занимается бюджетом и прочими административными делами. В состав совета входят президент, два вице-президента, канцлер и командир студенческого отделения. Есть еще главный совет управления, состоящий из членов исполнительного совета, деканов, представителей преподавательского и студенческого составов. Его также возглавляет президент.
За всем этим явно просматривалась тяга к демократическому управлению университетом. Здесь есть, например, экзотический представитель по соблюдению прав женщины, который следит, чтобы и женщины и мужчины имели равные возможности во всех сферах. Или университетский совет. Он избирается главным советом управления и утверждается в министерстве обороны. Из пяти человек, составляющих его, один - выпускник данного университета, два представителя от частных компаний и два представителя от науки или искусства. Совет занимается разработкой стратегии обучения, то есть определяет, на каких научных направлениях лучше сосредоточить внимание, какие, наоборот, временно ослабить. В сферу его деятельности входит и работа над бюджетом университета. В настоящее время в этот совет входят офицер ВМС (бывший выпускник), один из президентов Баварского ландсбанка, бывший генерал-инспектор бундесвера и глава военного комитета НАТО, представитель Мюнхенского технического университета и, наконец, представитель университета средств массовой информации.
Что же касается образовательной деятельности, то в университете имеется 7 факультетов общих и 3, как их здесь называют, прикладных. К первым относятся инженерно-строительный, геодезический, инженерно-электронный, где изучают криптографию, связь и системы электроснабжения, факультет информатики, авиационно-космический инженерный факультет, педагогики, факультет социальных наук, где преподают историю, теологию, военное право и прочие гуманитарные премудрости. И заканчивает этот список факультет экономики и управления.
Три прикладных факультета - бизнес-администрирование, еще один инженерно-электронный, где изучают системы телекоммуникации и информтехнологии, а также высокочастотные технологии, и факультет механики, на котором обучают широкому спектру предметов - от оружейных систем до строительства корабельных энергетических установок.
- Как видишь, - подчеркнул Хёрпель, - все предметы гражданские, кроме, пожалуй, оружейных систем.
И немного задумался.
- Хотя и радары тоже не совсем мирное дело, и криптография... Да, одним словом, университет военный, кузница офицерских кадров.
- Господин подполковник, - спросил я, - а кто здесь учится?
- Офицеры, которые выслужили больше 10 лет. Если офицер хочет продолжить службу, он обязан поступать в университет к нам или в Гамбург. А все началось в конце 60-х годов, когда мы столкнулись с нехваткой молодых офицеров. Знания, полученные в офицерских школах и за годы службы в армии, не всегда могли пригодиться в гражданской жизни после увольнения. Поэтому никто не хотел тратить полжизни на военную службу, чтобы потом не иметь нормальной работы. После долгих раздумий правительство решило создать новое военное учебное заведение. С одной стороны, оно предназначено для повышения уровня образования офицеров. С другой - полученные знания не должны быть однобокими и применяться исключительно в военной сфере. Так, 1 октября 1973 года в Мюнхене на поле бывшего военного аэродрома открылся Военный институт повышения квалификации. В марте 1985 года его переименовали в Университет бундесвера.
Здесь учатся 3 года и 3 месяца. Если слушатель не смог защитить диплом, армия с ним расстается. В среднем университет отчисляет 30 процентов слушателей.
- Нет в этом ничего удивительного, - пояснил Хёрпель. - Ведь диплом университета престижен. И если мы хотим, чтобы он таким и оставался, то должны предъявлять повышенные требования к выпускникам.
- А вы упоминали кадетов, - поинтересовался я. - Это кто?
Дальнейшие объяснения системы военного обучения заняли основную часть нашего разговора. Из него я почерпнул следующее. По окончании школы (в Германии это будет гимназия - то есть полный школьный курс) в возрасте 18-19 лет молодой человек решает, хочет ли он стать офицером, послужить в армии солдатом или выбрать альтернативную службу. Если он останавливается на первом варианте, то идет в местный аналог военкомата, где проходит тесты на профпригодность (для сухопутных войск одни, для ВВС и ВМС другие), после чего поступает в офицерскую школу. Там он становится кадетом, постепенно получая звания фаненъюнкера и фенрика, и проходит курс первичной офицерской подготовки. Затем из школы кадет переводится для учебы в университет, где получает звание лейтенанта. После защиты диплома выпускники направляются либо сразу в сухопутные войска, либо доучиваться в офицерскую школу (в ВВС и ВМС), где совершенствуют чисто профессиональную подготовку.
- Кстати, - Хёрпель вспомнил что-то важное. - Знаешь, почему мы даем хорошее образование? Потому что у нас на 2.500 учащихся 172 профессора. То есть приходится где-то 15 студентов на одного профессора. А в гражданских вузах в Мюнхене это соотношение от 60 до 100 студентов на профессора.
Тем временем настал час обеда, и мы направились в столовую. Столовая находится в новом здании - стекло, металл, бетон. На выбор три блюда - вегетарианское, птица и свинина. Соответственно становишься в нужную очередь и получаешь свою порцию. В обеденном зале собрались все вместе: кадеты, слушатели, преподаватели. Мой интерес вызвали несколько кадетов с явно неуставными бородками и прическами, на что я и не преминул обратить внимание начальнику пресс-службы.
- Если это не мешает учебе и службе, то пусть такими и ходят, - равнодушно ответил подполковник.
В столовой меня представили командиру студенческого отделения полковнику Карлу Хайнцу Радке (должность его назвать иначе трудно, так как он отвечает за слушателей и кадетов именно в военном плане). Перешли в бар, где за чашкой чая и состоялась наша непродолжительная беседа.
- А что вы, господин полковник, скажете о современном германском кадете? - полюбопытствовал я.
- В последнее время уровень образования молодежи упал, - с грустью сказал Радке, а продолжил уже с воодушевлением: - С другой стороны, современная молодежь, теряя одни знания, приобретает такие, которые раньше были просто немыслимы. Сейчас все они знают компьютер и разбираются в системах телекоммуникаций.
- А многие из молодых немцев хотят стать офицерами?
- Раньше их было больше, - честно сообщил полковник. - Университет мог выбирать достойного офицера из 7-9 кандидатов, теперь это число снизилось до 4. А еще могу вам сказать, что зачастую армию обвиняют в том, что она не может правильно воспитать своего бойца. Не понимают они, что армия - составная часть общества и те, кто к нам приходит, - это его слепок.
После беседы с Радке мы направились в один из корпусов университета. Перед ним воздвигнута некая композиция, заставившая вспомнить слова классика: "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо".
- Это построено в 70-е годы, - объяснил Хёрпель. - Тогда у бундесвера было много денег, и их можно было тратить произвольно.
В здании разместились несколько жилых помещений, библиотека, лабораторный корпус и, наверное, что-то еще. Знакомство начали с библиотеки. Студенты гражданских университетов Мюнхена завидуют военной библиотеке и с разрешения руководства университета с удовольствием посещают местный "храм знаний". Заказ на книги можно делать через компьютеры, установленные в жилых комнатах. За те 20 минут, что потребуются слушателю, чтобы спуститься к библиотеке, книгу как раз успевают найти в огромном книгохранилище и переправить в читальный зал.
Хёрпель с гордостью за университет заметил:
- Только на закупку книг для библиотеки выделяется 3 млн. марок в год, или где-то 7 процентов от всего бюджета.
Цифра действительно впечатляет. И с моей стороны последовал закономерный вопрос о бюджете и финансировании университета.
- В 2000 году, - сказал мой сопровождающий, - в бюджет было заложено 85 млн. марок, ушедших на оплату труда постоянных сотрудников, и 19 млн. на поддержание в надлежащем состоянии зданий и территорий. Собственно бюджет университета составил 47,5 млн. марок. Из них, как уже отмечалось, 7 процентов ушло на библиотеку, 38 процентов - на лабораторное оборудование, 14 процентов - на оплату труда временных сотрудников и развитие информационных технологий. Эти деньги поступили от федерального министерства обороны, а также частично из местного бюджета.
Остальные 35 процентов, или 17 млн. марок, как выяснилось далее, университет получил от так называемых третьих сторон. Дело в том, что старый принцип "наука - удовлетворение собственного любопытства за государственный счет" сверхпрагматичные немцы не приемлют. Все поставлено на получение прибыли. В данном случае учащиеся университета занимаются исследованиями для различных компаний и учреждений, заинтересованных в новых идеях и проектах. Среди компаний такие гиганты, как "Сименс" и Европейский авиационно-космический консорциум, среди прочих заказчиков министерство обороны, местные и федеральные власти, Европейский союз и другие.
- А средства остаются в университете или поступают куда-то в центральный аппарат, а потом возвращаются в университет? - поинтересовался я.
Хёрпель даже не понял вопроса, а потом принялся живо объяснять, что если деньги будут отдаваться не исполнителям заказа, а кому-то другому, то все быстро потеряют интерес к новым проектам и исследованиям.
За этим разговором мы попали в лабораторный корпус. В одной из комнат худощавый печальный человек внимательно вглядывался в монитор. Рядом с ним на простом деревянном тарном ящике покоился робот с такими же печальными, как у человека, камерами. Перед клешнями робота стояла детская пластмассовая игрушка - кубик-лабиринт с шариком внутри. Хёрпель взялся за кубик, и это заметил робот. Четыре изображения руки подполковника, тянущейся к объекту испытания, возникли на мониторе. Теперь это заметил и печальный человек, повернул голову к нам и умоляюще вскричал:
- Не трогайте это, пожалуйста!
- Вы наш сотрудник, но вы не немец? - предположил Хёрпель.
- Меня здесь называют ирландцем, - ответил человек, не вдаваясь в подробности.
- А что делает ваш робот? - спросил Хёрпель.
- О! - ответил "ирландец" и принялся за рассказ. Оказывается, робот умеет определять расстояние до предмета, после чего хватает его клешнями и начинает крутить, переставлять и проделывать сложные манипуляции.
- У вас работают иностранцы? - спросил я после того, как распрощались с "ирландцем".
- И работают, и учатся, - ответил Хёрпель. - Наше учебное заведение может позволить себе пригласить лучших преподавателей из-за границы. Из других стран к нам попадают и учащиеся, кстати, у нас есть около 50 человек из бывшего СССР.
Пройдя мимо лабораторий, где военные химики ходили с ретортами, из которых вился едко-зеленый дымок, мы попали в испытательные цеха - огромные ангары, каждый из которых предназначен для проведения своего рода испытаний. В первом ангаре стояло оборудование, на котором пытливый офицерский ум исследовал свойства бетона при температуре -80°. В другом - озаботившийся сохранением окружающей среды военный человек разрабатывал проект ГЭС, которая позволит не запруживать реки, а будет органично вписываться в их русло. В следующем ангаре мы увидели гордость университета - аэродинамическую трубу. В ней можно имитировать сверхзвуковые скорости до 3,5М. Кстати, здесь испытывался вертолет "Еврокоптер". Правда, включать трубу стараются пореже. Во-первых, чтобы не травмировать слух учащихся, во-вторых, чтобы не разорять университет счетами от энергетиков.
Дальше по коридору в ангаре стояла барокамера, позволяющая имитировать условия повышенной влажности и высоких температур. В ней испытываются свойства материалов, которые предназначены для ракеты-носителя "Ариан", что запускается в экваториальной французской Гайане. В другом цехе также работали на космос. Хёрпель объяснил, что здесь испытываются конструкции из специального материала, что-то вроде прессованного алюминия, которые в будущем будут применяться на космических станциях.
Уже перед прощанием с моим проводником я поинтересовался:
- Господин подполковник, а проблемы у университета есть?
- Есть, - прямо сказал он. - При годовом бюджете бундесвера в 45 млрд. марок средств на университет все-таки выделяется мало.
Фото пресс-службы университета.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker