на главную страницу

17 Ноября 2001 года

Вестник РОСТО

Суббота

"Топ"-модели и их кавалеры

Андрей КУРНЯЕВ.



Завершившийся спортивный сезон был для российских авиамоделистов весьма "урожайным". На чемпионате Европы по кордовым моделям в Испании наша сборная в классе гоночных аппаратов завоевала командное "золото", а обладателями высших наград в личном зачете стали Юрий Шабашов и Сергей Москалев. Вице-чемпионского командного титула по скоростным моделям удостоились Сергей Костин, Дмитрий Алябьев и Андрей Калинин. В пилотажном классе вторым в личном первенстве стал Вадим Болгов, а в командном зачете у россиян "бронза".Чемпионат Европы по моделям-копиям проводился в Польше, и там российская сборная заняла 2-е командное место, а в личном первенстве "серебро" досталось Вячеславу Чубатову.

Наконец, на чемпионате мира по свободнолетающим моделям в США россияне завоевали второе командное место в классе планеров, третье - в состязаниях таймерных моделей и второе общекомандное.
В международных стартах сезона участвовали более полусотни российских авиамоделистов в возрасте от 14 до 50 лет, представлявших авиационно-спортивные клубы РОСТО от Смоленска до Екатеринбурга и от Санкт-Петербурга до Невинномысска. На 60 процентов команды состояли из спортсменов Вооруженных Сил.
Казалось бы, что тут еще добавишь? И так все ясно: в очередной раз наши авиамоделисты привезли на Родину пригоршни медалей. Такие уже ставшие привычными факты отечественные средства массовой информации попросту не замечают, не находя в них ничего сенсационного. А вот дотошные составители бюллетеня польской федерации авиамодельного спорта усмотрели прелюбопытную деталь: за 1999-2000 годы российские авиамоделисты установили своеобразный рекорд, завоевав на соревнованиях самого высокого ранга больше медалей, чем представители США, Англии, Франции и Польши, вместе взятые. Вот только вряд ли тем же полякам известно, что, например, Сергей Костин и еще ряд его товарищей по сборной уже 10 лет за свой личный счет ездят защищать честь страны на чемпионаты мира и Европы.
- Вы можете представить себе такое в каком-нибудь из олимпийских видов? - разводит руками главный тренер сборной по авиамодельному спорту Владимир Кутьинов.
Мы беседуем в кабинете авиамоделистов Центрального аэроклуба РОСТО имени В.П. Чкалова. Интерьер оживляют подвешенные на леске модели-копии старинных самолетов. Наверное, такие еще летали, когда Владимир Михайлович начал заниматься авиамодельным спортом, которому посвятил 48 лет из своих 55. Авиамоделизм на заре его юности был популярен и почитаем не меньше, чем народные игры - футбол и хоккей.
- А ведь суммы, расходуемые сейчас самым захудалым футбольным клубом, на порядки больше, чем бюджет наших сборников с их моделями. Но государство не может выкроить даже эти очень смешные деньги на нужды одного из самых "золотоносных" видов спорта. Думаете, причина в экономических трудностях? На мой взгляд - в степени понимания того, что значит авиамоделизм для перспектив научно-технического прогресса, будущего нации. Постройка, доводка и эксплуатация модели самолета развивает у молодого человека конструкторские навыки, инженерное мышление. Не случайно поэтому наши великие авиаконструкторы Туполев, Ильюшин, Яковлев, Антонов начинали с авиамоделей. Один из ведущих конструкторов современной спортивной авиационной техники Кондратьев тоже в юности занимался в наших кружках. И огромное большинство рядовых инженеров, специалистов не только в авиационной промышленности, но и многих отраслях машиностроения прошли школу моделизма, роль которого становится с годами только еще более актуальной. В Московском авиационном институте даже открыли отделение, куда принимают абитуриентов по рекомендациям федерации авиамодельного спорта России.
- С другой стороны, массовое развитие кружков - это и реальная возможность вырвать детей из-под влияния улицы.
- Вот именно! Неужели непонятно, что лучше уж развивать технические творчество и спорт, чем потом на те же деньги строить тюрьму для несовершеннолетних преступников?
- Так за чем дело стало?
- По мнению польских авиамоделистов, их последние, весьма заметные успехи во многом обусловлены именно государственной политикой по поддержке данного вида спорта. Удалось подсчитать, что около половины депутатов Сейма Польши - люди с инженерным, техническим образованием, с младых ногтей увлекавшиеся техническим творчеством и в том числе авиамодельным спортом. Вот, оказывается, как просто ларчик открывается! И в конгрессе США, который недавно принял решение возродить программу проведения Недель авиамодельного спорта, почти каждый пятый народный избранник тоже в юности занимался моделизмом. В нашей же Государственной Думе, судя по всему, подавляющее большинство депутатов составляют гуманитарии.
Несколько лет тому назад мы обращались за поддержкой к тогдашнему первому вице-премьеру Борису Немцову. Получили отписку. Хотя речь идет на самом деле не о таких уж больших деньгах.
- А сколько нужно, чтобы решить все проблемы российского авиамоделизма?
- Чтобы обеспечить на десять лет вперед рост технических результатов и полное превосходство над соперниками, на сборную команду из 70 человек нужно потратить 500 тысяч долларов. Тогда прекратилась бы и продажа техники иностранцам. А то ведь для наших спортсменов это единственный способ свести концы с концами. Но в результате лучшие зарубежные асы наступают нам на пятки, а иногда и выигрывают, используя модели, построенные нашими же мастерами, например, Сергеем Костиным. Правда, самого Сергея обставить с помощью его модели вряд ли кому-то удастся.
- ?
- Дело в том, что в авиамоделизме огромную роль играет человеческий фактор - характер, способности спортсмена. А Костин - спортсмен от Бога. И, конечно, сам автор-изготовитель модели, как никто другой, знает все ее эксплуатационные нюансы, запас прочности, запас мощности и т.д. Наши спортсмены сами мастерят моторы внутреннего сгорания, осуществляя при этом подгонки и регулировки с точностью до одного микрона. Штучная, поистине ювелирная работа.
- Но, наверное, конкуренты пытаются штамповать, ставить на поток копии наиболее удачного из купленных изделий?
- Бесполезно. Мы сами варим специальный металл для наших моторов. Его рецепт - это уже профессиональный секрет, который каждый моделист хранит в голове. Западные фирмы могут сделать спектральный анализ нашего металла, но технологию процесса варки они все равно не знают и потому не смогут добиться необходимого качества. Костина не раз звали в Италию работать в солидной фирме, производящей моторы, предлагали хорошие деньги. Но Сергей отказался. Он до этого два года консультировал итальянцев, и как только они попытались выведать секреты технологии, уехал на Родину.
Сейчас Костину 45 лет, и он, будучи не только заслуженным мастером спорта, но и заслуженным тренером России, успешно совмещает выступления на чемпионатах с наставничеством. Его ученик, 14-летний Владислав Токарев, на европейском первенстве в юношеском разряде завоевал серебряную медаль. Кстати, это далеко не единственный пример того, что преемственность в нашем авиамоделизме не нарушилась, несмотря на социально-экономические потрясения. Наоборот, за последние годы заметно возрос приток молодежи в авиамодельный спорт, и в том числе в наиболее перспективный класс радиоуправляемых моделей.
На снимках: Владимир КУТЬИНОВ; модели-копии впечатляют и достоверностью, и размерами.Фото автора и из архива.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker