на главную страницу

20 Ноября 2001 года

Тема номера

Вторник

Время взвешенных решений и выверенных действий

Михаил ФАЛАЛЕЕВ. "Красная звезда".



Министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов провел брифинг для российских журналистов. Разговор шел о самых актуальных проблемах мировой и внутренней политики, о строительстве Вооруженных Сил РФ. Он высказал свою точку зрения по целому ряду вопросов, волнующих общество.

Афганистан: еще не мир, но уже не война
Министр обороны сообщил о направлении в Кабул передовой группы отечественных министерств и ведомств. В составе этой группы представители Министерства иностранных дел, Министерства обороны, МЧС. Цель их поездки - консультации с послами по особым поручениям США и ООН по созданию переходного правительства Афганистана, в которое вошли бы представители всех этнических групп этой страны. Что касается Минобороны, то оно является координирующим ведомством в ходе союзнической контртеррористической операции в Афганистане.
"Мы оказываем военно-техническую помощь Северному альянсу, намерены оказывать ее и впредь", - заявил министр обороны. Теперь, в связи с изменением ситуации в Афганистане, необходимо присутствие наших представителей в Кабуле - для координации этой помощи. Кроме этого, в рамках заявленной Президентом России позиции мы обещали оказывать содействие в проведении поисково-спасательных операций. Сейчас, когда территория, контролируемая союзниками, значительно расширилась, соответственно можно ставить вопрос и о расширении нашего участия в этом сегменте операции.
Сейчас обстановка в Кабуле, отметил Сергей Иванов, спокойная: никаких виселиц, расстрелов и прочих "чисток", как это было при талибах, нет. И это несмотря на вакуум власти - ведь правительства-то пока нет. Северный альянс не мог не направить в столицу свои "полицейские части" для поддержания порядка, увидев, что талибы из Кабула ушли. А народ с огромным чувством удовлетворения встретил новую власть. Ведь талибы, по сути, ввергли Афганистан в средневековье. Вот теперь, считает министр обороны, пора думать и о восстановлении посольства России в Афганистане. И это тоже во многом поначалу ляжет на плечи военных, в том числе организация связи, доставка людей и грузов...
В центре внимания Министерства обороны должно находиться все, подчеркнул Сергей Иванов. Поэтому, анализируя ситуацию в Афганистане, министр остановился не только на сугубо военных задачах, но и на политических, экономических, этнических. Так, рассматривая причины достаточно быстрых успехов Северного альянса, он отметил дальновидную политику российского руководства: "Мы долго, не получая ничего взамен, вооружали противников талибов. Наконец это сработало". Разумеется, большую роль сыграли американские бомбардировки. Но ведь и талибы восстановили против себя народ - и своими зверствами, и религиозным фанатизмом, и огромным присутствием иностранных бандитов-наемников.
"Часто меня спрашивают, - сказал Сергей Иванов, - знали ли мы, что вот так вдруг быстро пойдет движение войск Северного альянса на юг? Знали. Когда наш президент совершил неожиданный перелет из Шанхая в Душанбе, я там находился уже двенадцать часов, встречался с руководством Северного альянса. Они подробно информировали, что и как собираются делать".
Министр обороны обратил внимание на существующие параллели между ситуациями в Чечне и Афганистане. Это и отчаянное сопротивление блокированных наемников, которых никто помиловать не собирается, это и предстоящие "зачистки территории". Веское слово должны сказать и спецподразделения участвующих в операции стран. При этом Сергей Иванов еще раз особо подчеркнул, что российский спецназ в Афганистане воевать не будет.
Кстати, на одном из сайтов в Интернете появилось обращение Масхадова к мулле Омару, чтобы тот не переманивал наемников из Чечни. Дескать, пусть остается два "фронта" - в Ичкерии и Афганистане. Вот вам еще одна параллель. Министр обороны предоставил журналистам списки сотни наемников, сложивших голову в Чечне. Немало бандитов боевики похоронили сами. Иным "волонтерам" удалось бежать через Грузию. "Нам доподлинно известно, - заявил министр, - что определенное число иностранных террористов грузинские спецслужбы передали турецкой стороне на грузино-турецкой границе. Причем по списку, с паспортами".
От высокопоставленного источника в Минобороны РФ "Красной звезде" стало известно, что несколько десятков чеченских боевиков, раненных в Кадорском ущелье, лечатся не где-нибудь, а в Тбилиси, в госпитале министерства обороны Грузии.
Что же касается российских наемников, желающих воевать в Афганистане на стороне американцев, то каких-либо однозначных фактов о вербовочных пунктах нет. Министр обороны предположил, что это - элементарное мошенничество: с наемников возьмут долларов двести за визу и паспорт - и прощай. В общем, очередной вариант "МММ", только в камуфляже.
Россия и США: неразрешимых проблем нет
Говоря о стратегической стабильности в мире в целом, Сергей Иванов вновь подтвердил позицию России в отношении Договора по противоракетной обороне, заявив, что здесь при обсуждениях мало конкретики, не всегда удается понять, что именно не устраивает американскую сторону. Если это мешает проводить, допустим, испытания, - давайте уточним, какие. Договорились продолжить консультации. Что касается сокращения наступательных вооружений, тут все гораздо яснее: параметры названы, определены.
Сейчас общая для России и США проблема - угроза распространения ядерного оружия в мире, что не менее опасно, чем терроризм. А может быть и еще хуже, заметил министр обороны. В этом вопросе - мы действительно с американцами союзники. Чем меньше будет никем не контролируемых территорий, например, как в Панкийском ущелье, тем меньше будет возможности у террористов создать какую-нибудь кустарную лабораторию, несущую угрозу людям в любом уголке земли.
По-прежнему не снят с повестки дня и вопрос о расширении НАТО на Восток. "Когда я говорил, что Договор по ПРО - реликт "холодной войны", я специально протянул логическую цепочку и к НАТО, которая тоже такой же реликт, - сказал Сергей Иванов. - Но почему-то заметили только мои слова о Договоре. Если НАТО считает, что угрозы безопасности кардинально изменились, что никакой военной агрессии со стороны России Западу ждать не приходится (а это все признают), то тогда надо либо НАТО кардинально трансформировать, либо искать какие-то другие формы организации безопасности в борьбе с реальными угрозами. Причем речь не идет о вступлении России в НАТО - с военной точки зрения это бессмыслица. В силу географии Россия - самодостаточная держава, у нас свои интересы и на востоке, на западе, и на юге. Угроза безопасности сегодня исходит с юга. Например, наша стратегическая цель в Афганистане - не в политической окраске будущего правительства. Главное, чтобы там не было баз подготовки террористов и чтобы оттуда тоннами не шли наркотики. Россия только на таджикско-афганском участке границы изымает в год по две тонны наркотиков. Это что, только на благо России или и для Запада очевидная польза?"
Наши приоритеты: социальная защита военнослужащих
В такой непросто складывающейся международной обстановке актуальной остается проблема военного строительства. "То состояние Вооруженных Сил, в котором они сейчас пребывают, не устраивает никого, и прежде всего само Министерство обороны, - сказал Сергей Иванов. - Проблем очень много, и все сразу решить не удается. Определены приоритеты - вооружение и социальная защита военнослужащих. С будущего года на вооружение выделяется 68 млрд. рублей. По сравнению с прошлыми годами - это значительное увеличение. Что касается статуса военнослужащего, то здесь много спекуляций и просто неправильной информации. Вот одни говорят, что все льготы с 1 января нового года отменят, а зарплату повысят только с 1 июля. Другие утверждают, что не все льготы отменят, но зарплату тоже не повысят... На самом деле все яснее и проще. У военнослужащих порядка тридцати льгот. Отменить мы собираемся только две льготы: военнослужащие начнут с 1 июля (а не с 1 января), как и все граждане России, платить налоги и полностью оплачивать квартплату и телефон. Больше никакие льготы, в том числе и бесплатный проезд в общественном транспорте, отменены не будут. Надеюсь, к 2003 году мы сможем поднять оклады и по воинским званиям. Тогда военнослужащий по зарплате станет полностью равен госслужащему. А при сохраненных льготах он со временем станет получать больше госслужащего."
Об отмене призыва говорить пока рано, сказал министр. Здесь нельзя быть радикалом и проводить эксперименты. Мы сейчас и так призываем 11,5 процента на срочную службу из тех, кого должны призывать. Постепенно контрактников становится все больше и больше. Но это требует огромных средств, которых сейчас у государства просто нет.
Министр обороны подтвердил информацию о предстоящем выводе части войск из Чечни. Там останутся дивизия постоянной готовности, десантники, спецназ и военные комендатуры. "Свою главную задачу в Чечне Вооруженные Силы выполнили", - заявил Сергей Иванов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker