на главную страницу

20 Ноября 2001 года

Армия и общество

Вторник

Что важно в выборе профессии

Эдуард РОДЮКОВ,директор Московского центра занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", кандидат социологических наук.



Реформирование и сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации затрагивает судьбы тысяч и тысяч кадровых военнослужащих. Многим из них после расставания с военной службой очень трудно адаптироваться в новой социальной среде. Поэтому весьма актуальным является оказание помощи военнослужащим в приобретении ими нового статусного положения в обществе, выборе профессии, переподготовке на новую специальность.
Кто должен сориентировать офицера запаса в профессиональном, социальном плане? Очевидно, что эту проблему можно решить только в тесном взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления, военного управления, общественных объединений, в чью компетенцию входит решение вопросов профессиональной ориентации военнослужащих запаса. К сожалению, на сегодняшний день нормативно-правовая база, регламентирующая порядок и характер отношений этих структур на данном конкретном участке работы, недостаточно проработана. Наш опыт свидетельствует, что слабым звеном в процессе социально-профессиональной ориентации военнослужащих запаса на московском рынке труда является также недостаток грамотных, хорошо подготовленных специалистов в воинских частях, учебных заведениях, районных военных комиссариатах и центрах занятости города Москвы, занимающихся трудоустройством бывших военнослужащих.
Исследование показало, что из общего количества военнослужащих, уволенных в запас, до 70 процентов испытывают трудности с подбором гражданской профессии. Конечно, здесь сказываются и довольно сложные социальные условия, в которых им приходится начинать новую жизнь. Но это та ситуация, которой можно и нужно управлять. Так, в последние четыре года наметились положительные тенденции в постановке социально-профессиональной ориентации военнослужащих запаса на серьезную основу. Это объясняется активизацией деятельности московской службы занятости, ее структурных подразделений, в частности Московского центра занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", который начал свою работу в 1996 году.
Дело не только в том, что заметно выросло количество мероприятий, изменился их качественный уровень. Если раньше преобладало информирование военнослужащих, то в последние годы все больший удельный вес набирают мероприятия профессиональной диагностики и профессиональной консультации. Хотя говорить об эффективности работы органов государственной власти, московской службы занятости, органов военного управления, общественных объединений на этом участке пока не приходится. Более половины из опрошенных военнослужащих склонны оценивать ее как удовлетворительную и неудовлетворительную.
Что же влияет на выбор военнослужащими той или иной профессии? Конечно, московский рынок труда имеет определенную специфику, но все же очень интересно проследить, как менялась иерархия ценностных ориентаций в поиске работы на протяжении последних десяти лет (см. таблицу 1).
Анализ свидетельствует о превращении "заработной платы", "постоянной занятости" в стабильно доминирующую ценность для военнослужащих запаса, ведущих поиск работы на московском рынке труда. При этом "интересная работа", "престижная работа", ранее доминировавшие при выборе профессии, размещаются на последних местах в иерархии ценностей. Это подтверждается также исследованиями социальных притязаний на уровень заработной платы, проведенными среди военнослужащих запаса различного возраста (см. таблицу 2).
Как следует из таблицы, основная часть военнослужащих запаса независимо от возраста при выборе профессии ориентируется на зарплату от 2-3 тысяч рублей и выше. Свыше половины из них претендуют на зарплату более 3 тысяч рублей. Таким образом, уровень заработной платы выступает основным мотивирующим фактором ориентации военнослужащих запаса на рынке труда, определяет и влияет на выбор ими конкретной профессии и специальности. При этом основная часть военнослужащих запаса, претендующая на высокую оплату труда, находится в возрасте от 30 до 50 лет. Из тех, кому перевалило за пятьдесят, претендентов на высокую зарплату за период с 1995 по 2000 год стало меньше вдвое, но и оставшихся трудоустроить весьма непросто.
Анализ показывает, что социально значимыми профессиями для военнослужащих запаса стабильно являются: работник таможни, налоговый полицейский, охранник, менеджер в коммерческой деятельности. Совершенно не востребованы рабочие профессии, теряют престижность специальности, связанные с наукой, образованием, культурой. Нестабильность валютно-финансовой системы государства привела к потере на московском региональном рынке труда престижности профессий в сфере малого и среднего бизнеса.
Анализ состояния и динамики вакансий на московском рынке труда свидетельствует о том, что в 1998 году 48 процентов от их общего количества составляли вакансии по рабочим специальностям, а в 1999 году эта цифра возросла до 68 процентов. В 2000 году соотношение вакансий по рабочим специальностям и специальностям служащих практически не изменилось (рабочих специальностей - 64 процента, служащих и специалистов - 36 процентов).
В последние годы наблюдается снижение количества вакансий агентов, в т.ч. агентов банка, коммерческих агентов, агентов по закупкам, страховых агентов, агентов по обслуживанию, снабжению, рекламе, продаже недвижимости, менеджеров, коммерческих представителей. Одновременно возрастает число вакансий по специальностям врач, инженер, инспектор, воспитатель, т.е. там, где уровень заработной платы остается низким.
Таким образом, сравнивая нацеленность военнослужащих запаса на определенные виды профессий, социально значимые для них, и реальные предложения профессий на московском рынке труда, можно сделать вывод о том, что найти работу, которая удовлетворяла бы их социальные притязания, весьма сложно.
Что же делать в такой ситуации? С одной стороны, необходимо активизировать работу по переподготовке военнослужащих запаса в соответствии с профессиями, предлагаемыми региональным рынком труда. С другой - развернуть работу по созданию новых рабочих мест, а также по квотированию высокооплачиваемых и престижных профессий для военнослужащих запаса. Это можно и нужно делать, совершенствуя нормативно-правовую базу, на основании которой обеспечивается занятость военнослужащих запаса. Прежде всего речь идет о федеральном законодательстве, регламентирующем порядок создания и функционирования структур, занимающихся решением проблем формирования профессиональной ориентации военнослужащих запаса. Необходимо улучшить координацию действий министерств и ведомств при разработке нормативных документов, регламентирующих процесс социально-профессиональной ориентации военнослужащих запаса в условиях рыночной экономики. Около 80 процентов экспертов высказываются за увеличение возрастного ценза, позволяющего военнослужащим проходить переподготовку на гражданские специальности, до 50 лет.
Следующее важное направление работы - научное исследование всего комплекса проблем, связанных с социально-профессиональной ориентацией военнослужащих запаса на региональном рынке труда. Нужны прикладные социологические исследования, которые позволяли бы прогнозировать изменение данного процесса под влиянием различных факторов и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Весьма важным представляется проведение научного эксперимента по проблемам управления процессом социально-профессиональной ориентации военнослужащих запаса с учетом социальных условий и специфики каждого региона в отдельности.
В немалой степени эффективность управления процессом социально-профессиональной ориентации военнослужащих запаса будет зависеть от целенаправленных, скоординированных действий каждой из структур, будь то государственная или общественная. Значит, необходим единый центральный орган управления, создаваемый на федеральном уровне. Всероссийский центр занятости военнослужащих запаса, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей можно было бы создать на базе МЦЗ "Кутузовский", придав ему научно-организационные функции, с финансированием его деятельности из федерального бюджета и предоставлением права подготовки специалистов по трудоустройству для этой категории.
При этом важнейшей его задачей было бы обеспечение единой методики работы по социально-профессиональной ориентации военнослужащих запаса, осуществление мониторинга их трудоустройства на региональном рынке труда, систематическое доведение его результатов до органов государственной власти, военного управления, общественных объединений в целях принятия необходимых управленческих решений. По его результатам необходимо составлять программы социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и вносить коррективы в уже принятые и действующие программные документы.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker