на главную страницу

22 Ноября 2001 года

Актуальная тема

Четверг

Как противостоять терроризму?



Результаты визита Президента России Владимира Путина в США стали серьезным шагом к новому качеству российско-американских отношений. Достигнут уровень взаимопонимания и доверия к новому качеству стратегической стабильности и безопасности, усилению борьбы с главной угрозой миру - международным терроризмом. Несмотря на сближение стран перед лицом общей угрозы, усиление взаимодействия как на высшем уровне руководства государств, так и по линии спецслужб, правоохранительных структур, борьба с ней порождает больше вопросов, чем дает ответов. Свое видение решения этой проблемы излагает в своей статье заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Владимир КУЛАКОВ.

Три фронта одной войны

Из множества "горячих точек", очагов напряженности и военных конфликтов на планете наиболее опасны для судеб мира три рубежа единой дуги нестабильности - Чечня, Афганистан, Балканы. Во всех трех регионах действуют скоординированные между собой отряды одной и той же силы - международного терроризма. Они ставят одни и те же цели - захват власти, обретение государственности, эскалация терроризма в другие регионы. На всех трех фронтах сохраняется возможность обострения обстановки.
Наиболее ощутимы результаты антитеррористической борьбы в Чечне. Россия разгромила хорошо обученную, мобилизованную армию террористов, ликвидировала криминально-террористический анклав. Возвращение республики к мирной жизни, качественные изменения обстановки в ней необратимы. Но международный терроризм не отказался от своих устремлений. Как заявил задержанный правоохранительными органами духовный наставник одной из исламских группировок в Карачаево-Черкесии Хызыр Салпагаров, обвиняемый в попытке вооруженного захвата власти в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, сподвижник бен Ладена Хаттаб выделил около 2 миллионов долларов для совершения терактов в России.
Недавно был обнародован еще один факт, свидетельствующий о целях международного терроризма. Связанная с бен Ладеном группа террористов собиралась совершить покушение на Президента России на одной из улиц Баку во время его официального визита в Азербайджан. Детали серии взрывов обсуждал по телефону с абонентом в Азербайджане чеченский террорист Арби Бараев. А взятый с поличным выпускник специальной диверсионной школы бен Ладена Кянан Растам проходил подготовку в афганской провинции Хост, получил удостоверение специалиста-подрывника движения "Талибан", в Чечне преподавал в лагере Хаттаба, затем в Урус-Мартане в лагере Рамзана Ахмадова.
Нет гарантий, что сорванные в Баку и других городах попытки террористических ударов по России не будут повторены многократно. Жизнь вновь и вновь убеждает, что России противостоит тот же самый враг, который нанес удары по США 11 сентября и действует на Балканах и в Афганистане.
Напряженно складывается борьба с силами международного терроризма в Центральноазиатском регионе. Несмотря на крупномасштабное наступление антиталибской коалиции, "Талибан" сохраняет боеспособность и готовится к партизанской войне. При этом в мусульманских странах нарастает консолидация радикальных исламских движений, активизируется движение протеста против действий США в Афганистане и их поддержки собственными правительствами.
В сферу операции США все более втягиваются центрально-азиатские государства СНГ. Америка создает условия для использования объектов военной инфраструктуры в Таджикистане и Киргизии, а также обеспечения своего долговременного присутствия в Узбекистане. Это может привести к активизации международных террористов и внутренней оппозиции во всех государствах региона и возникновению очередного очага напряженности на южных рубежах России.
Афганистан отвлек внимание мировой общественности от другого взрывоопасного региона - Балкан. Есть свидетельства, что бен Ладен рассматривает Балканы в качестве своего плацдарма для продвижения в Европу. Как заявил югославский военный аналитик Милован Дрецун, международный террорист № 1 в письменных обращениях к террористам, действующим в Косово, Метохии, Македонии, на юге Сербии, в Албании и Герцеговине, предлагает им начать действия против Европы. Обращения доказывают, что бен Ладен намерен создать "региональное отделение" своей "Аль-Каиды" на Балканах. Организацией там так называемой "Балканской боевой силы", по мнению Дрецуна, занимается "правая рука" бен Ладена, глава "Египетского джихада" Айман аль-Завахри (по другим источникам - глава "Исламского джихада" Айман аль-Завахири).
Еще весной, побывав на Балканах, члены Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны констатировали: миротворческая операция в Косово не достигла большинства целей, определенных резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 г. Политические организации и экономику края контролирует Корпус защиты Косово (КЗК) - по сути претерпевшая трансформацию Освободительная армия Косово (ОАК). Руководство корпуса проводит линию на создание в Косово независимого от СРЮ этнически чистого албанского государства. Там введены элементы государственности, практически созданы силовые структуры - полицейская служба Косово, прокуратура, вооруженные силы - КЗК. Здесь действуют лагеря по подготовке боевиков.
Пресса констатирует, что процессы в крае идут фактически при попустительстве командования КФОР и Миссии ООН в Косово (МООНК). Политика КФОР по демилитаризации, превращения ОАК в КЗК однобока - на пользу албанским сепаратистам. Более 60 тыс. сербов, черногорцев, цыган, турок, хорватов уже покинули край. Свыше 500 сербов убиты, около 700 похищены. В Приштине из 45 тыс. сербов, проживавших там ранее, осталось несколько семей. В университете было 18 тыс. студентов-сербов, не осталось ни одного. А в край прибыло около 2 млн. албанцев.
За нагнетанием напряженности, приведшим к межнациональному вооруженному противостоянию в Македонии, полагают аналитики израильской разведки "Моссад", также стоит Усама бен Ладен. Действиями боевиков там руководил так называемый балканский штаб "Аль-Каиды" во главе с уже упоминавшимся Айманом аль-Завахири. В боях в роли ударных формирований участвовали пять тысяч членов этой организации и "Аль-Каиды". География их подрывных действий может затронуть ведущие страны Западной Европы. Штаб "Аль-Каиды" на Балканах готов выставить до 40 тысяч "штыков", в том числе из числа тех граждан, которые живут в европейских столицах.
Никто не может поручиться, что завтра, когда афганская карта будет разыграна, главным фронтом международного терроризма не станут Балканы. Албанские экстремисты могут повернуть оружие против миротворцев КФОР. И неизвестно, сумеют ли США и НАТО сдержать их террористическую экспансию за пределы региона.
Выход в том, чтобы решительными действиями добиться выполнения резолюции СБ ООН № 1244. Возможно, потребуется также принять и реализовать другие решения. Нужно лишить международный терроризм на Балканах условий для агрессии, ликвидировать силы, на которые он делает ставку, расформировать вооруженные формирования экстремистов и исключить возможность их создания впредь. Пока же можно констатировать: эффективность миротворчества, деятельности международных структур, воинских контингентов неадекватна характеру, остроте и масштабности угрозы экстремизма на Балканах.
Здесь следует отметить еще один момент. Международный терроризм нанес удар по США принципиально новым способом. А вот США, право которых на возмездие за злодеяния террористов несомненно, ответили известными, отработанными в ходе "Бури в пустыне" и в Югославии способами - боевыми действиями. Поэтому ожидаемыми, предсказуемыми, не исключено, даже заранее спрогнозированными главарями терроризма. А коль так, не ставил ли терроризм цель - спровоцировать выгодные ему ответные действия? Не идут ли США и весь цивилизованный мир на поводу у врага, не переигрывают ли их стратеги терроризма?
Возможно, главари терроризма делают ставку на то, что с затягиванием конфликта рост напряженности дестабилизирует обстановку, создаст условия для усиления влияния и прихода к власти в исламских странах экстремистов-радикалов. В результате чего международный терроризм расширит свой плацдарм и получит ракетное и ядерное оружие.
Не исключено, что терроризм рассчитывает и на возможность обострения противоречий в цивилизованном мире, его раскол, дезинтеграцию антитеррористических сил. То, что любая война открывает путь к переделу сфер влияния - бесспорная аксиома. И Россия, решительно поддержав США в борьбе против терроризма, вправе ожидать, что их действия не приведут к геополитическому переделу, ущемлению ее интересов.

Стратегия цивилизованного мира

Пока мир следом за США дружно подхватил лозунг борьбы с международным терроризмом. Но эта борьба - преимущественно силовая составляющая, пресечение деятельности террористов, их организаций, предотвращение терактов и возмездие за уже совершенные преступления. Она не касается глубинных корней терроризма, не ликвидирует его причин и условий разрастания. Поэтому если мир ограничится только силовой борьбой, тем самым обречет себя вести ее вечно, с переменным успехом. Ключ же к окончательной победе видится в более широком понятии - комплексном противодействии с политической, экономической и социальной составляющими. Все вместе они призваны искоренить объективные условия существования терроризма, деятельности его организаций, лишить источников средств, пополнения сил, возможностей для активных, тем более широкомасштабных преступных действий. Естественно, в сочетании с собственно борьбой - эффективными силовыми, в том числе и военными, методами.
В мире нет более универсального механизма эффективности сотрудничества, чем ООН. Повышение ее роли, эффективности влияния на международные процессы - самый продуктивный путь консолидации цивилизованного мира для противодействия террору.
Инструментами формирования единства взглядов, поиска истины могли бы стать объединение лучших интеллектуальных, научных сил государств в аналитических центрах под эгидой международных организаций, одной из форм такого поиска - межпарламентские контакты, возможно, проведение международной конфедерации профильных оборонных комитетов парламентов по проблемам законодательного противодействия терроризму.
Необходим прочный фундамент справедливого, демократичного и гуманного миропорядка и как его важнейший элемент - новая структура международной безопасности, учитывающая интересы всех стран, а не только избранных. В качестве реальных шагов по этому пути предложил бы разработку всеобщей хартии или конвенции о принципах международной политики, если хотите, ненасильственного мира, как основы цивилизованного миропорядка. А также всеобщей конвенции о международной безопасности - проекта ее новой структуры с ясными принципами, правилами "игры" и мерами контроля за их соблюдением.
На международно-правовом уровне необходимо зафиксировать: при каких условиях, по каким фактам, деяниям страна может быть официально признана пособником, спонсором или источником терроризма? Какие меры и в какой последовательности к ней могут быть применены? Крайне важно, чтобы признание страны источником или пособником терроризма и применение против нее антитеррористических мер, особенно военных, было легитимным, освященным международно-правовыми процедурами, решениями ООН, ее Совета Безопасности. Очевидно, необходим и международный суд (трибунал) ООН по терроризму.
Официальное закрепление этих норм поможет предотвратить поддержку терроризма на государственном уровне, его использование в целях государственной политики.

Под эгидой ООН

Уместно поставить и вопрос о создании под эгидой ООН дееспособной мировой антитеррористической коалиции. Одним из путей ее создания мог бы стать многосторонний договор, открытый для присоединения всех желающих. Это должна быть политическая организация, занятая устранением главных причин, порождающих терроризм, и условий его существования.
Генсек ООН Кофи Аннан отмечал, что "борьба с бедностью, СПИДом, конфликтами, изменением климата - все эти проблемы требуют внимания и соответствующих усилий", поскольку именно они "нередко становятся источником терроризма". Этот перечень можно продолжать долго. Ясно, что нужен не только международный "кнут", но и "пряник". Россия уже предлагала такой подход к решению проблем международной безопасности. Например, идею комплекса политико-дипломатических мер противодействия возникновению ракетных угроз и создания условий ослабления мотивации к получению и распространению военных ракетных технологий - Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Чтобы ускорить процесс, создать дополнительные стимулы, в Москве выступили за создание международного фонда для поощрения государств, добровольно отказавшихся от производства ракет и ракетных технологий.
Аналогичный подход применим к борьбе с терроризмом. Наряду с политико-дипломатическими мерами контроля и противодействия появлению "изгоев", государств-спонсоров терроризма, необходимо создание условий ослабления мотивации к такой политике и поощрения бедных стран, международной финансовой, материально-технической и иной помощи им в устранении многообразных причин, порождающих терроризм. Можно создать международный гуманитарный антитеррористический фонд.
Во взаимодействии стран может быть использован опыт Содружества независимых государств. В частности, Программы государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, образования Межгосударственного антитеррористического центра СНГ. Думаю, что эти подходы могут быть применены региональными международными структурами и ООН. Представителями России уже была очерчена перспектива создания стратегического международного центра по противодействию международному терроризму, транснациональной преступности, включая наркомафию, торговлю оружием, "отмывание" преступных капиталов, другие проявления во всех сферах, которые дают средства терроризму. Это предложение внес на одном из форумов ОБСЕ председатель думского Комитета по безопасности А.Т. Гуров. Кроме этого, полезно использовать опыт объединенных наций - военно-штабного комитета и вооруженных сил ООН, переосмыслив его с точки зрения новых угроз. Вероятно, коалиционные действия потребуют создания специализированных структур, может быть, и региональных антикризисных штабов.
Сплочению антитеррористической коалиции может способствовать соотнесение концепций и доктрин, в том числе и военных, ведущих государств, адекватном "выравнивании" наиболее важных, концептуальных положений, определяющих основы политики в сфере безопасности и обороны. А также активизация обмена законодательным опытом для приведения национальных законодательств к общности принципиальных подходов по широкому кругу проблем безопасности, начиная с законодательного определения наиболее опасных видов преступности, связанных с терроризмом, и заканчивая законодательной регламентацией методов их пресечения, искоренения условий возникновения. Крайне важны единые законодательные подходы к применению силовых методов борьбы с терроризмом, включая военные. Чтобы они были бесспорны с точки зрения не только национальных законодательств, но и международного права, эффективно защищали права человека, а также исключали возможность спекуляций вокруг гуманитарных проблем, нужна их четкая международно-правовая регламентация.
Говоря об участии парламентов в борьбе с международным терроризмом, выработке ими единой законодательной базы, хотел бы привести такой факт. Накануне визита В.В. Путина в США состоялась его встреча с руководством нашей парламентской группы "Федерация", посвященная приоритетам законодательной деятельности Совета Федерации на 2002 год. Мне было поручено доложить главе государства о насущных задачах законодательного обеспечения безопасности и обороны, в том числе и борьбы с международным терроризмом. Владимир Владимирович Путин одобрил наши подходы, подчеркнул, что эта работа верхней палаты парламента очень важна, рекомендовал проводить ее в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел РФ. Президент поддержал ряд внешнеполитических инициатив нашей парламентской группы.
Конечно же, прагматично сознаю: не все, о чем шла речь, удастся реализовать. Трудно предположить, насколько далеко готовы идти рука об руку с Россией наши партнеры и каков будет темп этого движения. Однако чем более конструктивной будет наша позиция, чем больше будет конкретных инициатив и настойчивой, кропотливой работы всех структур федеральной власти, тем продуктивнее будет внешнеполитический диалог, тем дальше мы сможем продвинуться во взаимодействии, тем более ясными станут перспективы не только борьбы с терроризмом, но и будущего миропорядка, системы международной безопасности ХХI века.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker