на главную страницу

22 Ноября 2001 года

Специальный выпуск

Четверг

Открыть в себе талант гражданственности



Под руководством заместителя председателя Правительства России Валентины Матвиенко состоялось очередное, пятое по счету заседание Российского оргкомитета "Победа". В повестке дня - три основных вопроса. По первому - "О деятельности религиозных объединений России по консолидации общества и патриотическому воспитанию граждан" - выступили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий (В. Фомин), председатель Совета муфтиев России муфтий Гайнутдин Р. (Р. Гайнутдинов) и председатель Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ верховный муфтий Таджуддин Т. В обсуждении второго вопроса - "О мерах, принимаемых федеральными органами государственной власти Российской Федерации по социальной защите инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий" - приняли участие первый заместитель министра труда и социального развития РФ Г. Карелова и статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения РФ Е. Дедков. С информацией по третьему вопросу повестки - "О проекте перечня мероприятий на 2002 год, проводимых в рамках деятельности Российского организационного комитета "Победа", и о работе с обращениями, поступившими в оргкомитет", - выступил ответственный секретарь оргкомитета "Победа", начальник Организационного управления Президента России В. Чернов.

В ходе обсуждения первого вопроса митрополит Солнечногорский Сергий подчеркнул, что военно-патриотическое воспитание - самый естественный путь, который должен пройти всякий человек, открывающий в себе талант гражданственности. Нет и не может быть на земле такого государства, которое сохранилось бы на политической карте мира, не заботясь ни о собственном воинстве, ни о поддержании и укреплении духовного единства народа. Недалеко то время, когда Россия подходила, казалось, к самому краю пропасти.
К сожалению, подчеркнул митрополит Сергий, последствия уже нанесенных нравственных разрушений слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь к возрождению. По его мнению, по устоям народной жизни в прошлом был нанесен ряд сокрушительных ударов.
Не случайно, отметил управляющий делами Московской Патриархии, подавляющее число граждан современной России очень хорошо чувствует острую потребность в восстановлении тесных взаимоотношений между Русской православной церковью и государством, церковью и Российской армией. Среди знаковых перемен - создание необходимых условий для беспрепятственной проповеди Слова Божия в армии, открытие походных храмов, а также строительство храмов и часовен, многие из которых возведены на более чем скромные средства военнослужащих и членов их семей. На общецерковном уровне всестороннему сотрудничеству с армией и структурами охраны порядка подчинена деятельность созданного в 1995 году Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Особенно важным является пастырское окормление воинов, выполняющих свой долг перед Отечеством в так называемых "горячих точках", поскольку их служба сопряжена с постоянной опасностью и риском для жизни.
Церковь не забывает воинов-героев - и рядовых солдат, и полководцев - не через годы, не через десятилетия, не через столетия. Известно, например, что в августе с.г. был причислен к миру праведных местночтимых святых Саранской епархии адмирал Федор Ушаков.
Уже настало время, подчеркнул выступающий, определить четкую государственную позицию в деле военно-патриотического воспитания и в сфере становления гражданского самосознания. Определить с учетом наших вековых культурных традиций и национальных интересов со знанием предмета и прежде всего тысячелетней истории российской государственности. Не резон нам механически копировать чужой и чуждый нашей многонациональной культуре опыт.
Но, по мнению Московской Патриархии, военно-патриотическое воспитание не должно ограничиваться отношениями церкви и армии. Задачи значительно шире и масштабней. Это воспитание предполагает осуществление совместных общенациональных государственно-церковных программ, затрагивающих все сферы народной жизни - от непрерывного гуманитарного образования, направленного на духовное становление личности на каждом из этапов жизни, до экономической стратегии и международной политики.
Позитивный, хотя и начальный, опыт разработки и осуществления подобных программ у церкви уже есть.
С докладом о роли мусульманских организаций России в укреплении национального единства и патриотического воспитания населения выступил председатель Совета муфтиев России Шейх Равиль Гайнутдин. Он, в частности, подчеркнул, что ислам рассматривает участие в защите родины как патриотическую обязанность мусульманина. Для мусульманина не существует возможности отказа от службы в армии по религиозным мотивам. Поэтому исламские организации совместно с государственными и военными органами могут готовить молодежь к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Теоретическим основанием такой совместной подготовки для них являются слова святого пророка Мухаммеда: "Да благословит его Аллах! И будет с ним мир, любовь к родине, часть твоей веры".
В связи с этим в основных положениях социальной программы российских мусульман Совет муфтиев России записал, что защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины.
Необходимым компонентом нравственного воспитания, отметил Гайнутдин Р., является воспитание патриотизма. В этом процессе государство и традиционные религиозные российские институты должны идти рука об руку.
Мусульмане, граждане России, видят сохранение и укрепление братских отношений между народами, проживающими на территории Российской Федерации, в том, чтобы на уровне актов государственной власти, в учебных пособиях, в государственных средствах массовой информации формировался такой образ нашей страны, который сплачивает всех ее граждан.
Совет муфтиев России готов к плодотворному сотрудничеству со всеми конфессиями, с властью, с Советом безопасности Российской Федерации, силовыми структурами, заключив соответствующие договоры по активизации совместных усилий в борьбе с экстремизмом и терроризмом, возрождению и наполнению новым содержанием патриотического воспитания граждан страны и военнослужащих.
Эту тему продолжил председатель Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Главным итогом деятельности Русской православной церкви и мусульманских духовных управлений за последнее десятилетие, по его мнению, стало убережение прихожан России от религиозного экстремизма и фанатизма, которые в новом, ХХI веке создали огромные проблемы для многих стран мира. Россия же устояла, даже несмотря на то, что одно время были попытки создавать параллельные структуры - религиозные исламские центры. К сожалению, часть этого плана реализовалась на Северном Кавказе, в Чечне.
Тем не менее в противодействии деструктивным силам, отметил муфтий, Центральное духовное управление накопило большой опыт.
Незадолго до заседания оргкомитета главы духовных управлений мусульман России встречались с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным и выступили с предложением о проведении международной конференции "Ислам против терроризма", которая должна стать продолжением консолидации усилий в борьбе с силами, которые объявили третий мировой крестовый поход против цивилизации. Допустить их торжества мы не можем.
По итогам обсуждения первого вопроса оргкомитет "Победа" рекомендовал одной из рабочих групп (координатор Д. Молчанов) обобщить опыт работы религиозных объединений России и направить его в средства массовой информации. Минобразования, Минобороны, МВД РФ, другим министерствам и ведомствам рекомендовано использовать этот опыт при разработке и реализации программ по военно-патриотическому воспитанию, а также мероприятий, связанных с празднованием 60-летия знаменательных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В докладе Г. Кареловой по второму пункту повестки дня было отмечено, что в настоящее время в стране, согласно статистическим данным, правами и льготами, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" пользуются 830 тысяч человек. Из числа участников боевых действий, включая участников афганских событий, инвалидность имеют около 30 тысяч человек.
Работа по социальной защите всех этих категорий ветеранов организуется по следующим направлениям:
первое из них заключается в формировании достаточной правовой базы, обеспечивающей для них соответствующий уровень социальных гарантий;
другим направлением является организационное и финансовое обеспечение реализации установленных для инвалидов льгот и гарантий.
Можно констатировать, что сейчас сформирована и функционирует вертикальная система структур, занимающихся социальными проблемами ветеранов от Минтруда России до районного уровня территориально-административных образований.
Министерством разработаны, а Правительством РФ приняты 3 постановления, определяющие порядок реализации льгот по санаторно-курортному лечению ветеранов и инвалидов, обеспечению их спецавтотранспортом, протезированию, проезду на междугородних видах транспорта и пользованию услугами электросвязи. Утверждена и зарегистрирована в Минюсте в новой редакции инструкция о порядке реализации прав и льгот ветеранов.
С финансовыми возможностями связано все, что относится к реализации ветеранских льгот. Здесь отмечается положительная динамика. Так, если в 1999 году федеральный бюджет обеспечил выполнение лишь 3 из 6 отнесенных к нему льгот, то, начиная с прошлого года, ситуация стала заметно поправляться.
В 1999 году сумма средств федерального бюджета, выделенных на Федеральный закон "О ветеранах", составила 706,8 млн. рублей. В 2000 г. она практически удвоена до 1 млрд. 323 млн. рублей. В текущем году Минтруду предназначено уже 5 млрд. рублей на финансирование льгот по федеральным полномочиям. В проекте федерального бюджета на 2002 г. тенденция увеличения финансовых расходов на ветеранские льготы из федеральных средств сохраняется, и общая их сумма зафиксирована на отметке 6,5 млрд. рублей.
Вместе с тем, подчеркнул первый заместитель министра труда и социальной защиты, федеральный бюджет остается по-прежнему напряженным и не в состоянии выдержать нагрузку, возлагаемую на него всей совокупностью социальных обязательств государства. Реформа системы социальных льгот и пособий становится объективной необходимостью.
В отношении инвалидов, военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, приоритетными задачами определены повышение их социального статуса и уровня материального обеспечения, создание государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации.
В текущем году, по свидетельству Минтруда, инвалиды войны получили весомую поддержку в рамках существенного повышения пенсионных выплат. Подготовлен и внесен в Госдуму законопроект, предусматривающий повышение ориентировочно в 2 раза размера пенсий военнослужащим, получившим инвалидность при прохождении военной службы по призыву.
Постоянно совершенствуется система реабилитации инвалидов. В 2000 году по сравнению с предшествующим ему годом практически утроено количество выделенных на бесплатной основе транспортных средств, хотя проблема от полного разрешения пока еще далека. На протезно-ортопедическое обеспечение взято 97,3 тыс. инвалидов войны и боевых действий.
Сейчас Минтруд вместе с Минздравом и Минобороны России приступили к формированию системы персонифицированного учета инвалидов вследствие военной травмы.
Из внебюджетных источников 15 млн. рублей направлено на приобретение спецавтотранспорта, 120 млн. - на закупку кресел-колясок.
В рамках деятельности Федеральной антитеррористической комиссии рабочей группой при Минтруде РФ распределено 205 млн. рублей благотворительных средств в интересах военнослужащих, пострадавших в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, и членов их семей.
Г. Карелова посчитала целесообразным поставить вопрос о полном освобождении инвалидов войны вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в период пребывания на фронте, от оплаты жилья и коммунальных услуг. Ориентировочные затраты на это не превысят 1 млрд. рублей в год.
В докладе статс-секретаря - заместителя министра здравоохранения РФ Е. Дедкова отмечено, что на диспансерном учете в лечебно-профилактических учреждениях Минздрава России состоят (на январь с.г.) 1.017,1 тыс. участников Великой Отечественной войны, 475,4 тыс. инвалидов-фронтовиков и 202,2 тыс. воинов-интернационалистов.
В соответствии с решением оргкомитета "Победа", территориальные органы управления здравоохранения на местах уточняют список военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе в целях проведения их диспансеризации, необходимого лечения и реабилитации.
В целях создания единой межведомственной системы медицинской и медико-психологической реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших в ходе боевых действий, по решению оргкомитета "Победа" Минздравом создана рабочая группа из ведущих ученых и специалистов медицинских научных и клинических центров гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Н. Новгорода, Рязани, Самары и других. В 2001-2002 гг. этой группе поручено разработать методологию составления регистра участников боевых действий по аналогии с таковым для "ликвидаторов" аварии на Чернобыльской АЭС. В рамках этой работы в мае 2001 г. в Самаре были проведены научно-практическая конференция и рабочее совещание руководителей госпиталей ветеранов и реабилитационных центров.
Переориентация госпиталей ветеранов войн на оказание медицинской помощи участникам боевых действий в современных условиях потребует дополнительных затрат на закупку оборудования, модернизацию материально-технической базы, внедрение современных реабилитационных технологий.
В связи с этим Е. Дедков предложил оргкомитету обсудить вопрос о необходимости разработки целевой программы медицинской и социальной реабилитации участников боевых действий и членов их семей.
Касаясь актуальной проблемы лекарственного обеспечения ветеранов, докладчик сказал, что меры по его оптимизации заложены в разработанный Минздравом законопроект "О внедрении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" и в проект постановления Правительства "О федеральной системе обеспечения лекарственными средствами".
В рамках обсуждаемого вопроса был рассмотрен и ряд предложений председателя Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА) А. Чепурного.
Результатами обсуждения второго вопроса заседания оргкомитета стали поручения ряду министерств и ведомств: подготовить информацию для органов власти субъектов РФ и общероссийских общественных ветеранских организаций по вопросам пенсионного обеспечения ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; провести анализ состояния медицинского и льготного лекарственного обеспечения вышеупомянутых категорий граждан и внести предложение по его улучшению на рассмотрение Правительства РФ; рабочей группе (координатор Е. Гонтмахер) рассмотреть предложение по созданию единой госсистемы социальной и медицинской реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при выполнении служебных обязанностей, и Межведомственного центра социальных и реабилитационных программ. Предложения направить в Минздрав и Минтруд России.
Оргкомитет рекомендовал Минтруду, Минздраву, Госкомстату РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать формы государственной статистики по учету военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, пострадавших при выполнении служебных обязанностей.
Была поддержана инициатива ОООИВА и Минтруда России о проведении в декабре 2001 года международной научно-практической конференции и семинара с руководителями подразделений социального обеспечения субъектов РФ об отечественном и зарубежном опыте работы по реабилитации инвалидов военной службы, ветеранов войн и вооруженных конфликтов.
По третьему вопросу повестки дня оргкомитет "Победа" одобрил проект перечня мероприятий на 2002 год и поручил секретариату доработать его до 1 декабря с.г. в соответствии с дополнениями и предложениями, высказанными на заседании, и представить его на утверждение Президенту РФ В.В. Путину.
Рабочей группе (координатор В. Гладких) совместно с исполнителями работ по созданию на территории Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе памятных стел 10 фронтам и 3 флотам, действовавшим на завершающем этапе войны, партизанам и труженикам тыла, а также установлению бюстов трижды Героев Советского Союза А. Покрышкина и И. Кожедуба, было поручено организовать рассмотрение порядка и сроков их выполнения.
До 1 декабря с.г. рабочей группе (координатор В. Веревкин-Рахальский) совместно с Минобразования, Минобороны России и РОСТО оргкомитет поручил рассмотреть: комплекс мероприятий, предложенных ОООИВА, по развитию системы военно-патриотического воспитания молодежи на основе привлечения ее к решению социальных проблем лиц, пострадавших при выполнении обязанностей военной службы; программу военно-патриотической работы по месту жительства, проводимую Экспериментальным комплексным центром военно-патриотической, военно-спортивной, военно-технической подготовки школьной допризывной и призывной молодежи Московской средней общеобразовательной школы № 1019 в 2002 году.
Рабочей группе (координатор Д. Молчанов) было рекомендовано оказать практическую помощь Международному информационному агентству "Мир" по созданию Центра информационно-пропагандистского обеспечения мероприятий, проводимых в рамках деятельности оргкомитета "Победа".
Администрации Волгоградской области совместно с Минкультуры и Минобороны России было поручено внести проект Государственной программы подготовки и празднования 60-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве на рассмотрение Правительства РФ.
Минобороны России было рекомендовано включить в проект указа Президента Российской Федерации "О подготовке к празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" мероприятия по празднованию 60-х годовщин разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Московской, Сталинградской, Курской битвах, снятия блокады г. Ленинграда.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker