на главную страницу

23 Ноября 2001 года

Тема номера

Пятница

Новые ориентиры военной интеграции

Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".



Юбилейное, 40-е заседание Совета министров обороны государств - участников СНГ завершилось встречей его участников с Президентом России Владимиром Путиным. В ней приняли участие министры обороны: Российской Федерации - Сергей Иванов, Азербайджана - Сафар Абиев, Армении - Серж Саркисян, Белоруссии - Леонид Мальцев, Киргизии - Эсен Топоев, Молдавии - Виктор Гайчук, Таджикистана - Шерали Хайруллоев, Украины - Владимир Шкидченко. Кроме того, на ней присутствовали исполняющий обязанности министра обороны Грузии Гела Бежуашвили, заместитель министра обороны Казахстана Николай Поспелов, заместитель министра обороны Узбекистана Маннобжон Ахмедов, заместитель председателя Совета министров обороны - начальник штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ генерал армии Владимир Яковлев и заместитель руководителя Администрации Президента РФ Виктор Иванов.

Перед собравшимися выступил Президент РФ Владимир Путин:
- Очень рад возможности приветствовать вас в Кремле. Ваша встреча проходит в преддверии саммита в Москве, который должен состояться в конце ноября. Не могу не сказать об этом событии. Все-таки десятилетний юбилей СНГ нами будет отмечаться в позитивном ключе. Думаю, что, несмотря на все проблемы роста, эта международная организация сыграла очень серьезную стабилизирующую роль на пространствах бывшего Советского Союза. Общими усилиями нам удалось создать условия для становления и развития стран, избежать многих негативных и даже трагических событий, я думаю, что с этим вы все согласитесь. И надо прямо сказать и признать, что военно-политическая составляющая сотрудничества оказала на это свое определяющее позитивное влияние.
Думаю, все согласны с тем, что нам удалось сохранить механизмы координации военной политики и военного строительства, и это само по себе является серьезным достижением. Для этого хватило и стратегического чутья у присутствующих здесь, у ваших предшественников, у министров обороны, у начальников главных штабов. На это хватило политической воли у руководителей стран СНГ. И, возможно, только сейчас, когда исход борьбы с терроризмом напрямую зависит от военного фактора, не целиком и полностью, но в значительной степени мы можем по достоинству оценить и правильность этих шагов, и все преимущества нашей военной кооперации.
Мы смогли перейти к качественно новой интеграции в военной сфере. От когда-то единой общей военной машины, военной системы, мы перешли к сотрудничеству при строительстве национальных Вооруженных Сил. При этом нам вместе удалось сформировать систему взаимодействия между министрами обороны и между начальниками генеральных штабов либо главных штабов Вооруженных Сил стран СНГ. И особая роль здесь принадлежит Совету министров обороны Содружества и его органам. Создана значительная договорная база, подписано множество соглашений, сейчас я уже боюсь ошибиться в точном их числе. Во всяком случае договорно-правовая база создана солидная и основательная.
Хотел бы заметить, что создание новых структур и аппаратов, конечно, не является самоцелью, их и так уже более семидесяти. Думаю, что трагические события 11 сентября заставляют нас еще раз проанализировать степень рабочей готовности органов Содружества, оценить реальную отдачу всех наших договоренностей и правильность расставленных приоритетов.
Вы уже могли опробовать формы и методы совместных действий против бандформирований, во всяком случае во многих регионах Содружества. Это подтвердили ежегодные совместные учения, я имею в виду это, когда говорю о нашей слаженности, о нашем взаимодействии. Это учения "Южный щит Содружества", которые прошли успешно. Полагаю, что следующий совместный шаг антитеррористической работы - это обеспечение четкой координации действий между Советом министров обороны СНГ, антитеррористическим центром и Советом руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ.
Излишне повторять, что результат этой работы зависит не только от наших совместных слаженных усилий, но и от того, насколько справедливо распределено бремя расходов. Что греха таить, вы и сами это прекрасно знаете. Россия сегодня это бремя расходов несет и за себя, и за многих наших партнеров; мы понимаем все сложности, не хотим выпячивать это как проблему, но я вас призываю как руководителей ведомств не забывать об этом, призываю к тому, чтобы на основных участках мы действовали согласованно. Я имею в виду, прежде всего, наши совместные обязательства по финансированию антитеррористического центра.
Считаю исключительно важным, что по ряду направлений мы уже начали переходить на единые принципы военного строительства. Прежде всего, имею в виду создание единой объединенной системы ПВО СНГ, а также развитой системы рабочих органов Совета министров обороны.
Одной из приоритетных задач интеграции в военной сфере остается заметное прибавление военно-технического сотрудничества. Степень и объем конкретного участия в совместных программах каждое государство вправе самостоятельно определять, и определяет самостоятельно, по факту. Однако стратегию военно-технического партнерства, думаю, мы должны вырабатывать сообща. Уверен, что в этом мы все заинтересованы с военно-политической и, не в последнюю, а, может быть, даже в первую очередь, с экономической точки зрения.
Кроме того, есть хороший задел в совместной оперативной и боевой подготовке. Думаю, что с таких же позиций нужно оценивать и отработку реальной задачи обеспечения и национальной, и коллективной безопасности.
Как мне доложили, разворачивается работа и по совершенствованию информационной составляющей военного сотрудничества. Хочу выразить уверенность, что это не просто перспективное, но и очень своевременное дело. Запланированные научно-исследовательские работы и меры по регламентации обмена информацией качественно поднимут уровень взаимодействия военных ведомств наших стран. Мы у себя, в России, работу в этой сфере, работу по НИОКР, ставим сегодня на первое место - и с точки зрения оснащения Вооруженных Сил, и с точки зрения военной науки как таковой.
Нельзя забывать, что укрепление военного сотрудничества во многом зависит от реализации договоренности по сближению нормативно-правовой базы. Я уже говорил о том, что договоров, соглашений принято уже очень много, но здесь особенно важным становится качество этих договоров, проработанность их финансового и технического обеспечения.
Все вышесказанное выдвигает в повестку дня не только вопрос о совершенствовании форм и методов сотрудничества, но, прежде всего, исполнения ранее принятых решений, то, что называется в любой административной, в том числе и в военной системе "исполнительская дисциплина". Об этом мы достаточно часто говорим и на разных уровнях, и я еще, когда возглавлял Службу безопасности в России, участвовал в соответствующем объединении, которое составляют руководители разведки, органов безопасности стран СНГ. Уверен, что и в вашем коллективе тоже есть вопросы подобного рода, но это вопросы текущего характера. Уверен, что мы с вами совместно справимся и с этим.
У министров обороны стран СНГ "состоялась теплая, доверительная беседа с российским Президентом". Такую оценку дал состоявшейся в Кремле встрече с Владимиром Путиным новый министр обороны Украины Владимир Шкидченко. По его словам, Президент России был проинформирован о проделанной работе на заседании Совета министров обороны государств - членов СНГ, а министры, в свою очередь, задали вопросы главе государства. Главы оборонных ведомств Содружества, в частности, интересовались оценкой российского лидера ситуации в мире и перспективами сотрудничества в рамках СНГ. Как отметил министр обороны Украины, на встрече речь шла также о повышенном внимании к военному сотрудничеству в целях обеспечения большей безопасности стран Содружества.
Как заявил министр обороны РФ Сергей Иванов, глава Российского государства дал объективную оценку военного сотрудничества государств Содружества и поставил ряд задач, часть из которых станет предметом разговора не только военных, но и глав государств СНГ на предстоящем саммите. "То, что президенты стран Содружества уделяют повышенное внимание вопросам безопасности, для всех достаточно очевидно - такую потребность диктует международная обстановка", - отметил он.
Сергей Иванов сказал также о том, что Президент РФ проинформировал участников встречи о планах военного строительства в России на ближайшую перспективу. Как известно, одним из направлений этого строительства станет поэтапный переход к комплектованию Вооруженных Сил РФ на контрактной основе. В этой связи министр обороны России выразил уверенность, что необходимо идти к этой цели: "Вопрос этот решается медленно, не так быстро, как хотелось бы, но все же решается. Если взять количество контрактников в Российской армии сейчас и пять лет назад, легко убедиться, что здесь есть прогресс. Прогресс существенный, если учитывать экономические возможности государства. И лично я, как министр обороны, твердо убежден в том, что нам надо идти по этому пути. Это, если хотите, исторический выбор. Другой возможности у нас не будет. А если мы говорим о создании компактных, мобильных Вооруженных Сил, способных быстро и эффективно отразить ту или иную угрозу, то надо признать, что это может сделать только профессиональная армия".
В то же время министр подчеркнул, что не приходится рассчитывать на то, что переход на контрактную основу пройдет быстро. По словам Сергея Иванова, Минобороны планирует представить конкретный план перехода Вооруженных Сил России на контрактную службу только в 2004 году. Объясняя, почему обозначен именно этот срок, министр обороны напомнил, что в настоящее время оборонное ведомство проводит военную реформу, реформу в сфере перевооружения, НИОКР, создания новых современных систем вооружений, а это требует больших средств. По словам Иванова, государство изыскало финансирование на проведение военной реформы в будущем году и на ближайшие годы, но "накладывать одну реформу на другую небезопасно, особенно в такой чувствительной сфере, как оборона и безопасность". "Лучше экспериментировать в других областях, и в этом я тоже глубоко убежден", - подчеркнул он.
Сергей Иванов отметил и еще один немаловажный аспект проблемы: переход на контрактную службу потребует, по его оценке, сотни миллиардов рублей. Он призвал не доверять тем политикам, "которые скажут, что достаточно двадцати миллиардов и завтра все будет благополучно". Затратные механизмы, по его словам, уже предварительно просчитаны Министерством обороны, которое объективно заинтересовано в движении по намеченному пути.
Однако министр обороны откровенно признал, что затрудняется назвать сроки окончания перехода на контрактную систему комплектования. "Этот процесс займет достаточно длительный период", - заключил он.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker