на главную страницу

23 Ноября 2001 года

Российское оружие

Пятница

Горизонты концерна "Авионика"

Анатолий Антипов, Андрей Гаравский



Девяностые годы для отечественного оборонно-промышленного комплекса стали периодом серьезных испытаний. Резкое сокращение государственного оборонного заказа, стремительный переход к рыночным формам хозяйствования поверг предприятия "оборонки" в состояние нокаута - многие из них так и остались лежать "на боку". Многие, но не все. К числу тех, кто устоял в тяжелейшей гонке на выживание, с полным правом можно отнести оборонные предприятия, входящие в состав Научно-производственного центра "Технокомплекс". Именно на его основе в рамках Федеральной целевой программы реформирования и развития ОПК на 2002-2006 годы создается концерн "Авионика". При этом 51 процент акций нового открытого акционерного общества будет закреплен в федеральной собственности, что позволит государству обеспечивать эффективное управление интегрированной структурой и участие в принятии решений по развитию систем и комплексов бортового и наземного радиоэлектронного оборудования для современных и перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Наши корреспонденты встретились с генеральным директором НПЦ "Технокомплекс" Гиви ДЖАНДЖГАВОЙ и попросили его рассказать о предприятиях, которые станут основой мощного концерна, о перспективах развития новой интегрированной структуры в призме реформирования ОПК.


Наша справка

Джанджгава Гиви Ивлианович родился 10 августа 1940 года в городе Тбилиси. В 1964 году окончил Московский энергетический институт по специальности автоматика и телемеханика. Работал в Раменском приборостроительном конструкторском бюро, прошел путь от рядового инженера до главного конструктора - генерального директора ОАО РКПБ. Является автором свыше 200 научных трудов и более 120 изобретений. За активное личное участие в создании новых образцов авиатехники удостоен званий лауреата Государственной премии СССР в 1983 г., Государственной премии РФ в 1996 г., Государственной премии Правительства РФ в 1997 г., почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" в 1998 г. Профессор, доктор технических наук, действительный член Академии технологических наук РФ. Ведет большую общественную работу, являясь вице-президентом Лиги содействия оборонным предприятиям России и председателем межведомственного научно-технического совета при Министерстве обороны РФ.
- Как вы оцениваете начавшиеся структурные изменения в оборонном комплексе?
- Вспоминаю Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы. Казалось, тогда власть вняла чаяниям "оборонщиков". Председатель правительства Виктор Черномырдин обещал в течение полугода погасить государственную задолженность ОПК и издать ряд нормативных актов в поддержку реструктуризации. Имелись в виду разработанные Лигой содействия оборонным предприятиям законопроекты - "О национализации", "О интегрированных структурах", поправки в законы "О государственном оборонном заказе", "О военно-техническом сотрудничестве" и ряд других нормативных актов. Но денег "оборонка" практически не увидела, законы так и не были приняты, долги государство не погасило. Другими словами, начальные условия для проведения реформы ОПК не были созданы. Все это привело к так называемой вялотекущей реструктуризации.
Чуть позже все-таки начались изменения, которые касались управления отраслью. Вместо упраздненного Госкомоборонпрома были созданы федеральные оборонные агентства, а в правительстве новый вице-премьер Илья Клебанов стал непосредственно курировать отрасль.
Сегодня у нас есть новая Федеральная целевая программа по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса до 2006 года. Она гораздо ближе к реальности, чем предыдущая, и задает верное направление движения. Но как член экспертной группы правительства отмечу, что программа была составлена с рядом замечаний, и поэтому в целях экономии времени ее решили дорабатывать в процессе самой реструктуризации. Сложностей здесь, конечно, много, так как нужно согласовать экономические, организационные, региональные условия реформирования.
Также, ввиду того что сегодня процесс реструктуризации путем объединения в холдинги инициируется сверху, не всегда получаются согласованные действия снизу. Некоторые руководители предприятий еще окончательно не поняли, что от них требуется, и это вряд ли можно ставить им в вину, так как сегодня идет процесс притирки, а он безболезненным не бывает. Все структуры "оборонки" достаточно специфичны в корпоративном, технологическом и региональном плане. Поэтому по каждой новой холдинговой структуре и принимается указ Президента России.
- Давайте подробнее поговорим о Научно-производственном центре "Технокомплекс", на базе которого создается новый концерн "Авионика". Каковы основные итоги пятилетней деятельности НПЦ?
- Научно-производственный центр "Технокомплекс" был создан в русле предшествующей федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. В него вошли открытые акционерные общества: Федеральный научно-производственный центр "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", "Московский научно-производственный комплекс "Авионика", столичный "Аэроприбор-Восход", курский "Прибор", "Раменский приборостроительный завод", "Чебоксарский приборостроительный завод "ЭЛАРА", петербургский "Техприбор", "Пермская научно-производственная приборостроительная компания".
Отмечу, что все мы давно работали вместе и были технологически совместимы. Кстати, и в самом названии центра скрыт принцип объединения его участников: он заключается во взаимовыгодном сотрудничестве технологически увязанных между собой разработчиков и производителей авионики, позволяющем реализовывать поставленные задачи по созданию и модернизации бортового радиоэлектронного оборудования.
Еще подчеркну, что наш научно-производственный центр - структура достаточно демократичная. Например, я, как его руководитель, не имею права принимать какие-либо решения по общим вопросам без согласования с членами совета директоров НПЦ, в который входят генеральные директора всех наших предприятий.
Пять лет существования "Технокомплекса" подтвердили, что было выбрано верное направление развития. За это время предприятия притерлись друг к другу, пересеклись тематикой, определили корпоративные интересы и специализации. Жизнеспособность структуры подтвердило успешное выполнение предприятиями научно-производственного центра работ по самолету
Су-30МКК, Су-30МКИ, многофункциональному бомбардировщику Су-32, вертолетам Ка-31 и Ка-52 "Аллигатор", Ми-24ПН и Ми-28, истребителю МиГ-29СМТ-2. В октябре этого года мы получили две лицензии: на производство и разработку систем бортового и наземного радиоэлектронного оборудования для всех типов самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.
- Какие задачи будут стоять перед концерном "Авионика"? Как будет решен вопрос государственного влияния на деятельность новой интегрированной структуры?
- Как известно, государство, закрепляя 51 процент акций оборонных предприятий в федеральную собственность, обеспечивает себе право оказывать решающее влияние на деятельность концерна, связанную с выполнением заказов в интересах укрепления национальной безопасности. Думаю, что не случайно "Технокомплекс" стал базисом в деле создания нового концерна, ведь НПЦ уверенно стоит на ногах, способен решать сложные и ответственные задачи в своей области. Каждое предприятие, входящее сегодня в "Технокомплекс", по-своему уникально. Читатели "Красной звезды", думаю, с интересом воспримут информацию о каждом предприятии НПЦ, так как разработки их специалистов, как правило, не имеют аналогов.
Что касается концерна, то мы еще до решения высших государственных органов хотели преобразовать научно-производственный центр в более жесткую и динамичную структуру. Для этого государство должно было передать нам в доверительное управление свою собственность. Не скрою, что процесс подготовки соответствующего постановления правительства занял у нас целых четыре года и шел очень тяжело, так как был первой такой попыткой в ОПК. Как раз в этот момент появился указ президента, и нам порекомендовали переделать под него учредительные документы. И вот уже год мы этим занимаемся.
Выглядеть все это будет следующим образом. "Технокомплекс" и государство выступают учредителями ОАО "Концерн "Авионика". Причем доля государства, повторюсь, составляет контрольный пакет - 51 процент акций, 49 соответственно - НПЦ. Это позволит, с одной стороны, сохранить контроль государства в этой области, а с другой - гибко и эффективно управлять производством.
Относительно же роли и места государства в оборонно-промышленном комплексе двух мнений быть не может: ни одна частная структура не может выполнять государственный заказ, потому что это связано с базовыми технологиями, лимитами, определенной закрытостью, с созданием большой кооперации и т.д. Ни в одной развитой стране мира без государства эти вопросы не решаются. Поэтому государство обязано в достаточной мере участвовать в работе этой важнейшей для национальной безопасности страны отрасли, а также строго следить за тем, чтобы чиновники блюли его интересы, а не, как это часто бывает, свои собственные.
- Какой объем инвестиционных средств вы планируете привлечь в новый концерн?
- Действительно, эта задача относится к числу приоритетных, в том числе и для руководства зарождающегося концерна. Не скрою, что все предприятия "Технокомплекса" активно вкладывают в новые и перспективные разработки свои средства. Ведь сегодня все более или менее значимые работы по авионике делаются в кооперации нашей корпоративной структурой, и на ближайшие годы у нас есть портфель заказов примерно на миллиард долларов. Достаточно сказать, что в прошлом году наш объем заказов превысил 300 комплектов различных систем авионики. Мы расширяем рынок и надеемся, что он еще увеличится по крайней мере до полутора миллиардов. Тогда у "Концерна "Авионика" будет хороший стартовый капитал для развития.
Сегодня это очень важно, и вот почему. Не секрет, что нынешний этап развития авионики находится между четвертым и пятым поколениями своего развития, и, чтобы быстрее перейти на более высокий уровень, нужен добротный финансовый задел. У нас уже разработана концепция авионики пятого поколения, базирующаяся на магистрально-модульном принципе с открытой архитектурой. Серийные заводы уже сегодня находятся в готовности и выпускают компоненты этого комплекса, причем мы в состоянии его тиражировать для различных применений - морских, сухопутных, авиационных и космических систем и комплексов.
Все это позволит нам уже в обозримом будущем стать конкурентоспособной в мире фирмой с высоким технологическим и научным уровнем, способной обеспечивать как внутренние, так и внешние заказы по авионике.
Для того, чтобы поступательно развиваться по базовым технологиям в ближайшие два-три года, нам необходимо привлечь минимум 300 миллионов долларов. И сегодня, когда потеплела инвестиционная обстановка, мы ищем зарубежные связанные кредиты для закупки оборудования. Это позволит при минимальном кредите приобрести качественное европейское или японское оборудование.
- У предприятий "Технокомплекса" - широкое поле деятельности. Тем не менее, как и сотням других организаций "оборонки", им приходится работать в сложных рыночных условиях. За счет чего им удается удержаться на плаву?
- Сегодня НПЦ "Технокомплекс" - это экономически и финансово устойчивая структура, не имеющая долгов ни перед бюджетом, ни перед своими рабочими по зарплате. Центр объединяет всю цепочку по производству авионики от разработчика до изготовителя. Мы имеем стабильный и достаточно большой государственный оборонный заказ, что, конечно, для сегодняшней "оборонки" явление достаточно редкое.
Также мы активно участвуем в экспортных программах истребительной и фронтовой авиации и по возможности диверсифицируемся в другие области: гражданскую авиацию, сухопутную и морскую тематику. Наши традиционные, стержневые направления поставок боевой авиации это - Китай и Индия. В КНР идут Су-30МКК - уже более 40 машин там летают. Сейчас идет вторая поставка того же количества самолетов, планируются и другие контракты. В Индию поставляются Су-30МКИ. Сегодня одновременно идут летные испытания и серийные поставки. Есть перспективы по поставкам в ряд других стран. Кроме того, мы занимаемся аналогичными модернизациями для истребителей МиГ. Также есть контракты по поставке камовского вертолета палубного базирования в Индию, вертолета Ми-24ПН и др.
Не обижены мы, повторюсь, и гособоронзаказом. Министерство обороны заинтересовано в перспективной авионике, у нас есть заказы по оснащению ею самолета Су-32, вертолетов Ми-28Н, Ка-52 и ряда новых беспилотных объектов. Работы ведутся и в сухопутной тематике по танковым прицельным комплексам, высокоточному оружию. Делаем бортовую радиоэлектронику и для гражданских самолетов Ту-334, Ил-114, Бе-200 и др.
- Планируется ли расширение "Концерна "Авионика" за счет принятия в него новых предприятий? Какими, на ваш взгляд, должны быть новые концерны "оборонки"?
- Не скрою, что ряд фирм высказали свое пожелание вступить в "Технокомплекс", и мы идем им навстречу. НПЦ открыто для сотрудничества, но брать сможем не всех, а только тех, кто технологически и кооперационно с нами связан. Это не самоцель - раздувать концерн по принципу "чем больше, тем лучше". По моему мнению, смысл всей реорганизации ОПК в том и состоит, чтобы сделать компактный и эффективный механизм во всей отрасли. А уже потом решать вопрос с предприятиями по увеличению загрузки, по производству тех или иных компонентов. Малозагруженные оборонные предприятия также имеют право на жизнь, но вливать их в концерн не имеет смысла.
В нашем НПЦ цепочка замыкается по основным компонентам авионики от разработчика до производителя. Кроме того, есть смежники, которые работают в других технологических областях: связной технике, радиотехнике. Мы специально их не кооперируем, так как в первую очередь надо объединять структуры технологически близкие и на специализации удешевлять свою продукцию. Именно за счет этого и выигрывать в конкурентной борьбе. С другой стороны, мы очень плотно занимаемся унификацией и тем самым увеличиваем тираж наших систем, устанавливая на самые разные объекты одни и те же приборы. Например, цифровые вычислительные машины, они максимально унифицированы и идут на все объекты. То же можно сказать о жидкокристаллических цветных индикаторах, системах дистанционного управления, системах управления оружием, топливомерных системах. Поэтому мы стараемся унифицировать как можно больше систем по всей номенклатуре финишной продукции и таким образом создать серийноспособный заказ. Уже в прошлом году мы каждую систему выпускали тиражом от 300 до 500 единиц.
- Кто еще выступает на рынке отечественной авионики и как складываются отношения с ними "Технокомплекса"?
- Наша традиционная ниша - боевая авиация, где основной заказ у нас порядка 60 процентов. Тем не менее уже достаточно давно существует корпорация "Авиаприбор холдинг", которая специализируется на тяжелых летательных аппаратах и гражданской авиации. Мы с ними имеем стратегическое соглашение и делим рынок, правда, с небольшим пересечением и дублированием. Но это, как говорится, для создания действенной конкурентно-соревновательной среды. Есть и корпорация "Аэрокосмическое оборудование", которая тоже в какой-то степени с нами пересекается, но имеет и чисто свою линию - радиотехническую, гидравлическую и пр.
Таким образом, в России сегодня есть три структуры, работающие в области авионики. Они достаточно притерлись друг к другу, но постоянно конкурируют между собой в пограничных отраслях. И это в условиях рыночной экономики не так уж и плохо. Тем не менее в этой связи следует сказать об особенностях отечественной конкурентной борьбы. Сегодня мы ожидаем подписание указа президента об образовании "Концерна "Авионика". Нами уже получено "добро" от всех структур, визирующих проект указа, в том числе от Министерства обороны и Росавиакосмоса. Тем не менее возникли трудности с его прохождением в экономическом управлении Администрации Президента РФ, начальник которого, кстати, является членом совета директоров концерна "Аэрокосмическое оборудование". Это при том, что другие управления Администрации президента завизировали документ. Подчеркну еще раз, что создание нашего концерна проводится в полном соответствии с утвержденной Правительством РФ программой реструктуризации ОПК.
Поддерживают нас и директора оборонных предприятий, выпускающих конечные изделия с нашей авионикой. Они проголосовали за наш концерн, так как на себе ощущают необходимость создания этой структуры. К слову, они (девять генеральных директоров-генеральных конструкторов) даже написали ходатайство в поддержку образования нового концерна заместителю председателя Правительства РФ Илье Клебанову. На нашей стороне Российский союз промышленников и предпринимателей, Лига содействия оборонным предприятиям.
Впрочем, как уже говорилось выше, "Технокомплекс" сегодня -уже существующая, эффективно работающая и хорошо зарекомендовавшая себя структура, которая нашла свою нишу на рынке и способна сформировать концерн нового типа. Поэтому мы убеждены, что наш опыт, научно-технический потенциал, производственные мощности и репутация позволяют с уверенностью смотреть в будущее.

Мы учим самолеты думать

Федеральный научно-производственный центр "Раменское приборостроительное конструкторское бюро"

Это старейшее предприятие отечественного авиационного приборостроения. За свою более чем полувековую историю здесь разработано и внедрено в эксплуатацию более 400 наименований изделий - от простейших датчиков и приборов до высокотехнологичных систем и "интеллектуальных" интегрированных бортовых комплексов для перспективных летательных аппаратов (ЛА) различных классов.
К главному профильному направлению предприятия относится разработка таких жизненно важных систем ЛА, как инерциальные, навигационные, курсовые системы, высокоточной навигации и управления, навигации по рельефу местности и другим физическим полям Земли. Свою прописку в РПКБ получили современные разработки бортовых компьютеров и графических станций, программного обеспечения авионики, многофункциональных жидкокристаллических индикаторов. Еще одно немаловажное направление деятельности специалистов этого уникального предприятия - микроэлектроника специального назначения, информационные, микро- и нанотехнологии.
Накопленный опыт исследований и работ в таких областях, как инерциальная навигация, технологии комплексирования, математического моделирования, визуализации, создания математического обеспечения бортовых комплексов, позволил конструкторскому бюро разработать концепцию бортового оборудования пятого поколения, основанного на магистрально-модульном принципе и "открытой архитектуре", и реализовать ее в комплексах авионики для истребителя-перехватчика
МиГ-31, истребителей и истребителей-бомбардировщиков
Су-27, Су-30, Су-32 и Су-35, вертолетов Ми-28Н, Ка-52.

ОАО Московский научно-производственный комплекс "Авионика"

Это предприятие отечественной "оборонки" было образовано в 1942 году. Сегодня сфера деятельности МНПК "Авионика" охватывает широкую область конструирования, производства, испытаний в наземных и летных условиях комплексов бортового оборудования и элементов автоматики для летательных аппаратов всех классов и типов, а также их техническое обслуживание.
Специалисты МНПК "Авионика" занимаются разработкой и производством систем автоматического управления полетом летательных аппаратов, электродистанционных систем управления (ЭДСУ), а также электрических и пневматических приводов для них.
В своей отрасли предприятие является единственным разработчиком малогабаритных индукционных элементов автоматики не только для авиационной техники, но и для других отраслей народного хозяйства. К ним относятся индукционные датчики угла и поступательных перемещений, сельсионов, синусно-косинусных трансформаторов, серводвигателей. В числе конверсионных разработок - уникальная медицинская аппаратура.
Располагая современной производственно-технической базой, разветвленной системой автоматизированного проектирования, математического и полунатурного моделирования, техническими средствами контроля, МНПК "Авионика" обеспечивает высокое качество изготавливаемых изделий. Это качество гарантируется и современной испытательной базой предприятия, позволяющей проводить испытания при комплексном воздействии внешних факторов, максимально приближенных к условиям эксплуатации.

Наш девиз - точность и надежность

Акционерное общество "Аэроприбор-Восход"

Это предприятие разрабатывает и выпускает аэрометрические приборы, информационно-управляющие системы и комплексы, определяющие взаимодействие летательных аппаратов с воздушной средой.
Все самолеты, летающие на воздушных линиях России и СНГ, имеют в составе бортового оборудования приборы и системы АО "Аэроприбор-Восход", обеспечивающие экипаж точной информацией о параметрах полета. Не одно поколение летчиков и космонавтов благодарно специалистам АО "Аэроприбор-Восход" за создание надежных систем жизнеобеспечения и безопасности. На предприятии модернизируются существующие и создаются новые современные системы обеспечения вертикального эшелонирования, бортовые и наземные средства контроля, различные высокоточные датчики и измерительные приборы.
Необходимо отметить, что созданные здесь приборы и системы для измерения давления газовых сред широко применяются не только в авиастроительной, но и в других отраслях промышленности, где требуются высокая точность измерения, стабильность и надежность в работе. Именно этим критериям и отвечает продукция АО "Аэроприбор-Восход" - предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса с более чем полувековой историей.

Аналогов не имеет

Курское ОАО "Прибор"

Оно образовано на базе ОКБ "Авиаавтоматика" и серийного завода и вот уже более четырех десятилетий занимается авионикой. С 1998 года - в составе НПЦ "Технокомплекс", где, занимая собственную нишу, совместно с предприятиями кооперации выполняет работы
по самолетам Су-30МКК,
Су-30МКИ, Су-32, МиГ-СМТ, вертолетам Ка-50, Ка-53 и другим.
Главные направления деятельности ОАО "Прибор" - системы управления оружием (СУО), системы регистрации полетной информации и контроля бортовых параметров, интерфейсные блоки, авионика. Предприятие занимает прочные позиции на отечественном и международном рынках авиационной техники. Обладая высокотехнологичным производством и огромным опытом работы в своей области, оно формирует техническую политику и ряд перспективных концепций, позволяющих участвовать не только в модернизации современных самолетов, но и в программе создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации истребителя нового поколения для российских ВВС.
Разработанные здесь СУО по принципу однотипности систем управления оружием не имеют аналогов и обладают свойствами модульности и проектной компонуемости на едином наборе функциональных модулей, а также совместимы по внешним интерфейсам. Уникальны по своим характеристикам и бортовые системы контроля и регистрации полетной информации.
В ОАО "Прибор" разработан ряд современных технологий сквозного проектирования и подготовки производства, обеспечивающих создание и выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям ISO-9000.
Правильность выбранного направления в области новых технологий подтверждена высокой оценкой экспозиции ОАО "Прибор" на Международном авиакосмическом салоне в подмосковном Жуковском - Большой медалью участника МАКС - 2001.

С пятым поколением - на "ты"

ОАО "Раменский приборостроительный завод"

Вот уже более 60 лет предприятие специализируется на производстве пилотажно-навигационных приборов, систем и комплексов для летательных аппаратов (ЛА). За это время здесь освоено более 350 наименований авиационных изделий. Продукция с маркой РПЗ эксплуатируется сегодня на 45 типах ЛА - самолетах дальней и стратегической авиации, на высокоманевренных истребителях семейства Су и МиГ, тяжелых транспортных самолетах, вертолетах.
РПЗ сумел не только сохранить свой производственный и научный потенциал, обеспечивая изготовление и надежное сервисное обслуживание всей номенклатуры изделий, но и успешно осваивает приборы и интегрированные системы бортового радиоэлектронного оборудования четвертого и пятого поколений для новых и модернизированных ЛА. Только за последние 3 года было освоено 65 наименований наукоемких авиационных изделий.
Хорошие результаты дает работа в кооперации с предприятиями, входящими в НПЦ "Технокомплекс", и в первую очередь с "Раменским приборостроительным конструкторским бюро". Благодаря реализации выработанной там идеологии глубокой унификации изделий при проектировании бортового электронного оборудования четвертого и пятого поколений на основе магистрально-модульного принципа с открытой архитектурой РПЗ удалось в последние годы повысить уровень серийности изготавливаемых даже маленькими партиями изделий, что явилось очень важным фактором для сокращения затрат и сроков освоения новых изделий и повышения уровня их качества.
В настоящее время завод выпускает ряд современных инерциальных навигационных систем и курсовертикалей как платформенного, так и бесплатформенного типов. Номенклатура показывающих приборов пополнилась новыми электромеханическими приборами и многофункциональными индикаторами с жидкокристаллическим экраном. Здесь выпускается целая гамма современных базовых элементов, а также лазерные гироскопы второго поколения и прецизионные трехосные лазерные гироскопы.
Не забыта на заводе и легкая авиация, для которой разработаны и ведутся испытания малогабаритных курсовых систем. На РПЗ представлен широкий спектр продукции гражданского назначения.

Курс - на новые технологии

ОАО "Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие "ЭЛАРА"

Предприятие ведет свою историю с 1970 года и специализируется на изготовлении пилотажно-навигационных комплексов, систем автоматического и дистанционного управления, бортовой вычислительной техники и систем индикации. За прошедшее время здесь освоена большая номенклатура БРЭО для самолетов третьего и четвертого поколений по разработкам МНПК "Авионика", РПКБ, "Аэроприбор-Восход" и других.
В 1998 году заводская система качества была сертифицирована российской фирмой "Союзсерт" на ее соответствие требованиям международного стандарта ISO-9001. В 1999 и 2000 годах это было подтверждено получением сразу 2 международных сертификатов - фирм RW TUV (Германия) и Rockwell Collins (за качественно проведенные совместные работы по СУСС - системам управления самолетными системами).
За последние несколько лет завод осуществил мощный прорыв в сферу высоких технологий, быстрыми темпами идет его техническое перевооружение: только за 2001 г. закуплено новейшего оборудования на
16 млн. долларов. Полностью переоснащено производство печатных плат, позволяющее изготавливать платы 4-5-го класса точности с шириной проводников и зазорами между ними не более 0,1 мм. С приобретением оборудования нового поколения производительность возросла до 5,5 кв. метров печатных плат в час. "ЭЛАРА" определена головным предприятием НПЦ "Технокомплекс" по изготовлению печатных плат: односторонних, двусторонних и многослойных, а также печатных кабелей. На "ЭЛАРЕ" действуют 3 линии фирмы "PHILIPS" по поверхностному монтажу радиоэлементов на печатные платы, высокоточное и высокоскоростное металлообрабатывающее и прессовое оборудование.
Для интеграции в современный рынок высокотехнологичной продукции и услуг
"ЭЛАРА" использует CALS-технологию - глобальную стратегию к дальнейшей интеграции предприятия через рационализацию деловых процессов, прикладных стандартов и технологий для разработки, управления, обмена и использования деловой технической информации.
Предприятие является лауреатом Всероссийского конкурса в престижной номинации "За выпуск товаров на базе высоких технологий". Участие в 5-м Международном авиакосмическом салоне принесло "ЭЛАРЕ" именную медаль оргкомитета за выставочную экспозицию и успешную работу по время МАКС-2001. Отдельные виды продукции предприятия награждены золотыми и платиновыми знаками всероссийских конкурсов "100 лучших товаров России" и "Всероссийская марка. III тысячелетие". Решением Совета по присуждению премий Правительства РФ в области качества предприятие награждено дипломом по итогам конкурса 2001 года.

По принципу полного цикла

ОАО "Техприбор"

Трудно найти самолет или вертолет в нашей стране, который бы не был оснащен приборами или системами этого старейшего предприятия отечественного авиационного приборостроения, расположенного в городе на Неве. Не только летательные, но и ряд космических аппаратов в своей "начинке" имеют технические изделия, вышедшие из-под рук специалистов-петербужцев. Впрочем, не только в небе или космосе нашла прописку продукция ОАО "Техприбор". Она с не меньшим успехом используется в судостроительной, газовой, теплоэнергетической, химической отраслях промышленности и, конечно же, на транспорте.
Предприятие, которое в следующем году отметит свое
60-летие, работает по принципу полного научно-производственного цикла: от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до серийного выпуска. О масштабах производства говорят хотя бы такие цифры. Проектно-конструкторские помещения, здания, в которых разместились современные производства, занимают площадь более 124 тысяч квадратных метров, при этом общая площадь предприятия составляет 24 гектара. Современное технологическое оборудование и испытательная база, 1.600 специалистов высокой квалификации позволяют решать любые производственные задачи.
Назовем некоторые основные тематические направления деятельности этого предприятия. Здесь освоено серийное производство систем для двигателей ПС-90А, ТВ-117 на самолеты Ил-114, Ил-96-300, Ту-204 и их модификации. Следует отметить бортовые системы контроля двигателя типа БСКД , комплексы топливоизмерения и центровки типа КТЦ для самолетов Ан-70, Ту-204, системы управления и измерения топлива типа СУИТ для самолетов
Ил 96-300, Ил-96Т(М), Ил-114, Бе-200 и других. Здесь также разработаны измерители вибрации, турбинные датчики объемного расхода, турбосиловые датчики массового расхода - этот перечень, как говорится, можно продолжить.
ОАО "Пермская научно- производственная приборостроительная компания"
Эта компания имеет 45-летний опыт разработки и производства навигационных систем различного назначения и товаров народного потребления. Важнейшими направлениями ее деятельности являются авиационное приборостроение, морская навигация, производство электроинструмента.
Изделия компании используются более чем на 30 типах самолетов известнейших авиационных фирм России. Среди них самые современные самолеты четвертого поколения МиГ-29, Су-27, Су-30. Высокий уровень производства обеспечивает использование навигационных систем ПНППК на грузовых и пассажирских самолетах: Ан-12,
Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86.
За последние годы здесь были освоены технологии производства большинства современных базовых элементов навигационных систем. Это позволяет постоянно модернизировать существующее навигационное оборудование и разрабатывать новые изделия на основе традиционных базовых элементов с повышением точности и расширением возможностей основных объектов. Концентрация передовых производственных технологий способствовала появлению новых направлений в производстве для навигационных систем. С привлечением лучших научно-технических сил региона и России специалисты компании на основе волоконно-оптических гироскопов и микромеханических датчиков разработали образцы современных систем, которые могут использоваться для навигации и стабилизации движущихся объектов во всех средах.
Основной продукцией для потребительского рынка является бытовой электроинструмент. Компания является крупнейшим в России производителем дрелей, перфораторов, пил, лобзиков. Ассортимент этих товаров постоянно расширяется, повышается его качество.
Так, во время официальных мероприятий Всемирного дня качества в России ОАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" была удостоена награды Европейской организации по качеству "Лидер качества 2001".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker