на главную страницу

24 Ноября 2001 года

Тема номера

Суббота

Здесь каждый - боец переднего края

О том, как служится российским воинам в Таджикистане, рассказывает командир 201-й мотострелковой дивизии

Беседу вел подполковник Вадим КОЖУХОВСКИЙ.



Должность командира 201-й полковнику Юрию Перминову случилось принимать в момент бурного развития событий в Центральноазиатском регионе. Антитеррористическая операция США и их союзников не только привела в движение разнополярные силы в Афганистане, но и значительно активизировала политическую деятельность стран, с ним граничащих. Определенная напряженность сложилась и на таджикско-афганской границе, вдоль которой несут службу российские пограничники и прикрывающие их ротные тактические группы (РТГ) 201-й дивизии. Нужно ли говорить, что соединение оказалось в зоне особого внимания. Времени на ознакомление с делами у нового комдива просто не оказалось. Сама обстановка заставила его с первых же дней окунуться в службу, что называется, с головой. Работа в дивизии нескольких инспекционных групп, проведение мероприятий по ротации и усилению ротных тактических групп, прием пополнения контрактников, обеспечение гуманитарных спецопераций. Наконец, итоговая проверка. Все это - события достаточно короткого промежутка времени...



Визитная карточка

ПЕРМИНОВ Юрий Юрьевич. Родился в Ялуторовске Тюменской области в 1955 году. Окончил Челябинское танковое училище, академии бронетанковых войск и генерального штаба. Проходил службу в ГСВГ, ДВО в должностях от командира взвода до командира полка, с 1997 года - в составе ОК КМС в Республике Таджикистан.
Указом Президента России назначен на должность командира 201-й мотострелковой дивизии.

- Товарищ полковник, как показали себя части и подразделения 201-й во время проверки?
- Я с удовлетворением констатирую, что боевая выучка большинства наших военнослужащих на высоком уровне. Впрочем, иного и не могло быть. У контрактников за плечами - солидный опыт. Кроме того, боевая учеба в дивизии идет непрерывно, причем почти все подразделения периодически задействуются в боевом дежурстве на границе. Я приведу лишь один пример. Во время проверки разведчики одной из частей выполнили нормативы по огневой подготовке на «отлично». У проверяющих возникли сомнения. Под тщательным контролем воины повторили упражнение, и снова - на «отлично». Так что профессиональная выучка военнослужащих – налицо.
- Тем не менее я слышал, что существует немало претензий к состоянию техники и вооружения. Оценка по этому показателю, как известно, существенно влияет на общие результаты проверки.
- Это так, но в большинстве случаев в частях и подразделениях просто не в состоянии прыгнуть, как говорится, выше своей головы. Ресурс некоторых партий техники на исходе. Есть проблемы с поставками из России ремкомплектов. Я думаю, что это не от нежелания руководства решить вопрос, а от суровой реальности жестких рамок военного бюджета. Но пока еще техника и вооружение дивизии в целом отвечают поставленным боевым задачам. К тому же сейчас ремонтная «подпитка» уже пошла. По крайней мере, проблемы среднего ремонта начинают решаться, и это радует. Уже удалось восстановить несколько десятков образцов техники. Потом, главное - не нарушать режимы эксплуатации, а люди, болеющие за дело, у нас еще не перевелись.
- Социально-бытовая сторона жизни дивизии – особая. В последние годы соединение испытывает трудности с размещением личного состава в некоторых воинских частях. Весьма скудно организован досуг военнослужащих, особенно тех, кто задействован в боевом дежурстве на границе. Фактически растерял свой традиционный авторитет популярного центра общественных и культурных связей Дом офицеров дивизии в Душанбе, уже десять лет не пополняется фонд библиотеки 201-й... Все это косвенно влияет и на морально-психологический климат в коллективе. Подвижки тут ожидаются?
- С подобными трудностями сегодня столкнулись многие гарнизоны, соединения и части Вооруженных Сил России. Другое дело, что здесь, вдали от Родины, проблемы воспринимаются гораздо острее. Многие из них собственными силами нам просто не решить. Базовая инфраструктура дивизии, ее казарменный фонд создавались в 1923-1939 годах и сегодня уже не могут удовлетворить потребности современного развернутого соединения. Выручают армейские палатки. Как бы помогли нам сегодня сборно-щитовые модули! Те, что очень хорошо зарекомендовали себя при обустройстве федеральных сил в Чечне. К сожалению, у нас их нет. Недавно появился один, но мы его отдали авиаторам, у которых с бытоустройством также большие сложности.
- Частые отключения электроэнергии на объектах соцкультбыта дивизии: ГДО, гостиница, телецентр, дивизионная газета и типография... Как мне рассказали, это давно стало нормой жизни. Чем это обусловлено? У 201-й нет средств рассчитываться с энергетиками?
- Дело не в каких-то там долгах дивизии перед поставщиками электроэнергии. Скорее сказывается общий дефицит энергоресурсов в регионе. Проблема широкая и, насколько мне известно, ее решение зависит и от межгосударственных договоренностей между Таджикистаном и Узбекистаном.
- Известно, что большинство военнослужащих 201-й из-за отсутствия служебного жилья снимают квартиры у гражданских лиц. Из чего сегодня состоит жилой фонд дивизии, не считая солдатских общежитий на территории военных городков?
- Большую часть жилого фонда дивизия утратила в период гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 годах. Тогда здесь царила большая неопределенность, в том числе и в отношении статуса соединения, которое фактически перестало получать пополнение из призывников. Офицеры-таджики в основном перешли в национальную армию. За ними жилье закрепилось на законном основании. В пустовавшие же после отъезда некоторых офицерских семей в Россию квартиры заселялись местные жители. Сегодня мы располагаем несколькими общежитиями в Душанбинском гарнизоне и небольшим служебным фондом на территории части в Кулябском.
- В последние годы дивизия испытывала немалые трудности с отправкой военнослужащих-отпускников в Россию. В летнее время случались прецеденты, когда группы отпускников по две-три недели не могли вылететь единственным в неделю рейсом военно-транспортного самолета. В то же время цены на билеты гражданской авиации превышают двухмесячное денежное содержание военнослужащих. Решена ли эта проблема?
- Минувшим летом и осенью удавалось пускать второй дополнительный рейс ВТА из Москвы. Однако теперь ситуация усугубляется еще и требованием руководства ГАРТ «Таджикистан» оплачивать «аэронавигационное и наземное обслуживание» каждого самолета. Телеграмму на этот счет получили не только мы, но и командование российской пограничной группы в Республике Таджикистан, посольства, руководство миссии ООН. Судя по выставленному прайсу, выходит, что за каждый рейс Ил-76 Министерство обороны России должно вносить немалую сумму в американских долларах. Как будет решен этот вопрос - покажет время.

На снимках: полковник Юрий ПЕРМИНОВ; впереди - только граница...
Фото Олега ДАВЫДОВА и Павла ГЕРАСИМОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker