на главную страницу

24 Ноября 2001 года

Приглашение к разговору

Суббота

Ракетчики или математики?

Наш собеседник - начальник Ярославского зенитного ракетного института ПВО генерал-майор Александр КРОТОВ



- Александр Константинович, в Советском Союзе, как известно, был добрый десяток зенитных ракетных командных училищ. Что осталось сегодня в России?
- Сегодня, к сожалению, подготовкой специалистов зенитно-ракетных войск занимаемся мы одни. До 1998 года существовало еще и Нижегородское училище, мы соперничали и сотрудничали, от чего была большая польза. В особенности для подготовки научно-педагогических кадров. Понятно, что как подготовлены педагоги, так и идет учебный процесс. Теперь мы вынуждены сами решать весь комплекс задач - от разработки программ обучения курсантов и до подготовки научно-педагогических кадров для самих себя. Потеря родственного вуза сказалась на нас очень отрицательно...
- Училище переименовано в институт. Что от этого изменилось?
- Нас почему-то не назвали "военным институтом" - просто Ярославский зенитный ракетный институт ПВО! Почему?! Мы ведь относимся к военному ведомству! Вообще сама суть военно-учебного заведения подразумевает командную линию, подготовку прежде всего военного человека. Настоящий офицер, на мой взгляд, это именно военный человек, "военная косточка" плюс к тому подготовленный военный специалист и вообще всесторонне образованный, развитый во всех отношениях человек.
Тут, кстати, возникают серьезные противоречия с уставом, в рамки которого должны быть уложены все военные структуры. Наличие в институте факультетов как одной из структурных единиц высшего учебного заведения вообще подразумевает единое управление учебными и научными подразделениями. Мы же в рамках подготовки специалистов ЗРВ не испытываем в этом нужды. Нет необходимости подчинять факультету кафедры, да и, если уж откровенно, не в состоянии начфаки руководить ими! Так зачем делать из дивизиона какое-то надуманное подразделение, которое не выполняет своих функций?
И к чему все эти "начальники курсов", "курсовые офицеры", по сути своей выполняющие обязанности командиров взводов и батарей? Все это я считаю явлением временным и не совсем правильным. Дань моде, когда мы вольно или невольно пытаемся подстроиться под западные модели образования.
- Ну разных новаций в сфере образования сейчас много. Например, государственный образовательный стандарт...
- В 1996 году мы уже доказывали возможность интегрирования наших систем подготовки с гражданскими - пришлось подстраиваться под гражданскую систему образовательных стандартов. Мы вынуждены были в ущерб чисто военным и нашим профильным дисциплинам увеличить количество часов по изучению физики, математики, иностранного языка, экономических дисциплин. Ввести предметы совершенно нехарактерные нам, но считающиеся обязательными при формировании государственного образовательного стандарта. В прошлом году пришлось еще раз изменить учебные программы... Да и в начале будущего года предстоит аккредитация, которая также потребует в значительной мере изменить учебные планы, подстроить их под существующие университетские.
Но все это по большому счету делу усовершенствования военного образования не способствует. Мы вынуждены искать резервы времени, чтобы хотя бы на первом - втором курсах в большей степени образовать курсанта как военного человека. А потом начинается вся эта чисто "госовская" программа...
Так, в училище по основным дисциплинам - математике, физике - мы давали приблизительно 400 часов, что всех вполне устраивало. Из всех разделов математики зенитчик в первую очередь должен прилично знать основы теории вероятности, теории игр - эти принципы являются основой для построения зенитного оружия. А сейчас мы вынуждены в разной степени изучать все разделы фундаментальной математики. Прекрасно, что человек знает математику, но как быть, если это идет в ущерб профильным, военным дисциплинам?
- Какой выход видится вам из создавшегося положения?
- Мне кажется, следовало бы принять на правительственном уровне военный образовательный стандарт, согласованный с государственным, существующим в Министерстве образования России. Тогда можно будет, учитывая профиль и особенности каждого вуза, составить учебные программы и планы, которые, отвечая стандарту, в первую очередь способствовали бы подготовке специалистов для данного рода войск.
Другого выхода из положения я просто не вижу - дальнейшая интеграция с государственным стандартом, кроме вреда, наверное, ничего не принесет. Мы будем готовить хороших инженеров, математиков, но не офицеров-ракетчиков и вообще не военных людей.

От редакции. Наверное, вопросы, поднятые генерал-майором Александром Кротовым, волнуют командование, профессорско-преподавательский состав других военно-учебных заведений. А что вы думаете на этот счет, товарищи курсанты? Разговор ведь в первую очередь идет о вас, о вашей судьбе. Не постесняйтесь высказать свою точку зрения! Ждем писем!


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker