на главную страницу

29 Ноября 2001 года

Тема номера

Четверг

На военную службу - по призванию

Перевод Вооруженных Сил на контрактное комплектование требует точных и взвешенных решений

Олег ФАЛИЧЕВ.



На днях Президент РФ Владимир Путин одобрил программу поэтапного перехода Вооруженных Сил на преимущественно контрактный способ их комплектования. Само время, появление в стране новых форм собственности давно уже требуют осуществления такой реформы. Ее, как известно, пытались провести еще в 1996 году. Но в целом хорошая идея провалилась, поскольку не была просчитана экономически. Какие трудности и проблемы ждут нас на этом пути сегодня? Какие сроки реформирования реальны? На эти и другие вопросы на брифинге в Минобороны ответил начальник Главного организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владислав ПУТИЛИН.

В НАШЕМ обществе существует несколько точек зрения на пути перехода к контрактной армии. Свои подходы к решению данной проблемы огласили, например, "Яблоко", "Союз правых сил" и другие общественно-политические движения и партии. Есть предложения по этому поводу и в силовых министерствах. Они разрабатывались два года, и как раз их 16 ноября Президент рассмотрел и согласился с ними. Перед этим предложения были одобрены правительством.
С 16 по 20 ноября правительство определилось с порядком выполнения поручения президента. В принципе всю работу силовых ведомств по подготовке этих документов и подходов к реформе можно разделить на два этапа. Первый - самостоятельный. Второй - под руководством правительства. На последнем этапе в этой работе как раз и приняли активное участие упомянутые выше политические партии, отметил генерал-полковник Владислав Путилин. "Яблоко", например, начало работать с весны этого года, а СПС - чуть позже. В итоге утверждена взвешенная программа, в которой учтены все рациональные предложения со стороны общества.
В чем же суть документа? Как известно, еще два года назад Генеральный штаб ВС РФ сделал вывод, что существующая система комплектования Вооруженных Сил перестает отвечать требованиям дня. А после 2005 года не будет обеспечивать требуемую укомплектованность военной компоненты государства. Причин несколько. Это и нехватка призывных ресурсов. И достаточно либеральное законодательство, позволяющее служить по призыву лишь 12 процентам стоящих на воинском учете юношам. В последнее время не появилось ни одного закона, который уменьшал бы количество отсрочек от призыва в армию. Наоборот, становится все больше законов, освобождающих большую часть молодежи от службы.
Нельзя не учесть и того, что с 2005 года начнет образовываться еще и демографическая "яма", которая к 2010 достигнет максимальной глубины. Если все останется по-старому, то Вооруженные Силы окажутся укомплектованы лишь на 30-40 процентов.
Все это требует изменить саму систему комплектования. Иначе мы просто не сможем поддерживать боеготовность армии и флота на должном уровне. Почему бы не попытаться осуществить это прямо сейчас, как кое-кто предлагает? Казалось бы, идея сама по себе хороша. Но, увы, оторвана от реалий жизни. СПС, например, предлагает сделать это уже в 2004 году, отметил Владислав Путилин. Причем на первый план выходит не перевод Вооруженных Сил на систему контракта, а... прекращение призыва на военную службу. В Министерстве же обороны считают, что этот перевод нужно провести с сохранением боеспособности Вооруженных Сил. Сейчас, например, контрактники занимают 25 процентов должностей солдат и сержантов, а военнослужащие по призыву - 75 процентов. Значит, в течение двух лет надо последовательно менять эту пропорцию, не снижая при этом уровня укомплектованности ВС. Сделать подобное одномоментно, в короткое время просто невозможно. Это подтвердит любой офицер.
В короткие сроки предстоит разработать государственную целевую программу перевода ВС на комплектование преимущественно по контракту. Для чего она нужна? Дело в том, что с 1992 года мы начали переходить на контрактную службу. К сожалению, решения на этот счет были разные, порою противоречивые. За словами далеко не всегда следовало дело. Все это во многом дискредитировало саму идею перехода на контракт. Особенно сильно она оказалась подмоченной в 1997-1998 годах, когда даже офицерскому составу по два-три месяца не выплачивали денежное довольствие.
ПОСЛЕДНИЕ два года Министерство обороны не раз ставило вопрос о том, чтобы вести работу по контрактному комплектованию войск и сил флота в рамках федеральной целевой программы с отдельным бюджетным финансированием. Но как только вопрос доходил до Минфина и
Минэкономики, на него тут же накладывалось вето.
- Так вот, первое, что нами получено 16 ноября, это решение президента на разработку именно целевой программы, - подчеркнул Владислав Путилин.
Важно, что разрабатывать документ будет не Министерство обороны, а правительственная комиссия с участием соответствующих специалистов, с учетом необходимых материально-технических ресурсов. Кое-кто уже сейчас вольно оперирует цифрами расходов, которые потребуются при переходе на контрактную службу. Но почему-то не удосуживается системно, комплексно взглянуть на проблему. Так, при расчетах учитывается только повышение денежного содержания контрактников до уровня 3.500 рублей в 2004 году. Это действительно повышение, если учесть, что сейчас "профи" получает лишь 1.700 рублей.
В расчетах, которые представляют наши оппоненты, не учитываются и расходы, связанные с переводом инфраструктуры военных городков для проживания в них контрактников. Предлагается на первом этапе поселить их вместе с солдатами-срочниками. Допустим, что так и будет. Но ведь и в такой ситуации казармы надо будет перепрофилировать. Это тоже огромные деньги. Где их взять?
В Минобороны есть точные расчеты, которые убеждают: самые большие расходы будут связаны отнюдь не с увеличением денежного содержания, а с модернизацией инфраструктуры военных городков. Вот пример. Единовременные выплаты личному составу одной дивизии при переводе на контракт составят 60 млн. рублей, а капитальное строительство обойдется в 330 млн. рублей. Как говорится, уважаемые господа из различных партий, почувствуйте разницу. Если вы изыщите такие деньги, за военными дело не станет.
В первую очередь необходимо перевести на контракт, конечно же, воюющие части, те, что участвуют в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Так вот, перевод таких дивизий потребует 7,5 млрд. рублей. И это - только на капитальное строительство. Одни воздушно-десантные дивизии потребуют 2 млрд. рублей. Затраты колоссальные. Но это может быть открытием лишь для тех, кто глубоко не вникает в проблему, кто относится к ее решению, как к очередной предвыборной акции. США, к примеру, для перевода армии на контрактное комплектование понадобилось 13 лет, Франции, которая переходит на добровольный принцип комплектования сейчас, - 8.
Смысл предложений Министерства обороны сводится к следующему.
Первое. До 2004 года разработать Государственную программу, где четко обозначить переходный период в 3-4 года. За это время должна быть создана нормативно-правовая база, а в каждой силовой компоненте одно соединение переведено на контракт. В Вооруженных Силах первой перевести на контрактное комплектование Псковскую воздушно-десантную дивизию. В этот же период отработать весь механизм организации жизни и деятельности войск в новых условиях комплектования.
Второе. Тщательно продумать вопросы финансирования. Без этого и вторая попытка перехода Вооруженных Сил на контракт может оказаться несостоятельной. Если будет обеспечено 100-процентное финансирование, то основная часть армии и флота до 2010 года будет методом поэтапного увеличения удельного веса "профи" переводиться на контрактный способ комплектования.
Но в связи с этим возникает еще один вопрос. В странах, которые перешли на профессиональное комплектование армий, одновременно разработали порядок подготовки резервистов. В США, например, это национальная гвардия и резерв видов войск. Для нас, считают в военном ведомстве, наиболее приемлемым способом подготовки резервов останется призыв. Служба по призыву должна проходить лишь в учебных частях на протяжении шести месяцев. После чего военнослужащие будут по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, становясь военнообученным резервом Вооруженных Сил.
Постепенный переход на контракт будет сопряжен и с последовательным сокращением сроков службы по призыву. Но при условии укомплектованности армии и флота контрактниками на 30-50 процентов. Насколько она будет сокращена - на полгода, год, зависит опять же от наличия призывных ресурсов в стране. Тут закономерность такая: чем меньше срок службы, тем большим должен быть разовый призыв в Вооруженные Силы. Сейчас, например, законодатель разрешил призывать не более 200 тысяч человек в год. Но, увы, пока военкоматы не набирают и этого количества.
И последнее. Все в переводе армии и флота на контрактную службу упирается в объективные показатели. Прежде всего экономические. Волюнтаристских подходов, шапкозакидательства тут быть не должно. Да и просто глупо было бы нам вновь наступать на уже испытанные грабли. Ошибиться еще раз - значит отбить охоту служить Родине по контракту и у тех молодых людей, которые еще о такой судьбе размышляют.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker