на главную страницу

30 Ноября 2001 года

Армия и общество

Пятница

Бюджет-2002: у "военных" статей статус неприкасаемых

Наиль ГАФУТУЛИН,Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".



Работа над проектом бюджета-2002 в Государственной Думе скорее всего закончится на этой неделе положительным результатом. Рассмотрение депутатами основного финансового документа страны в третьем чтении намечено на 30 ноября. Думские аналитики еще в начале недели высказали мнение, что при нынешнем раскладе сил в нижней палате российского парламента за принятие проекта бюджета в третьем чтении проголосуют не менее 260 депутатов при необходимых 226 голосах. При этом будут учтены все изменения мировой экономики, о которых много говорилось как в средствах массовой информации, так и в дискуссиях между правительством и парламентом. После этого документ будет направлен в Совет Федерации. Напомним, что сенаторы активно подключились к работе над законопроектом еще в сентябре, до его принятия в первом чтении Госдумой. О перспективах бюджета 2002 года рассуждают члены верхней и нижней палат российского парламента, а также представители инвестиционных и нефтяных компаний.

Валерий ГОРЕГЛЯД, заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности:
- Основной проблемой нашей бюджетной политики по-прежнему остается высокая степень зависимости доходов от цен на нефть на мировых рынках. Любые колебания весьма ощутимы. Падение стоимости барреля нефти на один доллар уменьшает доходы российского бюджета примерно на один миллиард долларов. Эта проблема досталась нам в наследство еще от Советского Союза. Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию отметил, что одна из главных задач экономической бюджетной политики состоит в том, чтобы ослабить эту зависимость бюджета от цен на нефть. Надо сказать, что в проекте бюджета 2002 года есть определенные улучшения в этом направлении. Зависимость по-прежнему высока, но она уже меньше, чем в бюджете 2001 года. Объективно надо признать, что правительство не просто так следит за распределением нефтяных денег, а проводит определенные структурные и функциональные изменения в экономике, которые позволяют наполнять бюджет за счет других отраслей. Но эту проблему невозможно решить за один год. Поэтому колебание цен, которое возникло на мировых рынках, делает ситуацию в бюджетной сфере России очень напряженной. Существуют различные прогнозы. От самых пессимистических - 12 долларов за баррель, - которые в первую очередь исходят от экономического советника президента Андрея Илларионова. Я исхожу из того, что средняя годовая цена на нефть так сильно не упадет. Мы сможем удержаться на уровне "пессимистического" варианта, заложенного в проекте бюджета-2002 - это среднегодовая цена в пределах 18 долларов за баррель. Если мы удержимся на этой цене, проблема секвестирования бюджета не встанет. Мы сможем выполнить его в заранее намеченных параметрах и в первую очередь обеспечить финансирование социальных статей бюджета.
Владимир КУЛАКОВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по вопросам безопасности и обороны:
- Ни о каком секвестре речь идти не может в силу того, что президент однозначно заявил, что статьи бюджета, которые касаются финансирования Министерства обороны и силовых структур, неприкасаемые. Когда глава государства выступал в Министерстве обороны, он назвал конкретные цифры. На национальную оборону будет выделено дополнительно 27 миллиардов рублей, на социальную защиту военнослужащих - 4,3 миллиарда, на правоохранительную деятельность - 7,7 миллиарда и на национальную безопасность - еще дополнительно 2,2 миллиарда рублей. Эти деньги еще во втором чтении были заложены в бюджет. Вы помните, что в связи с закрытием российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме мы экономим более пятисот миллионов долларов. Владимир Путин сказал, что эти деньги будут направлены на нужды Вооруженных Сил.
Добавлю, что верхняя и нижняя палаты парламента не допустят, чтобы статьи силовых структур были секвестированы.
Михаил Задорнов, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:
- Проект бюджета будущего года посчитан, исходя из цены 23,5 доллара за баррель. При этом предусмотрено формирование финансового резерва. Если цена нефти сохранится в районе 18,5 доллара за баррель, то бюджет будущего года будет выполнен, однако сформировать финансовый резерв не удастся.
Снижение цены барреля нефти на 1 доллар ведет к потерям примерно 700 миллионов долларов для российского бюджета. Критической ценой является цифра 12 долларов за баррель. Если цены упадут до этого уровня, то исполнение бюджета будет поставлено под вопрос. В любом случае возврата в первое чтение проекта бюджета будущего года не может быть. Не будет и секвестра бюджета 2002 года - это невозможно ни политически, ни экономически.
Олег Вьюгин, главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог":
- Падение цен на нефть представляет риск для бюджета, но этот риск пока незначителен. Как резерв можно рассматривать переходящие остатки бюджета текущего года, которые составят порядка 2,5 миллиарда долларов. Если эти резервы сразу использовать на покрытие платежей по долгу, то вроде бы бюджет сходится. Конъюнктура цен на нефть непредсказуема, но бюджет как по расходам, так и по доходам все же нужно строить, исходя из цен на нефть на уровне 17 долларов, а все, что свыше, - резервировать на тот случай, когда цена нефти упадет, например, до 12 долларов за баррель.
В условиях снижающихся цен на нефть еще одной угрозой для бюджета можно считать тот факт, что ряд запланированных на будущий год доходов, таких, как доходы от выпуска еврооблигаций, от продажи госимущества и приватизации, могут быть не получены на практике. Несмотря на некоторые риски, бюджет, видимо, будет выполнен.
Михаил Ходорковский, президент нефтяной компании "ЮКОС":
- У нас в стране последние два года добыча нефти растет из месяца в месяц. И если мы подпишемся под сокращением, на которых настаивает ОПЕК, мы должны будем не только остановить этот рост, но и закрыть часть действующих скважин. А зима уже наступила. И особо суровая в тех местах, где мы добываем нефть. Остановленные скважины весной уже не запустить.
У нас во времена развала СССР был отнят существенный кусок рынка - 2 миллиона баррелей. Мы сейчас только-только выходим на этот кусок. За это идет огромная драка между Россией, Казахстаном и Азербайджаном. И если мы сейчас закроем скважины, то нефти от этого на рынке существенно не уменьшится. Но этот потерянный нами кусок будет захвачен, естественно, нашими коллегами-конкурентами.
Интересы России, конечно, не заключаются в том, чтобы залить весь мир дешевой нефтью. Мы можем идти на соглашение с ОПЕК, но на своих условиях. Если наши коллеги из ОПЕК не могут или не хотят учитывать интересы России в этом вопросе, то это просто означает, что мы должны продолжать переговоры.
Есть страны ОПЕК, у которых свои интересы и возможности, в значительной мере ориентированные на их природные условия. Есть страны типа России, Норвегии, Канады, у которых свои, северные, природные условия, у которых есть свои интересы. И, наконец, есть страны-потребители, в основном это Евросоюз, США и все в большей степени Китай. У этой группы стран есть свои интересы. И если мы хотим установить справедливую цену на нефть, то должны быть учтены интересы всех этих трех групп. Если Правительство России примет решение о сокращении экспорта или добычи нефти, а это одно и то же, то нефтяные компании, естественно, это решение выполнят, потому что мы являемся вертикально интегрированными структурами, мы построены на жесткой дисциплине.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker