на главную страницу

30 Ноября 2001 года

Пульс планеты

Пятница

СНГ: десять лет спустя

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



Сегодня в Москве открывается юбилейная сессия Совета глав государств СНГ, посвященная 10-летию Содружества независимых государств. Вот он и подоспел, первый "круглый" юбилей нового межгосударственного объединения. Принадлежность к которому мы, признаться, ощутили не сразу - шутка ли, столько десятилетий прожить в державе под названием Советский Союз, и вдруг однажды утром (напомним, что произошло это 8 декабря 1991 года) проснуться в некоем эфемерном содружестве...

Многие - чего греха таить - считают его эфемерным до сих пор. Надеждам на то, что, сменив вывеску, мы заживем не хуже, а может, и лучше прежнего, сбыться было не суждено. За эти десять лет дров было наломано немало. Центробежные тенденции обернулись экономическим спадом, долговременными политическими коллизиями, а кое-где гражданскими войнами и межэтническими конфликтами.
Безудержная эйфория от "парада суверенитетов" стала проходить потом. Когда даже самым "незалэжным" стало ясно, что разбежаться по национальным квартирам и беспрерывно галдеть о своем суверенитете, - большого ума не надо. Серьезных политических дивидендов это не сулит. А для дивидендов экономических снова надо встречаться и договариваться друг с другом. Наполнять конкретным содержанием принятый в 1993-м Устав СНГ, который определяет направления совместной деятельности появившихся на шестой части суши новых независимых государств.
Это и координация внешнеполитической деятельности, и сотрудничество в формировании общего экономического пространства, и развитие некогда единых, но разобранных по частям систем транспорта и связи, и вопросы социальной и иммиграционной политики, и борьба с организованной преступностью, и взаимодействие в оборонной сфере, охране внешних границ. Да мало ли общих забот и интересов у вчерашних "супругов", решивших жить своим умом и на своей жилплощади...
Жизнь показала, что и здесь по единым лекалам развиваться мы не сможем. Каждая из бывших союзных республик выбрала ту модель интеграции, которая ее устраивает. Входя в зависимости от этого, в одну или несколько "групп по интересам": Договор о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Союз России и Белоруссии...
Видимо, разноскоростное и разноуровневое развитие сотрудничества - единственный на сегодня приемлемый вариант нашей интеграции. Слишком отличаются наши страны и по своим внешнеполитическим устремлениям, и по уровню экономического развития, и по желанию сверять друг с другом каждый свой шаг на мировой арене. Это дает право некоторым политологам утверждать, что СНГ как единый военно-политический организм сегодня не существует. Они утверждают, что наше Содружество - скорее региональное объединение, членство в котором диктуется экономической целесообразностью в виде приобретения более дешевых энергоносителей, возможности экспортировать свои товары, рабочую силу и т.д. и т.п.
Что ж, доля правды в этом есть. Нельзя не заметить, что за истекшие десять лет внутри СНГ произошло определенное размежевание. На те государства, которые хотят и дальше строить свою внешнюю и внутреннюю политику с опорой на Российскую Федерацию (или, по крайней мере, не могут игнорировать позицию Москвы), - это Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и в последнее время Молдавия. И те страны, которые больше ориентированы на Запад, оставаясь на едином эсэнгэшном пространстве в своеобразной "мягкой оппозиции" России. Думаю, эти государства и перечислять не надо, все их прекрасно знают.
В то же время нельзя не видеть, что на смену центробежным тенденциям все чаще приходит вполне прагматичный интерес к двустороннему сотрудничеству в рамках СНГ. И прежде всего с Россией. По подсчетам специалистов, уже сегодня страны Содружества задолжали нам более 7 млрд. долларов (только Украина должна 2,3 млрд. долларов за топливно-энергетические ресурсы). Это волей-неволей подталкивает их активизировать торговлю с нашей страной. Как результат, товарооборот РФ со странами СНГ в нынешнем году практически восстановился после финансового обвала 1998 года и равен почти 30 млрд. долларов. В лидерах здесь, естественно, Белоруссия и Украина.
Отношения с Белоруссией за эти годы вообще вышли на уровень реинтеграции, - здесь мы имеем наибольшие темпы сближения, воплотившиеся в создании Союзного государства.
Минувшим летом мне довелось побывать на промышленной выставке "Беларусь-2001", проходившей на ВВЦ. Впервые за последние 13 лет братская республика показала в Москве все, чем она богата. Здесь была представлена продукция, производимая в рамках более чем сорока совместных российско-белорусских программ. Современные телевизоры и холодильники, мощные самосвалы, отвечающие самым взыскательным техническим и экологическим требованиям. Десятки, сотни наименований, нашедших своего потребителя не только в наших странах, но и за их пределами. Белоруссия снова становится всесоюзным сборочным цехом, только не СССР, а нового Союзного государства.
Братская Украина в такой союз покуда не торопится. Осторожничает. Пытается вместе с Россией найти свое место в Европейском Союзе. Что ж, это ее право. Но и здесь не все так безнадежно, как пытаются подчас представить некоторые политологи. Наши двусторонние экономические отношения с Украиной в последние два года переживают настоящий бум. На состоявшейся недавно встрече парламентской делегации Украины с российскими журналистами с удовлетворением было отмечено, что по товарообороту с Россией Украина в нынешнем году даже опережает Беларусь. Это хороший знак, несмотря на то, что в наших торгово-экономических отношениях еще остаются серьезные препятствия.
Но не только братья-славяне горят желанием активизировать экономические контакты с Россией. В уходящем году с Казахстаном, Азербайджаном и даже традиционно несговорчивой Туркменией удалось договориться о совместной разведке крупных месторождений нефти и последующей ее добыче. На днях в Новороссийске открыт трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума, который стал еще одним подтверждением активизации экономических связей в рамках СНГ. А посмотрите, как разительно изменила интенсификация контактов в экономической сфере внешнеполитический вектор "колеблющейся" Молдавии.
Но, как говорится, не нефтью единой. Другим мощнейшим позывом к объединению стала необходимость противостоять международному терроризму. Скажем, Таджикистан и Киргизия всегда занимали в этом плане четкую и недвусмысленную позицию. Там понимают, что в одиночку противостоять экспансии наркотиков и религиозных экстремистов с юга практически невозможно. На состоявшемся на днях заседании Совета министров обороны стран СНГ глава военного ведомства Киргизии генерал-полковник Эсен Топоев заявил, что сохранить мир и покой на южных границах удалось лишь благодаря мерам, предпринятым в рамках СНГ и ДКБ. По его словам, существенную стабилизирующую роль в тот период, когда обстановка в Центральноазиатском регионе характеризовалась резким осложнением, сыграли Коллективные силы быстрого развертывания, сформированные в рамках ДКБ.
Но понимание это, похоже, приходит и к Узбекистану, поспешившему в свое время вместе с Грузией и Азербайджаном выйти из Договора о коллективной безопасности. Не случайно многие свои действия в этом направлении Ташкент координирует с рабочими органами СНГ и ДКБ. Сам же Договор о коллективной безопасности без всякого преувеличения можно назвать тем единым военно-политическим организмом, к которому поначалу мыслилось прийти в рамках всего Содружества. Но двери его ни для кого не закрыты, и в этом плане возможны любые изменения.
Президент России Владимир Путин акценты расставил четко: к взаимовыгодному сотрудничеству мы всегда готовы, но тянуть кого-то за уши в СНГ не намерены. Вы не заметили, что после этого как по команде стихли "угрозы" выйти из Содружества, звучавшие в некоторых парламентах? Это тоже новые реалии, в которых СНГ предстоит развиваться в свое второе десятилетие. Так что слухи о его политической кончине сильно преувеличены.
Напротив, сегодня страны Содружества, преодолев "болезни роста", приходят к принципиально новому качеству отношений. Когда членство в этом межгосударственном объединении является не подтверждением политической лояльности кому-то и чему-то, а средством решения национальных и региональных проблем. Как справедливо заметил вице-премьер Виктор Христенко, курирующий в Правительстве РФ экономический блок отношений со странами СНГ, проблем у нашего Содружества, конечно, хватает, но это уже проблемы вполне зрелых государств, а не проблемы переходного периода. Вместе и будем их решать.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker