на главную страницу

1 Декабря 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Армия сильна боевым мастерством

В Вооруженных Силах начался новый учебный год



На вопросы "Красной звезды" отвечает главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Николай КОРМИЛЬЦЕВ.

- Николай Викторович, прежде чем говорить о предстоящей боевой учебе, несколько слов об итогах завершившегося года. Как сегодня оценивается состояние боевой подготовки войск?
- Главные усилия в подготовке Вооруженных Сил в 2001 году были сосредоточены на поддержании установленного уровня выучки личного состава, слаженности подразделений, воинских частей, соединений и органов управления. Наиболее успешно с задачами справлялись в соединениях и воинских частях СибВО и ДВО.
Вместе с тем итоговые проверки в войсках показали, что в целом улучшения качества боевой учебы не произошло. По-прежнему проявляется тенденция снижения уровня и количества основных мероприятий боевой подготовки (особенно тактических, летно-тактических, тактико-специальных учений). В результате обученность боевых специалистов по предметам тактической и общевойсковой подготовки остается слабой. Значительно снизился общий уровень физической подготовки.
Нам пока не удалось коренным образом переломить ситуацию к лучшему в вопросах организации боевой учебы. Дают знать о себе проблемы, которые копились долгие годы, войска по-прежнему испытывают острую нехватку материально-технических средств и в первую очередь горюче-смазочных материалов.
Снижение интенсивности мероприятий боевой подготовки привело к тому, что утратилась преемственность в обучении и воспитании личного состава. В последние годы не работает система накопления офицерского резерва к назначению на вышестоящие должности. Командирами рот, батарей, батальонов, дивизионов назначаются офицеры, не имеющие достаточного практического опыта и методических навыков в организации и проведении занятий, тренировок, стрельб, учений.
По-прежнему оставляет желать лучшего уровень подготовки тех, кто руководит проведением учений и тренировок. Многие командиры слабо обучены организации и всестороннему обеспечению боя, управлению огнем, осуществлению взаимодействия с подразделениями и частями артиллерии, авиации, с другими силовыми структурами.
Сложилась ситуация, когда многие командиры полков, бригад, дивизий наблюдали тактические учения только со стороны на сборах или при обучении в академиях.
К основным причинам слабой выучки офицерского состава я бы отнес формализм в системе командирской подготовки, недостаток практического опыта в обучении офицеров батальонного и ротного звена.
В серьезных изменениях нуждается система подготовки солдат и сержантов. Учебные части не всегда продуктивно используют свой потенциал. И причина чаще всего не столько в отсутствии финансовых и материально-технических средств, сколько в элементарном формализме и упрощенчестве при организации и проведении занятий и тренировок.
В целях устранения этих недостатков в воинских частях Сухопутных войск мы приступили к внедрению системы работы должностных лиц по организации плановой повседневной деятельности (типовой недели, типового месяца), в том числе боевой подготовки. Необходимо упорядочить работу офицеров всех уровней управления.
- Каковы основные задачи боевой подготовки войск в новом учебном году?
- В 2002 году нам предстоит решить целый ряд важных задач. Во-первых, нужно поднять на новую ступень уровень боевой выучки воинских частей, соединений. Обеспечить их готовность к выполнению задач в соответствии с предназначением. Во-вторых, повысить профессиональный уровень подготовки военнослужащих. Совершенствовать их знания по тактике и боевому применению войск (сил). Выработке навыков обслуживания вооружений и боевой техники. Личный состав всегда должен быть готов выполнить задачи в составе подразделений. Слаживание подразделений, воинских частей и соединений, организация взаимодействия с другими родами войск на поле боя - этому следует уделить особое внимание. В-третьих, надо совершенствовать формы и методы работы органов управления по руководству подчиненными воинскими частями (подразделениями) как в боевой обстановке, так и в повседневной деятельности. В-четвертых, командирам всех рангов надо обобщать и внедрять в практику боевой подготовки передовой опыт и опыт, накопленный в ходе боевых действий в период проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе.
Наконец, исследование новых способов и форм ведения боя (боевых действий), практическое внедрение в практику боевой подготовки новых боевых уставов, программ боевой подготовки, наставлений и руководств. И об этом нужно постоянно помнить.
Восстановление и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы, эффективное ее применение на занятиях и тренировках дадут возможность использовать малозатратные и ресурсосберегающие методики обучения личного состава.
- Товарищ генерал, а каковы, на ваш взгляд, приоритетные направления в предстоящем учебном году?
- Основной должна стать межвидовая (совместная) подготовка, которая позволяет существенно повысить эффективность боевого применения войск. С этой целью необходимо максимально использовать боевые (технические) возможности привлекаемых для выполнения задач сил и средств во взаимодействии с органами управления соединений (воинских частей) видов и родов войск, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.
Боевую подготовку, как я уже говорил, следует организовывать с учетом опыта ведения боевых действий на Северном Кавказе, добиться полного и четкого выполнения ее планов. Нам нужно преодолеть тенденцию к снижению качества боевой выучки, сделав упор на подготовку офицеров.
Особое внимание будет уделяться подготовке соединений и воинских частей постоянной готовности. Учебный процесс с ними следует строить таким образом, чтобы в полном объеме выполнялись требования руководящих документов. При их проверке должен быть один критерий - готовность к немедленному выполнению боевых задач без проведения дополнительного боевого слаживания.
Основой боевого слаживания в новом учебном году станут ротные тактические учения с боевой стрельбой. Одним из приоритетов боевой подготовки должно быть обучение подразделений действиям ночью. Отделения, экипажи, расчеты и взвода следует готовить к ведению боя в условиях противодействия мелких групп и снайперов противника.
Первую стрельбу из вкладного ствола и штатным артиллерийским выстрелом планируется проводить как показное занятие под руководством командиров частей, офицеров органов боевой подготовки соединений, объединений, округов.
В 2002 учебном году мы обязательно возродим практику вождения боевых машин на плаву и танков под водой, а также маршевую подготовку механиков-водителей БМП, танков (БТР). Главная задача при обучении вождению боевых машин - формирование навыков в преодолении препятствий на сокращенном маршруте движения, максимальное использование при этом малозатратных форм обучения и имеющихся учебно-тренировочных средств, индивидуальный подход в обучении каждого специалиста.
К проведению занятий с подразделениями следует активно привлекать офицеров управлений, штабов, начальников родов войск и служб полков (бригад) и батальонов. Первостепенное значение придавать подготовке батальонов как тактических подразделений, способных самостоятельно вести боевые действия в отрыве от главных сил.
С целью повышения уровня слаженности войск основной задачей одиночной подготовки военнослужащих мотострелковых, парашютно-десантных, десантно-штурмовых и разведывательных подразделений будет обучение тактически грамотным действиям в составе боевых групп.
- В какой степени в ходе боевой подготовки будет учитываться опыт, полученный войсками в период проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике?
- В прошедшем году принятые меры по повышению уровня индивидуальной подготовки личного состава, боевой слаженности частей и подразделений способствовали успешному выполнению боевых задач в Северо-Кавказском регионе.
В то же время в ходе боевой подготовки еще недостаточно учитывался опыт реальных боевых действий, который показывает, что в современных условиях актуальным становится ведение боя в составе боевых групп. Игнорирование такого опыта ведет к потерям в рядах личного состава от огня снайперов и автоматического оружия. В условиях минной войны, проводимой бандформированиями на Северном Кавказе, вскрылись недостатки в обучении военнослужащих и подразделений действиям на заминированной местности и эффективному противодействию тактике боевиков.
С целью внедрения боевого опыта в ПУрВО создан учебный центр по подготовке специалистов для воинских частей, выполняющих задачи на Северном Кавказе. Разработаны программы боевой подготовки, дополнения к программам боевой подготовки мотострелковых подразделений в составе батальонных тактических групп. Кроме того, скорректированы планы подготовки войск. Тактические учения, тактические (тактико-строевые, тактико-специальные) занятия будут планироваться и проводиться совместно с подразделениями, которые могут быть приданы батальону (роте) или поддерживать их в соответствии с боевым предназначением и решаемыми тактическими задачами. При этом вопросы взаимодействия будут отрабатываться в полном объеме.
- Какими знаниями и навыками в предстоящем учебном году в организации боевой подготовки должны обогатиться штабы различного уровня?
- Основные усилия в подготовке органов управления будут направлены на совершенствование их навыков руководства подчиненными воинскими частями и подразделениями с учетом особенностей военно-политической обстановки в регионе и возможных вариантов ее развития.
Сегодня необходимо учить органы управления соединений и воинских частей выполнению стоящих перед ними задач в любых условиях обстановки. В том числе сокращенным составом. Формировать твердые навыки в организации и осуществлении взаимодействия с органами управления соединений и воинских частей видов и родов войск, а также других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации и вооруженных сил стран СНГ в условиях применения ядерного, химического и биологического оружия, а также в сложной РХБ обстановке, вызванной разрушениями (авариями) на предприятиях химической промышленности и ядерной энергетики, техногенными катастрофами и террористическими актами, с учетом особенностей регионов, дислокации или боевого применения.
- Есть ли какие-то особенности в боевой подготовке частей и подразделений, которые выполняют в настоящее время или планируются для выполнения миротворческих задач?
- Опыт участия российских воинских контингентов в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) как на территории СНГ, так и на Балканах показывает, что миротворческая деятельность очень специфична. Она требует изучения ряда международных правовых нормативных актов, отработки приемов и способов выполнения специальных задач по поддержанию мира в районах конфликтов. Подготовка к ней должна проводиться заранее с использованием современных средств обучения и учебных пособий. В органах военного управления нужно создавать специальные подразделения, укомплектованные офицерами, имеющими опыт участия в операциях по поддержанию мира.
Действия частей и подразделений, входящих в состав КСПМ, определяются рядом документов, которые в ходе обычной боевой подготовки не применяются. А значит, войска этому не обучены. Накопленный опыт показывает, что к исполнению миротворческих функций необходимо целенаправленно готовить все категории военнослужащих, привлекаемые части и подразделения.
Будут также проводиться совместные учения миротворческих сил с участием воинских контингентов иностранных государств.
- Всем известно экономическое состояние страны. Как будут сказываться на боевой подготовке факторы жесткого лимита материальных и финансовых средств? Мы знаем о том, что в некоторые периоды времени из-за нехватки горючего в войсках учения с боевой стрельбой проводились крайне редко. Придется ли чем-то жертвовать для достижения результатов в подготовке войск в новом учебном году?
- В прошлом году значительное число тактических учений проводилось с ограничениями, в ходе которых недостаточно полно отрабатывались вопросы подготовки к боевым действиям, использования результатов огневого поражения, перехода от одного вида боевых действий к другому, применения специальных войск. Количество учений, проведенных с ограниченным привлечением боевой техники или в пешем порядке, превысило половину от их общего числа.
Учитывая сложности в материальном и финансовом обеспечении ресурсно-затратных мероприятий боевой подготовки, особенно крупномасштабных тактических учений (дивизионных, бригадных и полковых), в планах подготовки органов и войск военных округов вместо них предусматривается проведение командно-штабных учений с практическими действиями войск (сил) обозначения. Бригадные и полковые тактические учения планируются как показные в ходе оперативно-мобилизационных (командирских) сборов. Батальонные тактические учения с привлечением боевой техники и боевой стрельбой планируются в ходе сборов с командирами воинских частей и их заместителями.
Повсеместно будем внедрять принцип жесткой экономии финансовых и материально-технических средств и использования их в проведении наиболее важных мероприятий боевой подготовки. В условиях ограниченного финансирования любому занятию или тактическому учению с реальным применением техники и вооружения должны предшествовать занятия на тренажерах.
- Всякая подготовка, а тем более боевая, предполагает некие качественные параметры человеческого фактора. Как бы вы охарактеризовали эти параметры?
- Разрушительное воздействие антиармейских настроений в обществе привело к нарастанию негативного отношения призывников к службе в армии. Недооценка влияния человеческого фактора, разрушение структур воспитательного воздействия на военнослужащих в значительной степени определили нарастание отрицательных тенденций, в том числе и в ходе боевой подготовки. Нежелание молодых офицеров служить в армии ввиду их социальной незащищенности, безразличие некоторых начальников к обеспечению подчиненных всеми видами довольствия привели к тому, что утрачена преемственность в обучении и воспитании личного состава, отсутствует состязательность в боевой учебе. В то же время именно в процессе боевой подготовки войск формируются и проявляются лучшие нравственные качества человека в погонах.
Переломить ситуацию можно только с участием в этой работе всех структур нашего государства. Что касается армии, то в новом учебном году в воинских частях будут проведены соревнования на звание лучшего специалиста (экипажа БМП, танка) части, соединения, объединения, округа. Усилия командиров, воспитательных структур будут направлены на широкое внедрение различных форм состязательности при проведении занятий, передового (боевого) опыта и наиболее эффективных форм и методов обучения.
Хочу обратить внимание на еще один очень важный фактор, определяющий социальное здоровье армейского коллектива. Это - воинская дисциплина. Без поддержания ее на высоком уровне трудно рассчитывать на какие-либо положительные результаты. Командирам, начальникам, воспитательным структурам всех степеней необходимо организовать работу по поддержанию твердого воинского порядка, создавать условия для формирования в коллективах духа товарищества и взаимопомощи, всеми имеющимися средствами искоренять даже малейшие проявления неуставщины и казарменного хулиганства. Забота о подчиненном должна стать не в теории, а на деле неотъемлемой частью деятельности командиров.
- Как отразится воссоздание Главкомата Сухопутных войск на качестве боевой подготовки войск?
- Воссоздание Главного командования Сухопутных войск ускорило формирование новых взглядов на применение войск (сил), что в свою очередь потребовало пересмотра целого ряда руководящих документов, в том числе боевых уставов, наставлений и программ боевой подготовки.
С созданием Главкомата основные усилия направляются на организацию и проведение боевой подготовки подчиненных войск, развитие и совершенствование учебной и материально-технической базы обучения, полное и своевременное обеспечение мероприятий всеми необходимыми средствами, на всесторонний контроль проведения занятий, оказание помощи командующим и командирам в проведении этой работы.
В ряде округов мы обстоятельно изучили положение дел в боевой подготовке. В итоге был издан соответствующий приказ и разработан план подготовки Сухопутных войск в 2002 учебном году.
В новом учебном году предусматривается организовать действенный контроль и оказать помощь войскам военных округов в организации и проведении мероприятий боевой подготовки, усилить работу по обобщению и распространению передового опыта. Все это, по нашему мнению, должно сыграть положительную роль в улучшении качества боевой учебы.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker