на главную страницу

4 Декабря 2001 года

Армия и общество

Вторник

Неведомственный вопрос

Александр ДОЛИНИН,Геннадий МИРАНОВИЧ,"Красная звезда".



Идея этого совещания с главами администраций ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) созрела давно. А с началом формирования нового командования РВСН оно и вовсе стало необходимым. Анализ перспектив строительства рода войск показал, что до 2005 года количество ракетных дивизий сократится более чем в 2 раза. Но ракеты сократить можно, а что делать с военными городками ("стратегических" ЗАТО в стране пятнадцать), как распорядиться судьбами людей?.. Эти и многие другие проблемы, по мнению командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника Николая Соловцова, должны решаться только во взаимодействии с администрациями ЗАТО.
Что ж, на практике и нам не раз приходилось убеждаться: там, где есть взаимопонимание и взаимная поддержка между военными и гражданскими властями, и людям жить веселее, и боеготовность частей выше. В частности, немало добрых слов слышали мы от военных в адрес Ольги Агафоновой, Валентины Махринской, Светланы Шалабановой, Игоря Гречишникова, Ивана Катревича и других руководителей ЗАТО, работающих, что называется, рука об руку с командирами частей, начальниками гарнизонов. Да, собственно, и реальное состояние с финансированием военных городков, острота многих проблем - от бесквартирья до запредельных сроков эксплуатации инженерно-технических систем и оборудования - объективно вынуждают их совместно с командирами решать задачи по поддержанию инфраструктуры военных городков, жилищно-коммунальной сферы, обеспечению социальной защиты обитателей гарнизонов (кстати, в среднем 65 процентов которых погон не носят).
Но что будет с этими и менее благополучными ЗАТО после того, как вывезут из "медвежьих углов" ядерный боезапас, ракеты, технику, вооружение? Да, по поводу ракет и прочего смертоносного груза есть распоряжение Президента Российской Федерации. Есть соответствующие постановления Совета безопасности, Правительства РФ. Но вот государственной программы решения проблем самих городков и проживающих в них людей пока не видно.
Информация к размышлению
Поселок Первомайский Кировской области, он же Юрья-2. Квартирует здесь Мелитопольская Краснознаменная дивизия. Первые ракеты (Р-16, при испытании которой погибли первый главком РВСН М.И. Неделин и десятки людей) появились здесь в сентябре 1960 года. Уже 31 октября 1961 г. ракетчики заступили на боевое дежурство. Все задачи, выпавшие на их долю, они выполняли достойно. Именно эта дивизия первой в РВСН освоила в 1985 году мобильный ракетный комплекс "Тополь". За прошедшие 40 лет городок, появившийся среди топей и болот, разросся, похорошел. Гиблое место, которым "пугали" лейтенантов, стало привлекательным: люди уже просятся сюда. В результате средний возраст обитателей гарнизона сегодня - 28-29 лет, в нем проживают более 2 тысяч семей военнослужащих. Чтобы свести концы с концами в семейном бюджете, сотни женщин несут боевую службу вместе с мужьями. В то же время около 400 жен военнослужащих не имеют работы. Ракета здесь - кормилица, на нее работают все, даже население "гражданской" Юрьи. В округе предприятий промышленности нет.
Так вот. Что будет со стратегической Юрьей после прощания ее с "Тополем"? Куда деваться жителям этого лесного гарнизона, 70 процентов которых имеют, между прочим, высшее образование? Что вообще останется от великими трудами созданного городка? 150 километров бетонки в роскошной тайге?..
Командир дивизии, он же начальник гарнизона, генерал-майор Сергей Артемьев с горечью заметил:
- Труднее всего смотреть в глаза доверяющим тебе людям. Они же живут надеждой, а мне и сказать им нечего...
Конечно, положа руку на сердце, как говорится, можно предположить, что станется с городком и людьми. Работая в гарнизоне, мы видели железобетонные ошметки шахт и стартовых площадок, взорванных в 81-м по Договору о ракетах средней и меньшей дальности. Эти скорбные остатки былой ракетной мощи Отечества в комментариях не нуждаются. Просто сердце сжимается при виде торчащих из-под земли обломков плит, арматуры, обрывков кабеля, еще не до конца разворованных промышляющими здесь вопреки всем запретам "старожилами" без определенного места жительства.
А уж какую тоску наводили встречи с рядовыми, так сказать, обитателями (как правило, это были старики и не работающие или не занятые на службе жены офицеров и прапорщиков) лесных военных городков... Нет, они не жаловались ни на ветхость своих жилищ, построенных тогда же, когда и эти взлетевшие на воздух шахты, ни на то, что в их домах не всегда хватает тепла, ни даже на отсутствие работы. Но надо было видеть их глаза...
Командующий РВСН генерал-полковник Соловцов, принимая в новой должности ракетно-ядерное хозяйство страны, эти глаза, конечно, увидел. Да ему ли объяснять проблемы дальних ракетных гарнизонов, если большая часть его службы прошла именно там. Поэтому, пригласив в подмосковную Власиху глав ЗАТО, он говорил с ними на одном языке. Советуясь, делился как с равными партнерами своим мнением, мнениями членов военного совета РВСН по уже возникшим и ожидаемым острым проблемам. А их оказалось немало.
Несмотря на то, что сейчас идет реформирование войск, надо активизировать процесс передачи администрациям ЗАТО объектов жилищно-коммунальной сферы военных городков и соцкультбыта. Причем в первую очередь это касается дивизий, подлежащих сокращению. Во-первых, чтобы дать возможность командованию этих дивизий, освободившись от хозяйственных дел, сконцентрировать усилия на работах, связанных с ликвидацией вооружения и военной техники. Ведь предстоит большой объем, в том числе и особо опасных мероприятий, связанных с ядерным оружием, компонентами ядерного топлива, взрывными работами... Во-вторых, имея печальный опыт прошлых лет, когда в подобных ситуациях военные городки оказывались без хозяев, отдавались, по сути дела, на разграбление всякого рода предприимчивым людям, командование РВСН заинтересовано в том, чтобы после ликвидации ракетных дивизий на их базе размещались воинские формирования других видов Вооруженных Сил и родов войск. И уже сейчас Генеральным штабом приняты такие решения по ряду ЗАТО. Но, видимо, надо подумать и о том, что делать с остальными.
Объяснима и заинтересованность в сохранении за военными городками их "закрытого" статуса. По мнению командующего РВСН, это позволило бы более эффективно решать вопросы создания промышленного производства, трудоустройства, отселения семей, имеющих на это право. Надо учесть еще и то, что в гарнизоне на долгое время останутся проблемы, связанные с сохранением государственной тайны: ведь работы по перегрузке, хранению ракет требуют особого режима безопасного функционирования и охраны секретов. Что же касается носителей этих секретов, то они останутся в городке и после вывоза оружия.
Ну а что делать в случае упразднения ЗАТО? Тут уж, видимо, надо добиваться закрепления за бывшими военными городками статуса самостоятельного территориального образования областного (краевого) подчинения. Может быть, это позволило бы привлечь средства уже из области, края, а не района. Ведь с учетом солидного инженерно-технического потенциала, существующих зданий и сооружений для размещения производства, наличия жилищного фонда и инфраструктуры та же Юрья-2, скажем, могла бы рассчитывать на инвестиционные проекты областного масштаба.
Особо деликатный вопрос - порядок отселения из ЗАТО. Как известно, в соответствии с законом это право принадлежит администрации. Раньше отселение зачастую осуществлялось с одной-единственной задачей - освободить жилье для вновь прибывающих военнослужащих. А кого отселять в первую очередь сейчас: военного пенсионера, прослужившего в дивизии и проживающего с семьей в ЗАТО 10 и более лет, или гражданского специалиста из числа местных жителей? Вопрос, конечно, тоже не ведомственный. Тут все зависит от того, когда государство сможет предоставить офицерам и прапорщикам жилье в других местах. Не оставлять же их, выполнивших свой долг до конца, и впредь за колючей проволокой.
Но нельзя обидеть и гражданских специалистов, много лет отдавших делу укрепления обороноспособности Отечества и заслуживших право жить по-человечески.
В общем, всем вроде бы ясно, что военные городки нельзя бросать на произвол судьбы. Созданные потом и кровью за 40 лет существования РВСН инфраструктура, жилищный, казарменный и специальный фонды - это достояние государства, немалое его богатство. Оно должно быть востребовано. Россия не настолько богата, чтобы разбазаривать нажитое за многие годы. Но мы имеем грустный опыт гибели военных городков после реформирования Сухопутных войск, Войск ПВО, другие печальные примеры. Так зачем же повторять пройденное, наступая в очередной раз на одни и те же грабли? Все ведь можно сделать по уму. В той же Литве, например, где когда-то стояла дивизия РВСН с ракетами средней дальности, в добротных казармах разместили швейное производство. Клуб, баня, столовые, котельная пригодились пансионату. Наконец, в просторных сооружениях, где ранее размещались ракеты, "поселили" кур, стали выращивать шампиньоны...
Неужели не найдется и у нас рачительных хозяев? Вопрос, на наш взгляд, риторический.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker