|
Иван ИВАНЮК, "Красная звезда". |
Наша газета уже не раз выражала беспокойство судьбой военных городков, высвобождающихся при сокращении воинских частей. Эта проблема стала одной из главных в ходе военной реформы не только в экономическом, но и в социальном аспекте. По оценке специалистов Министерства обороны, именно в отдаленных военных городках живут около 50-60 процентов уволенных военнослужащих, нуждающихся в социальной поддержке. Для них неизмеримо более сложными оказываются и жилищная проблема, и профориентация, и поиск работы.
Из 11 тысяч военных городков, состоящих на балансе Министерства обороны на время начала работы по реализации недвижимого имущества, в настоящее время используются в интересах Вооруженных Сил 8,8 тысячи. Высвобожденные фонды реализованы в установленном порядке, перераспределены внутри видов Вооруженных Сил, переданы для дальнейшего использования другим силовым структурам и в муниципальную собственность, а также списаны, поскольку потеряли "товарный" вид. В то же время из находящихся в настоящее время на реализации в РФФИ 850 военных городков и отдельных объектов большая часть является неликвидной. Здесь играет роль не только ветхость фонда, но и то, что недвижимость находится, как говорят в народе, зачастую у черта на куличках. При этом Минобороны России вынуждено содержать и охранять эти городки вплоть до момента реализации, затрачивая на эти цели значительные средства - до 25-30 млн. рублей. Во многих военных городках при этом остаются проживать люди, которым трудно рассчитывать не то что на полноценную социальную адаптацию, но даже на решение элементарных бытовых проблем. Как идет передача военных городков в государственную и муниципальную собственность, наглядно видно из таблицы.
Как отмечается в рекомендациях, выработанных на Втором международном форуме-выставке, необходимость сохранения и обеспечения жизнедеятельности военных городков, высвобождаемых полностью или частично в процессе реформирования и сокращения Вооруженных Сил, требует разработки конструктивных мер как на федеральном, так и на региональном уровнях. По сути дела речь идет о выработке государственной политики по вопросу конверсии военных городков. Особо важное значение при этом приобретает задача развития малого предпринимательства в местах компактного проживания военнослужащих. Там сейчас наиболее остры проблемы обеспечения их всем необходимым, в том числе и работой.
Естественно, что эта работа должна быть увязана с решением жилищного вопроса в Вооруженных Силах, который является одним из ключевых в рамках проводимой военной реформы. Как известно, формирование служебного жилого фонда планируется осуществить прежде всего в закрытых военных городках. Его объемы должны быть приведены в соответствие со штатной численностью дислоцированных в том или ином гарнизоне воинских частей и соединений. Необходимое число помещений должно быть переведено в категорию служебных с одновременным отселением лиц, утративших связь с Министерством обороны. Понятно, что провести столь масштабную работу в сжатые сроки невозможно, и многими зданиями и сооружениями, по крайней мере на переходном этапе, можно было бы распорядиться по-хозяйски. Совместно с органами власти на местах можно создавать структуры поддержки малого бизнеса в интересах трудоустройства бывших военнослужащих (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы и
т. д.), которые могли бы решать задачи развития производственно-предпринимательской деятельности в военных городках, как "ушедших в запас", так и частично освобождающихся. Тогда в комплексе решались бы и вопросы сохранности и использования недвижимости, и проблемы трудоустройства, развивалась бы производственная и социальная сферы.
Программ, проектов и предложений по конверсии военных городков не так уж мало. Не мешало бы заинтересованным ведомствам совместно с Минэкономразвития и Минимущества Российской Федерации обобщить их и на основе лучших проектов провести эксперимент в одном из высвобождаемых военных городков, к примеру, в Московской области. Этот эксперимент мог бы послужить хорошей основой для создания целевой федеральной программы, которая в свою очередь могла бы стать важным элементом военной реформы.
|