на главную страницу

11 Декабря 2001 года

Пульс планеты

Вторник

Акцент - на двусторонние отношения

На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Борис ПАСТУХОВ

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



- Борис Николаевич, какие мысли навеял на вас десятилетний юбилей Содружества?
- Десятилетие СНГ как праздник и встреча глав государств Содружества отшумели. И в качестве отправной точки мы могли бы взять мысль, изложенную Президентом России Владимиром Путиным, который сказал, что встреча эта стала не юбилейным мероприятием, а, скорее, откровенным и критическим обзором пройденного пути. Обзором проблем, которые существовали и существуют внутри Содружества. Что это за проблемы?
Они разные. Даже в отношениях с братской Белоруссией (а наши интеграционные связи с этой страной наиболее продвинуты, все-таки мы создали Союзное Государство) проблемы присутствуют. Но каких-то кричащих, антагонистических противоречий нет. Проблемы присутствуют во взаимоотношениях со всеми. Однако не это определяет их характер. Возьму смелость заявить, и это подтверждается социологическими исследованиями, что подавляющее большинство населения на постсоветском пространстве выступает за то, чтобы бывшие советские республики не разбегались. Чтобы их связывало единое экономическое, культурное, образовательное пространство.
Люди хотят быть вместе. Другое дело, что рассуждения и мечты некоторых политиков о восстановлении СССР в том виде, в котором он существовал, я считал и считаю совершенно нереальными, беспочвенными и ненужными. Но интеграционная близость должна развиваться. Мы предлагаем не какую-то железную конструкцию, а выступаем за то, чтобы интеграционные процессы шли в разных форматах, с разными скоростями. Есть Евразийское экономическое сообщество - прекрасно. Есть Союз России и Белоруссии - хорошо. Юбилейный саммит показал, что при всех недостатках СНГ даже главы стран Содружества разбегаться не хотят.
Россия, на мой взгляд, поступает очень правильно. Мы делаем акцент на двусторонние отношения. Думаю, что не политические пристрастия, а прежде всего ощущение экономической целесообразности будет определяющим в нашем сотрудничестве.
- Юбилей - это еще и повод поговорить о десятилетнем периоде адаптации русских в ближнем зарубежье...
- Проблема соотечественников - одна из самых острых, чувствительных для России. Десять лет назад, когда прекратил существование Советский Союз, в одночасье превратились в иностранцев 25 миллионов бывших граждан СССР. За пределами этнической родины они оказались не по своему желанию. Эти люди остались под руинами Советского Союза волей политических обстоятельств. Они превратились в национальные меньшинства, как величают их в большинстве государств СНГ и Балтии. Но при этом забывается, что в некоторых странах Содружества они составляют до трети общей численности населения.
Анализируя эти десять лет, можно было бы сказать немало острого и критичного по поводу того, как в целом ряде государств СНГ правящие элиты в силу своего самого примитивного подхода среди способов и мер, которыми они утверждали свой суверенитет, избрали способ дистанцирования от всего советского - того, что нас объединяло. И без всяких церемоний принялись обрывать пуповину, которая связывала бывшие республики СССР с Россией. Началась кампания, связанная с ущемлением позиций русского языка. При этом никто не задумывался, какой вред они наносят тем самым своим же национальным интересам. И только по прошествии ряда лет постепенно стало приходить некоторое просветление по поводу того, что можно, конечно, сменить начертание алфавита или выбросить на свалку русские учебники в высших и средних учебных заведениях, но чем их заменить?
Чем заменишь русскую учебную, научно-техническую или художественную литературу, если на ней выросли целые поколения ученых, инженеров, других специалистов, составляющих элиту общества? Да и попробуйте, скажем, по-тюркски переписать сопромат для тех, кто читал его в вузах десятилетиями, готовя кадры для своей промышленности. Другое дело, что в ряде государств СНГ и промышленности-то почти не осталось. Ведь совершенно необязательно знать тот же сопромат тем, кто и в советские-то времена дипломы прикупал. Теперь же это, кстати, можно сделать, в том числе и в России, совершенно свободно, без всяких усилий в области сопротивления материалов. Почему-то я, как бывший инженер, зацепился за эту дисциплину...
В первые годы утверждения новыми государствами своего суверенитета со всех руководящих должностей вышибалось много представителей "нетитульной" нации. Что и обеспечило начало массового оттока русских, той первой волны людей, которые уезжали из Прибалтики, Средней Азии, Закавказья. Военные конфликты, нищета, остановка промышленности, разруха в сельском хозяйстве, а самое главное - национализм и бездушие на бытовом уровне заставили огромную массу людей расстаться с местами, ставшими для них малой родиной.
- На недавнем Конгрессе соотечественников Президент России Владимир Путин сказал, что на этнической родине их отнюдь не всегда встречали с распростертыми объятиями...
- Увы, это так. На днях в Госдуме прошло заседание Совета переселенческих объединений. Мы констатировали, что за эти годы 8 миллионов людей были сорваны с насиженных мест и приехали в Россию. Приехали, испытывая повторение беды, которая ударила по ним, когда рухнул СССР. Я никогда не забуду того, что мне пришлось увидеть несколько лет назад, в пору работы в МИДе по урегулированию конфликта в Абхазии.
...Гудаута. Военный аэродром. Мы собираемся лететь в Гальский район, где стоят миротворцы. И вдруг непонятно откуда высыпает множество людей. В основном пожилые русские женщины с узлами, сумками, свертками. Они несутся к вертолету и просят только об одном: подбросьте до Сухуми, до Гали, до Ингури - куда-нибудь! Оказывается, все они из Ткварчели. Это город, где когда-то добывали уголь молодые парни и девушки, приехавшие из России. Уголь там уже давно не добывают, люди эти состарились, никаких корней у них там нет, живут впроголодь. В общем, решили поехать в Россию. Но и здесь их никто не ждал, никому они оказались не нужны. Помыкались переселенцы и вынуждены были возвращаться в тот же Ткварчели. Денег нет - вот и штурмуют военный вертолет, чтобы хоть как-то добраться поближе к дому, а там уж - как выйдет. Или пешком, или на попутках. Снова в этот, недавно покинутый ими ад...
Кто-то из этих 8 миллионов переселенцев, безусловно, нашел себя в России. Но кто-то продолжает испытывать сумасшедшие трудности. В течение многих лет люди не могут получить российское гражданство и, как следствие - прописку, без которой не берут на работу. И все потому, что у них нет бумаги, справки о том, что они вынужденные переселенцы или какая-то другая категория лиц, пользующаяся определенными льготами.
Слава Богу, нынешнее российское руководство сделало первые и исключительно важные шаги для того, чтобы вывести проблему соотечественников из тени. Долгое время существовала на бумаге, но практически бездействовала комиссия по делам соотечественников. Последний год она ожила, теперь ее возглавляет вице-премьер Виктор Христенко. Если раньше даже те скромные ассигнования, которые закладывались в бюджете на помощь соотечественникам в размере 40-50 млн. рублей, не выбирались, то теперь эта сумма перешагнула уже за 100 миллионов. И мы пробили сейчас строчку в новом бюджете, которая тянет на 135 млн. рублей. Этого тоже мало, если разделить на 20-25 миллионов соотечественников, живущих только в ближнем зарубежье. Но это - уже что-то. И если по-хозяйски этим распорядиться, можно иметь неплохой результат.
Что касается Конгресса соотечественников, то на него приехали не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. В основном это благополучные, княжеского или дворянского происхождения соотечественники, которые с удивлением смотрели на то, что происходило в эти дни в Колонном зале Дома союзов.
Была сформулирована государственная политика по отношению к соотечественникам. Президент России произнес недлинную, но убедительную речь. Однако сегодня целый ряд обсуждавшихся вопросов, проблем, поднятых на конгрессе, остались в подвешенном состоянии. После упразднения Миннаца был дан месяц на то, чтобы МИД в части соотечественников, МВД в части миграционной политики и Минэкономразвития в вопросах экономической поддержки и работы с мигрантами в регионах взвалили на свои плечи всю эту проблематику. Но пока никаких подвижек (кроме, пожалуй, Министерства внутренних дел) в плане структурирования подразделений, которые должны этим заниматься, не произошло. Так и не внесены в правительство очень важные документы, среди которых - Программа поддержки соотечественников. Она должна быть рассмотрена правительством и превратиться в документ, который во многом бы определял внешнюю политику России. Естественно, под это должна быть подведена соответствующая материальная база.
Тем не менее мы живем надеждой, что защита прав и свобод русского и русскоязычного населения за рубежом будет одной из ключевых составляющих деятельности наших организаций, министерств и ведомств. Борьба за права соотечественников была и остается одной из приоритетных задач.
- Настроены ли наши соотечественники возвращаться на этническую родину?
- У подавляющего большинства ностальгия по России существует. Там, где экономическое положение хуже и уровень жизни ниже, настроение вернуться в Россию значительно сильнее, чем в других государствах. Например, из Прибалтики к нам никто особенно не рвется. Русская молодежь гораздо больше заинтересована в том, чтобы иметь равные права с латышами или литовцами. Чтобы задержаться, остаться и работать там. Может, кому-то покажется странным, но среди успешных бизнесменов в странах Балтии наши соотечественники представлены очень широко. И они бьются, повторю, совсем за другое - за равные права. Но здесь ситуация крайне неблагоприятная. Получение гражданства для людей, не желающих уезжать из прибалтийских республик, превратилось в огромную проблему. Министр иностранных дел Игорь Иванов недавно обнародовал следующие цифры. В Латвии так называемых "неграждан" остается более 550 тысяч, и подавляющее большинство из них - наши соотечественники. В Эстонии в 2000 году гражданство получили только 3,5 тысячи из тех 220 тысяч, которые стоят в очереди за ним.
Россия заинтересована в том, чтобы с учетом нашей демографической ситуации (а демографическая яма у нас будет усугубляться) соотечественники возвращались. Нам гораздо интереснее, чтобы Сибирь-матушку заселяли не корейцы, а русские люди из тех же государств Средней Азии. Вместе с тем Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы из стран СНГ и Балтии начался огромный отток русскоязычного населения. Мы считаем, что наша сильная диаспора в этих государствах - лицо Российской Федерации, проводники наших интересов.
- Борис Николаевич, не могу не задать вопрос "не по теме", учитывая, что в недалеком прошлом вы были послом в Афганистане. Что вы думаете о скоротечном развитии событий в этой стране?
- Я не раз говорил и могу повторить: Северный альянс, несмотря на военную победу, одержанную с помощью участников антитеррористической операции, осуществлять эффективное политическое, экономическое, военное и прочее руководство на всей территории Афганистана не в состоянии. Считаю принципиально важными усилия ООН, в которых принимают участие и представители России, по поиску широкой формулы власти. Весь исторический опыт Афганистана показывает: сами афганцы договориться не могут. Люди, которые вчера кровопролитно бились друг с другом, ни о чем не договорятся. Формула, которую предложила ООН не без участия российской дипломатии, на мой взгляд, правильна.
Сейчас очень важно не дать расколоть Афганистан на несколько частей по принципу политических пристрастий и интересов окружающих государств, не допустить междоусобицы внутри антиталибского фронта, между самими пуштунами. В общем, попробовать наладить хоть какое-то сосуществование до созыва Лойи джирги.
Что касается направления в Афганистан международных сил по поддержанию мира и стабильности, речь реально может идти о вводе миротворческого контингента только на территорию Кабула. Как места, где будет происходить межафганский диалог, где должны быть созданы условия для работы временного правительства. Кто должен войти в этот контингент? Переговоры об этом еще впереди. Но я считаю, что мусульманские государства должны быть представлены там широко. Это должны быть действительно "зеленые каски", действующие по мандату ООН.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker