на главную страницу

14 Декабря 2001 года

Тема номера

Пятница

Время выбрало нас

На вопросы "Красной звезды" отвечает
полномочный представитель Президента РФ
в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, "Красная звезда".



Визитная карточка: Полтавченко Георгий Сергеевич. Родился 23 февраля 1953 года в г. Баку. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. В 1979 году был призван на службу в органы КГБ СССР. В 1992-1999 гг. - начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции по г. Санкт-Петербургу. С июля 1999 года - полномочный представитель Президента РФ в Ленинградской области. В мае 2000 года Указом Президента РФ назначен полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе. Генерал-лейтенант.

- Георгий Сергеевич, Центральный федеральный округ - мощнейший в экономическом плане. Здесь сконцентрировано огромное количество промышленных предприятий, до 80 процентов объектов атомной энергетики. Но при этом регион нельзя назвать экономически благополучным - из 18 субъектов округа только восемь являются недотационными. Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию в округе?
- Я готов согласиться с тем, что еще рано говорить о каких-то больших достижениях, но уже можно констатировать: есть пусть небольшой, но рост уровня промышленного производства, экономики округа в целом. Этот рост отмечался по итогам прошлого года, а в нынешнем году, по данным объективной статистики, объем ВВП составил 7 процентов. Немного, но в сравнении с общероссийскими 5 процентами это говорит о том, что округ набирает обороты. При этом, конечно, надо учитывать, что прирост дают не все области, а только ряд субъектов, входящих в федеральный округ. Уровень регионов-доноров для остальных пока недостижим, хотя заметно прибавила Орловская область, которая сегодня вполне может себя прокормить. Подтягивается Калужская... Говоря откровенно, лучше по сравнению с прошлыми годами идут дела во всех без исключения субъектах. Но эти ростки еще настолько невелики, что, скажу честно, иной раз боишься спугнуть удачу. Но тенденции наметились, и это уже вселяет оптимизм.
О том, что ситуация в экономике и социальной сфере выправляется, говорит и такой факт: при существующих масштабах безработицы в отдельных городах и районах ряда регионов налицо нехватка рабочих рук. То есть если еще совсем недавно человек соглашался на любую работу исходя из принципа "лишь бы работать", то сегодня он имеет возможность выбирать. И многие вакансии профессий из числа непрестижных так и не заполняются, даже несмотря на размер оплаты. Для меня лично это тоже показатель эффективности экономики.
Наверное, впервые за последние десять лет у нас так удачно завершился годовой цикл производства сельхозпродукции. Кроме погоды, успеху способствовали тщательная подготовка к весенне-летним полевым работам, своевременная заготовка горюче-смазочных материалов, семян, минеральных удобрений, наконец, желание и способность собрать и сохранить урожай. Последнее особенно важно, если учитывать общую нехватку уборочной техники, - в целом по России дефицит комбайнов составляет около 100 тысяч единиц (!).
Эту проблему мы также пытаемся решить. Не хочу, что называется, сглазить, но уже существует даже не принципиальная, а практическая договоренность с Минсельхозом о создании на территории одной из наших областей производства комбайнов западной марки "Бизон", которые хорошо зарекомендовали себя в российских условиях. Поначалу это будет "отверточное" производство, а в перспективе - полносборочное. Запуск этого проекта позволит привлечь к работе смежные предприятия, создать новые рабочие места, а главное - обеспечить качественной и относительно дешевой уборочной техникой хозяйства Центрального округа.
Говоря о сельском хозяйстве, нельзя не сказать еще вот о чем. В ряде регионов пошли по жесткому, но, на мой взгляд, правильному пути, прогарантировав сельхозпроизводителям ставки по кредитам. Полученные деньги хозяйствам в отличие от прошлых лет возвращать, конечно, придется, но то, что агроцикл получил реальное авансирование, тоже говорит о создании позитивных условий для функционирования этой важной отрасли.
И еще один момент, требующий внимания, - создание крупных агрофирм. Ряд промышленных гигантов начал вкладывать деньги в сельское хозяйство. Самый, пожалуй, показательный пример в этом смысле - Стойленский горно-обогатительный комбинат, который пошел по пути создания ассоциации "Агропромкорпорация "Стойленская нива", объединившей в себе не только хозяйства Белгородчины, но и земли Тамбовской области. Некоторых пугает эта тихая "экспансия", но и результаты налицо: в интегрированных структурах вовремя выплачивается заработная плата, обновляются основные фонды, приобретаются новая техника и инвентарь. Думаю, что в недалекой перспективе мы придем к созданию неких агропарков, где весь процесс от производства до переработки и реализации готовой продукции будет сосредоточен в одних руках. И никаких посредников, что позволит добиться наилучшего соотношения баланса "цена - качество".
Я не случайно так подробно остановился на проблемах АПК. Именно он играл и играет ключевую роль в обеспечении экономической независимости страны и является одним из основополагающих факторов таких понятий, как продовольственная безопасность и национальная безопасность в целом.
- Нет ли угрозы дальнейшей бюрократизации вертикали власти, в связи с тем что аппарат полномочного представителя "утяжеляется" представителями Генпрокуратуры, других ведомств?
- Не думаю. И вот почему. Глубинная цель процесса состоит ведь не в том, чтобы оторвать "федералов" от региональных руководителей, у которых, не будем скрывать, были попытки создать государство в государстве и подчинить себе все и вся под лозунгом чуть ли не персональной ответственности за дела в регионе. Главная задача, напротив, заключается в максимальном приближении федеральной власти на места. То есть сегодня на территориях появились представители Центра, наделенные достаточными полномочиями для решения большинства проблем, стоящих перед республиками, краями, областями в той или иной сфере. Президенту или губернатору отныне не надо чуть ли не каждый приезд в столицу посвящать хождению по министерствам и ведомствам ради решения вопросов, находящихся в федеральном ведении. Пока это еще не все поняли, но в действительности Центр от этого стал ближе к регионам, нежели ранее.
- Одной из главных задач полномочных представителей Президента РФ было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. С этой задачей институт полпредов в целом справился. Теперь на первый план выходят ваше участие в проведении судебной реформы и задача активного участия в становлении и строительстве гражданского общества в стране. В чем тут роль полпредов?
- Судебная реформа для нашей страны - кардинальная реформа, призванная в корне изменить отношения между гражданином и одной из ветвей власти. Не открою секрета, если скажу, что раньше все решения, регламентирующие деятельность судебной системы, принимались ради работы этой машины как таковой. Интересы личности в расчет зачастую не принимались. Принятые же Госдумой законы из предложенного Президентом России пакета заставляют судейский механизм работать не на себя, а на человека, на защиту его прав и свобод. И это, по-моему, здорово. Задачу же полномочных представителей президента в федеральных округах я вижу прежде всего в разъяснении как буквы, так и духа реформы, с тем чтобы она была понятна каждому. Еще одним направлением работы станет помощь правоохранительным структурам, судам в реализации всех этапов намеченных преобразований.
Если говорить о второй задаче, то мы, как верно сказал Президент России Владимир Владимирович Путин, не можем "строить" гражданское общество, но обязаны оказывать всемерное содействие в его становлении, коль скоро мы создаем демократическое государство.
Ведь что мы наблюдаем? На виду у всех только один из очень важных институтов гражданского общества - политические партии. И вот на протяжении 10 последних лет мы видим одни и те же лица, которые из-за своего стремления примерить "шапку Мономаха" уже многим порядком надоели. За десятилетие новейшей российской истории новых людей мы практически не узнали, если не считать тех, которых вывело на сцену движение "Единство". Но ведь кроме политических движений существует еще огромное количество различного рода общественных организаций - молодежных, женских, ветеранских... Как было официально заявлено в ходе работы прошедшего в Москве Гражданского форума, таких в России сегодня более 300 тысяч. Я знаю, что только в Центральном федеральном округе зарегистрировано около 100 тысяч различных общественных структур и отделений, объединяющих десятки, сотни тысяч людей, которые, быть может, не позиционируют себя ни к одной из действующих сегодня в стране партий. Между тем они тоже имеют право быть услышанными властью, и наша роль - активное сотрудничество со всеми этими организациями, для того чтобы помогать им в становлении как структурам гражданского общества в рамках действующего законодательства. Пришло время вести диалог со всеми, кому не безразлична судьба России, кто хочет сделать лучшим ее завтрашний день. В связи с этим мы пошли на создание общественных приемных, активистами которых чаще всего становятся как раз представители общественных организаций, которые на добровольных началах занимаются помощью людям. Скажу прямо: действенность такой формы общения очевидна - до 70 процентов проблем, с которыми сталкиваются граждане, решаются прямо на месте. Как итог в обществе растет доверие к власти, а власть становится ближе к народу. Но, подчеркну, форсировать этот диалог, а тем более принуждать кого-то к сотрудничеству государство не будет. Но продвигать процесс, расширять его - веление времени. Потому что надо двигаться вперед. Пусть не вместе, не "слившись в едином порыве", а только параллельными курсами, но все же вперед. Вперед, коль уж время выбрало нас.
- Наверное, не ошибусь, если скажу, что за полтора года уже не одно заседание Совета Центрального федерального округа было посвящено вопросам оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Чем вызвано такое пристальное внимание к отрасли?
- Оценивая состояние "оборонки" в округе, следует отметить, что здесь сосредоточен основной отраслевой промышленный потенциал России - около 40 процентов. Однако здесь накопилось немало проблем. В силу обвального сокращения в начале 90-х годов объемов государственного оборонного заказа значительно уменьшились объемы производства. Сокращение оборонного заказа в условиях отсутствия рыночных механизмов, неэффективность государственного управления, свертывание с 1996 года работ по конверсии и диверсификации неизбежно привели к критическому состоянию ОПК. Причины, сдерживавшие развитие "оборонки", известны. В первую очередь - структурная избыточность комплекса как по количеству организаций, так и по использованию их производственного потенциала. Ощутимым тормозом являлось и неудовлетворительное финансово-экономическое состояние большинства организаций и предприятий. Сказывалось также отсутствие инвестиционных ресурсов на поддержание прежде всего научно-промышленной базы. Серьезную озабоченность вызывали неполная занятость персонала и низкий уровень заработной платы работников отечественной "оборонки". В свою очередь это приводило к снижению уровня квалификации и старению кадров. Наконец, все это происходило на фоне ускорения морального и физического износа основных производственных фондов.
Все эти причины заставили руководство страны приступить к разработке, принятию и реализации государственной политики развития оборонно-промышленной отрасли на длительную перспективу, которая в итоге нашла свое отражение в программе, принятой на совместном заседании президиума Госсовета и Совета безопасности. Как известно, на нем были определены "Основы политики России в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и принята правительственная Федеральная целевая программа реформирования и развития ОПК на 2002-2006 гг. Думаю, были приняты правильные решения, касающиеся реформирования отечественной оборонной промышленности. Я имею в виду формирование на базе предприятий ОПК примерно 50 крупных холдингов, которые затем будут интегрированы в еще более крупные гражданско-военные объединения.
Я выступал на том заседании и поддержал губернаторов, которых волновали два вопроса: сохранится ли в регионах налоговая база при создании крупных интегрированных структур, производящих как военную, так и гражданскую продукцию, и какова будет степень участия регионов в управлении оборонными предприятиями.
- Не так давно СМИ сообщали об инициативе проведения Всероссийской ярмарки социальных проектов, с которой выступили вы и ваши коллеги Сергей Кириенко и Петр Латышев. О каких проектах речь, или, вернее, какие социальные проекты нужны сегодня?
- Мы говорили о проблемах ОПК и уже касались вопроса о нехватке в отрасли квалифицированных кадров. Но это болезнь не только "оборонки". К сожалению, существовавшая ранее система профобразования - плохая она была или хорошая - сегодня не работает. То, что сохранилось в ряде субъектов, погоды не делает - пополнения производственников, увы, нет. Поэтому создание единой структуры подготовки рабочей смены высокотехнологичных производств в масштабе если не округа, то хотя бы двух-трех областей с участием государства, было бы, наверное, правильным шагом.
Так же остро стоят перед округом демографические и экологические проблемы, вопросы жилищного строительства, борьбы с безработицей, беспризорностью, преступностью...
- Однажды вы сказали: "Бороться будем с одним врагом - преступностью. Других врагов у нас нет". Есть успехи в этой борьбе?
- К сожалению, здесь похвастать особо нечем, хотя есть определенные положительные сдвиги. О ситуации тяжело судить исходя из голой статистики. Даже с учетом того, что налицо снижение уровня преступности по сравнению с прошлым годом. Ведь доля тяжких преступлений за этот же период возросла. С одной стороны, это плохо, но на эти цифры всегда надо смотреть с двух точек зрения. Да, рост идет, это говорит о том, что ситуация напряженная. Но рост в отчетах объясняется и тем, что выявляется больше преступлений. Значит, неплохо работают правоохранительные структуры, хотя в их работе очень много проблем, в том числе связанных с организацией взаимодействия. Большие надежды мы возлагаем на формирующееся в настоящее время окружное управление внутренних дел, которое сможет придать новый импульс борьбе с преступностью во всех сферах после свежего взгляда на ситуацию. Многое зависит и будет зависеть от глав администраций субъектов Федерации, входящих в округ, так как один из фронтов войны с криминалом приходится на милицию общественной безопасности, финансирование которой идет за счет средств местных бюджетов. И должен отметить, что там, где региональные руководители подходят ответственно и к подбору кадров, и к финансовому обеспечения деятельности правоохранительных органов, там и криминогенная ситуация не столь тревожна.
Меня часто спрашивают: можно ли победить организованную преступность? Конечно, можно. Но ставку в этом противостоянии надо делать не на физическую борьбу, а на создание условий - законодательных, экономических, финансовых, социальных, организационных при которых оргпреступность просто не сможет существовать. Что значит принятие программы либерализации налогового законодательства? Это не только стимул для выхода из тени малого и среднего бизнеса, но и ощутимый удар по криминальным "крышам". Любой предприниматель, уплатив соответствующие налоги, действительно сможет спать спокойно - к нему уже не придут ни налоговый инспектор, ни "братки", жировавшие на "сером" бизнесе.
С другой стороны, надо понимать, что враз ситуацию не переломить. Для того чтобы обуздать и минимизировать оргпреступность, нам понадобятся годы. Вот только останавливаться на этом пути никак нельзя.
- Георгий Сергеевич, на территории Центрального федерального округа дислоцировано большое количество воинских соединений и частей. Насколько тесно вы взаимодействуете с их командованием, как помогаете решать проблемы военнослужащих?
- Знаете, за что я люблю военных? Они, как правило, с проблемами не приходят. Разве что когда совсем уж прижмет и своими силами они с ними справиться не могут. Это, конечно, не значит, что армейские дела выпадают из нашего поля зрения. Просто если уж военные ставят вопросы, то вопросы глобального характера, которые мне иной раз приходится доносить до сведения высшего руководства страны. Как они реализуются, видно из тех решений, которые приняты в последнее время Президентом и Правительством России, Советом безопасности.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker