на главную страницу

15 Декабря 2001 года

Армия и общество

Суббота

Плохая весть для мирового сообщества

Вадим МАРКУШИН.



Решение США об одностороннем выходе из Договора по ПРО стало главной новостью последних дней, причем из ряда плохих новостей. Возникает даже впечатление, что и для тех, кто пошел на поводу у военно-промышленных кругов, экономически заинтересованных в развертывании новых систем ПРО, эта весьма и весьма канительная затея особого удовлетворения не вызывает. Уж слишком много приходится усердствовать, разъясняя "непонятливому" международному сообществу, что абсолютно никому из порядочных, цивилизованных, лояльных к Америке стран будущая система национальной ПРО угрожать не будет. Стоит ли овчинка-то выделки? - наверняка спрашивают сами себя разного рода официальные представители, коим в обязанность вменено при хорошей мине на лице отвечать на каверзные вопросы находчивых журналистов. Журналисты к тому же полагаются не только на собственные представления или интуицию, но и на выводы авторитетных экспертов, в том числе американских.
Последние же не замедлили выступить с комментариями по поводу состоявшегося президентского решения. В первую очередь они сочли нужным отметить, что сделанный Белым домом шаг рискует негативным образом повлиять на отношения США не только с такими странами, как Россия и Китай, но и с традиционными союзниками Америки, которые проявляют скрытое неудовольствие тем, как Вашингтон относится к международным соглашениям. "Это плохая весть для всех нас, для всего мирового сообщества, поскольку выход США из Договора по ПРО не способствует укреплению международной стабильности и системы нераспространения", - заявил на пресс-конференции в Вашингтоне Джо Сиринсионе, представитель одного из ведущих исследовательских центров - Фонда Карнеги. Хотя, добавил он, не следует ожидать мгновенной цепной реакции, под которой подразумевается выход ряда стран из международных соглашений, - негативные последствия могут проявиться впоследствии.
Кроме того, подчеркивают критики решения Джорджа Буша, администрация США до сего времени не представила убедительных доказательств того, что ее система ПРО технически осуществима. Многие среди американских ученых считают, что до истечения своих полномочий администрация Буша не сможет развернуть средства ПРО, эффективность которых была бы доказана.
Реакция лидеров ведущих мировых держав на заявление президента США была значительно сдержаннее, чем комментарии экспертов, не отягощенных ответственностью государственной власти. Это и понятно: буквально каждое слово лидера страны весит и значит больше, чем ученые трактаты целых институтов. Ибо оно может в одночасье сгустить или, наоборот, разрядить политическую атмосферу в двусторонних отношениях, вокруг какой-нибудь важной международной проблемы, в регионе и т.д. Из содержания заявления Владимира Путина все это проступает достаточно зримо. Хотя об ошибочности решения администрации США в нем сказано со всей внятностью. В заявлении сказано о недопустимости "правового вакуума" и необходимости выработки новых договоренностей в сфере контроля над вооружениями. Своей тщательно взвешенной позицией Москва дает понять, что она никак не заинтересована в замедлении того прогресса в российско-американских отношениях, который стал плодом совместных усилий последних месяцев.
Сдержанный тон характерен и для телефонных разговоров по этой теме главы Российского государства с рядом руководителей крупнейших мировых держав. Они состоялись без промедления, чем была подчеркнута исключительная серьезность проблемы стратегической стабильности в мире. Обмен мнениями между лидерами России и Китая, России и Индии показал совпадение оценок по вопросам поддержания стратегического баланса, создания многосторонней системы международной безопасности.
Взвешенность суждений, отсутствие каких-либо резких выпадов, демонстрация конструктивного настроя - все это, кстати, сразу было замечено в Вашингтоне. Государственный секретарь США Колин Пауэлл, только что побывавший в Москве, заявил на брифинге перед журналистами, что он находит "очень обнадеживающим" тот факт, что Россия не расценивает выход США из Договора по ПРО как угрозу своей национальной безопасности. "Мы приветствуем заявление Президента России Владимира Путина", - сказал он. Пауэлл также напомнил журналистам о готовности России сократить свои стратегические наступательные вооружения до уровня 1.500-2.200 единиц. Отметив, что Вашингтон выражал готовность снизить ядерный потенциал до уровня 1.700-2.200 боеголовок, госсекретарь сказал: "Мы находимся в одинаковых рамках... и будем решительно двигаться в решении этого вопроса".
По данному же поводу выступил и министр обороны США Дональд Рамсфелд. По его словам, США и Россия продолжат диалог насчет выработки новых стратегических рамок, которые должны прийти взамен Договора по ПРО. Развивая мысль, Рамсфелд сообщил, что на следующей неделе он встретится с министром обороны России Сергеем Ивановым. "Мы продолжим наши обсуждения... чтобы найти /новые стратегические/ рамки, которые могли бы прийти на смену Договору по ПРО", - сказал он.

Заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина

Администрация Соединенных Штатов Америки объявила сегодня о выходе через шесть месяцев из Договора по противоракетной обороне 1972 года.
Договор действительно дает каждой из сторон право выйти из него при наличии исключительных обстоятельств. Руководство США говорило об этом неоднократно, и такой шаг не явился для нас неожиданностью. Однако мы считаем данное решение ошибочным.
Как известно, Россия, так же как и США, в отличие от других ядерных держав давно располагает эффективной системой преодоления противоракетной обороны. Поэтому я с полной уверенностью могу заявить, что принятое президентом США решение не создает угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем наша страна не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот договор сохранить. Продолжаю считать и сегодня, что такая позиция является верной и обоснованной. При этом Россия прежде всего руководствовалась заботой о сохранении и укреплении международных правовых основ в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.
Договор по противоракетной обороне как раз и является одной из несущих конструкций правовой системы в этой области. Эта система создавалась совместными усилиями на протяжении последних десятилетий.
По нашему убеждению, развитие ситуации в современном мире настоятельно диктует определенную логику действий.
Сегодня, когда мир столкнулся с новыми угрозами, нельзя допустить правового вакуума в сфере стратегической стабильности, нельзя подрывать режимы нераспространения оружия массового уничтожения.
Считаю, что нынешний уровень двусторонних отношений между Российской Федерацией и США должен быть не только сохранен, но и использован для скорейшей выработки новых рамок стратегических взаимоотношений.
Наряду с проблемой противоракетной обороны особое значение в этих условиях приобретает и правовое оформление достигнутых договоренностей о дальнейших радикальных, необратимых и проверяемых сокращениях стратегических наступательных вооружений, по нашему мнению, до уровня 1.500 - 2.200 ядерных боезарядов у каждой стороны.
В заключение хочу отметить, что Россия и дальше будет твердо следовать в мировых делах своему принципиальному курсу, направленному на укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker