на главную страницу

15 Декабря 2001 года

Пульс планеты

Суббота

Южная Осетия: на перепутье

Новый лидер РЮО в интервью "Красной звезде" рассказывает о своих планах развития республики

Александр ТИХОНОВ,"Красная звезда".Цхинвали.



Накануне второго тура президентских выборов в Республике Южная Осетия один из двух оставшихся кандидатов - Эдуард Кокойты в ответ на мою просьбу пообещал, что первым из российских СМИ, которому он даст интервью в случае победы, станет "Красная звезда". Свое слово новый президент РЮО сдержал, и на следующий после второго тура выборов день, когда появились предварительные результаты, состоялась наша с ним встреча.

- Эдуард Джабеевич, какова ваша оценка социально-экономической ситуации в Южной Осетии?
- Прежде всего я хочу поблагодарить вашу газету за интерес к тому, что происходит в нашей республике. "Красную звезду" я читал, еще будучи солдатом Советской Армии. К сожалению, сейчас жители Южной Осетии вашу газету не получают, но во время событий 1989-1992 годов "Красная звезда" была у нас очень популярна, поскольку объективно освещала обстановку в регионе.
Что касается оценки ситуации, должен сказать, что Южная Осетия сегодня находится в глубоком экономическом кризисе. Последнее время экономика была ориентирована не на народ, а лишь на некоторые структуры, в том числе криминальные. Эту систему мы хотим и будем ломать, что, конечно же, связано с большими трудностями, потому что никто не намерен так просто уступать своих позиций. Но за нами - поддержка народа, который на выборах показал, что устал от того режима, который насаждался в республике и полностью изжил себя. Этот режим характеризовался, в частности, тем, что определенные государственные структуры попали в исключительную зависимость от криминала.
Я хочу покончить с этой зависимостью и создать такие условия, чтобы криминал перестал здесь чувствовать себя вольготно. Надо прекратить контрабанду, которая происходит на Транскавказской магистрали. Борьба предстоит очень напряженная, и у меня даже есть информация о готовящемся на меня покушении, о том, что бывшие, так сказать, "контролеры" магистрали не допустят людей со стороны и т. д. До сих пор мимо казны уплывало около 80 процентов доходов от транзита.
У нас есть список подготовленных экономических программ и договоренность со многими деловыми людьми, особенно в России, чтобы осуществить эти программы и вывести нашу экономику из того незавидного положения, в котором она находится. Хотя, разумеется, на реализацию этих проектов потребуется время.
- А что можно и нужно сделать в ближайшее время в экономической сфере, чтобы как-то улучшить жизнь людей?
- Надо перевести производство на наши собственные ресурсы, которых у нас достаточно.
- Ресурсы-то есть, но ведь производимую в Южной Осетии продукцию прежде потребляли в различных регионах СССР. Кому она сейчас может понадобиться?
- Вы правы, в советский период в Южной Осетии были построены крупные предприятия союзного значения. (Например, завод "Электровибромашина"). Которые выпускали специфическую продукцию для нужд предприятий в своей или смежных отраслях. С развалом СССР, разрывом экономических связей эти предприятия оказались в сложном положении. В самое ближайшее время я проведу инспекционные поездки, чтобы проверить, в каком состоянии находится каждый завод. Будут приглашены специалисты и создана специальная комиссия для всесторонней оценки наших предприятий и составления плана вывода их из кризиса.
- Насколько мне известно, все эти предприятия сейчас являются государственными. Не планируется ли каким-то образом изменить их форму собственности?
- Это будет зависеть от результатов встреч с теми людьми из Российской Федерации, которые заинтересованы в экономическом сотрудничестве с нами. Во всяком случае мы сделаем все необходимое и возможное, чтобы инвесторы чувствовали себя здесь нормально и имели все гарантии защиты своих вложений.
- Стабильность в Южной Осетии во многом зависит от того, как идет процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта. Какими вам представляются перспективы его урегулирования?
- Осетино-грузинские отношения должны быть добрососедскими, дружескими. Дальнейшее их развитие во многом зависит от того, как будет ориентирована Грузия и какие отношения у нее будут с Россией. Если грузинское руководство повернется лицом к России, если Грузия перестанет от России "убегать", то это создаст нормальные условия для того, чтобы Осетия и Грузия начали диалог. Но первое наше условие, о котором мы заявляли раньше и от которого я не отказываюсь, - это признание грузинской стороной факта геноцида осетинского народа. Между нашим и грузинским народами очень хорошие, веками сохранявшиеся дружеские отношения. Но президент Грузии должен извиниться за содеянное.
- И в Южной Осетии его простят?
- На Кавказе мирятся даже кровные враги, когда провинившаяся сторона приходит и просит прощения...
- Даже если руководство Грузии признает свою вину за пролитую в 1989-1992 годах кровь, дальнейшие пути урегулирования конфликта определяются тем, видит ли Южная Осетия себя в составе Грузии...
- Это зависит от того, какую политику будет проводить Грузия, как она станет договариваться с Россией. И еще. Если грузинская сторона хочет с нами разговаривать, я бы порекомендовал ей называть Южную Осетию Южной Осетией, а не Цхинвальским регионом или Шида-Картли. Для кого-то это, может, и несущественно, а для нас принципиально.
- Эдуард Джабеевич, какова роль Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта сегодня и в ближайшем будущем? Может, в них уже нет необходимости?
- Безусловно, они нужны. Мне представляется, что Россия, которая за последнее время очень сильно укрепила свой авторитет на Кавказе, не должна терять здесь свое влияние. А в данном случае нахождение миротворческих сил в Южной Осетии имеет положительные последствия. Ибо благодаря миротворцам воцарился мир. Если бы миротворческих сил не было, совершались бы какие-то провокации, что при определенных обстоятельствах могло бы привести к возобновлению полномасштабного вооруженного конфликта. Но благодаря действиям миротворцев между осетинским и грузинским народами сейчас добрососедские отношения, налаживаются экономические связи, есть определенные успехи народной дипломатии.
- Вы сказали, что хотите исключить зависимость властных структур от криминалитета. Означает ли это, что произойдет замена всех руководителей высшего звена на новых людей из вашей команды?
- Разумеется, власть должна обновляться. У нас есть очень хорошие специалисты, но, к сожалению, пока они не на ведущих должностях. Я пришел со своей командой, но и люди, которые работали раньше честно и добросовестно, останутся на своих постах либо будут назначены с повышением.
Кстати, многие мне приписывают отсутствие политического опыта, что, конечно же, неправда. Но советоваться со старшими, на мой взгляд, очень хорошая и не зря существующая на Кавказе традиция. И для этого я хочу создать специальный орган наподобие совета старейшин, чтобы иметь возможность советоваться с уважаемыми в народе, умудренными житейским опытом людьми. Старейшины - они в любом случае скажут правду, а если надо, и поправят президента.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker