на главную страницу

15 Декабря 2001 года

Линия жизни

Суббота

Как платить профессионалу



При переходе на контрактную армию, кроме решения правовых, организационных и других важных вопросов, необходимо будет совершенствовать и систему стимулирования воинского труда. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - подготовлены нормативные акты о приравнивании окладов военнослужащих к окладам госслужащих, а также об упорядочении льгот.
По мнению многих экспертов, далеко не все проблемы при этом удается решить. Понятно, что это сложно сделать в одночасье,- реформирование системы денежного довольствия рассчитано на несколько этапов. При проведении этой работы, наверное, стоит прислушаться и к мнению специалистов из войск. В частности, немало конкретных предложений поступает и в адрес редакции. Сегодня мы публикуем статью начальника отделения кадров одной из частей Балтийского флота капитана 2 ранга Михаила ПОПОВА.

На мой взглЯд, система оплаты воинского труда нуждается в более глубоком реформировании, чем намечено сейчас. Во-первых, много всяких выплат, а толку мало. Возьмем, к примеру, процентные надбавки за сложность и напряженность воинского труда. Как определить, у кого работа более напряженна и сложна, а у кого - менее? Человеческая психология такова, что каждый считает свой участок "самым-самым". Реально здесь пока наблюдается уравниловка. Или надбавка за классность. Предусмотренные в ней проценты настолько малы, что вряд ли могут служить для человека в погонах стимулом к повышению профессионального уровня. Наконец, еще одна надбавка - за работу с документами, составляющими государственную тайну. В денежном измерении она совершенно не соответствует уровню ограничения прав военнослужащего.
Во-вторых, структура денежного довольствия очень сложна и понятна до конца, может быть, только финансистам. Очень много специфических надбавок, касающихся условий службы: за службу в отдаленных местностях, за тяжелые климатические условия, за прыжки с парашютом, за водолазные спуски, за службу на кораблях, за полеты на самолетах...
Я считаю, что большинство надбавок можно отменить, а точнее - усовершенствовать систему выплат за сложность и напряженность воинского труда, которая заменила бы все существующие ныне надбавки и льготы. Вообще, на мой взгляд, надо под словом "надбавка" подразумевать понятие "материальное стимулирование", которое, к слову сказать, является мощнейшим рычагом в повышении качества службы, укреплении воинской дисциплины и воспитании военнослужащих.
Думаю, не надо никого убеждать, что служба в столичных, областных или районных центрах средней и южной части страны, вне всякого сомнения, легче службы в отдаленных местностях, местностях с тяжелыми климатическими условиями, "горячих точках". Служить на подводных и надводных кораблях ВМФ, в боевых расчетах ракетных войск стратегического назначения и войск ПВО сложнее, чем в частях тылового обеспечения, учебных заведениях.
Если говорить о напряженности воинской службы, то она присутствует на любом участке, и все же различия имеются. Кто-то чаще несет дежурно-вахтенную службу и оперативное дежурство, кто-то спускается под воду в легких и тяжелых водолазных костюмах, кто-то совершает прыжки с парашютом, кто-то занимается преподавательской или научной деятельностью, кто-то руководит личным составом, а кто-то отвечает только за себя. А про напряженность службы в "горячих точках" и говорить нечего...
Если тщательно проанализировать все условия и направления служебной деятельности, то можно создать объединенную таблицу по сложности и по напряженности воинского труда, которая позволит вобрать в себя значительную часть разнообразных процентных надбавок и, таким образом, упростит их восприятие и учет.
НельзЯ не коснуться некоторых видов денежных компенсаций. Одна из них - за поднаем жилья - никак в настоящем виде не может удовлетворить военнослужащего. Выплачиваются копейки, да к тому же за прожитый месяц. Я считаю, что ее необходимо выплачивать в начале месяца за наступивший месяц, и сумма выплат должна соответствовать рыночной стоимости поднайма жилья. Основанием для компенсации может быть только справка об отсутствии жилья, а для членов семьи - регистрация при воинской части. И человека в погонах совершенно не должно волновать: платит ли хозяин, сдающий жилье в поднаем, налоги или не платит. У офицера не должна болеть голова о том, как заключить фиктивный договор о найме жилья, удобный хозяину.
Такой подход, кстати, в значительной мере ослабил бы сильнейшую напряженность в обеспечении военнослужащих жильем. Ни для кого не секрет, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в части, касающейся данного аспекта (жилье служебное и личное), - на сегодняшний день не более, чем пустая декларация. Ни того, ни другого жилья катастрофически не хватает. Предлагаемая система компенсации за поднаем жилья сняла бы головную боль как с самих бездомных, так и с их начальников. Военнослужащий, обладая достаточными денежными средствами, смог бы подыскать для себя и своей семьи приличное жилье, а хозяин квартиры не имел бы стремления эту семью изгонять в поисках более богатеньких. А если судьба уготовила перевод к новому месту службы, то и оставлять эту квартиру не больно: на новом месте новую найдешь. При такой системе и проблем с переводом меньше будет. Конечно, она потребует существенных затрат, но зато позволит сэкономить на строительстве жилья, которое все равно зачастую "уходит" из Министерства обороны.
А когда человек отслужит Родине пятнадцать "календарей" (а не десять, как сегодня), то он, конечно, должен приобрести право на постоянное жилье. Причем служить он может в одном месте, а квартиру приобрести в другом, как это предусмотрено и сейчас. Для этого необходимо узаконить только один способ приобретения жилья: через жилищный сертификат. В свою очередь сертификаты, на мой взгляд, следует разделить на четыре категории:
l 1-я категория - для лиц, отслуживших 15 лет;
l 2-я категория - для лиц, отслуживших 20 лет;
l 3-я категория - для лиц, отслуживших 25 лет.
Стоимость сертификатов 1-й категории - на уровне средней рыночной стоимости жилья в поселках городского типа, второй - в районных центрах, третьей - в областных центрах.
Уверен, что при гарантированном исполнении государством своих обязательств сертификаты будут распределяться равномерно. Кто-то захочет уйти из Вооруженных Сил раньше установленного срока по состоянию здоровья, сокращению штатов или какой-либо другой причине и удовлетворится квартирой в небольшом поселке рядом с озером или лесом. Кто-то пожелает жить в спокойном и уютном районном центре. А кто-то, безусловно, пожелает поселиться в крупном областном городе. Москва и Санкт-Петербург из этого перечня должны выпадать.
Такое распределение сертификатов будет, на мой взгляд, соответствовать понятию "социальная справедливость". Если по конкретному сертификату не хватает средств для приобретения жилья, скажем, в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге,- накопи их. Выгоднее станет служить там, где сложнее и напряженнее, чтобы накопить денежные средства для приобретения жилья где душеньке угодно.
Наконец, 4-я категория жилищных сертификатов должна быть для лиц, отслуживших 25 лет и имеющих особые заслуги перед Отечеством (Герои России, воины, получившие увечье или раненные при исполнении обязанностей военной службы). Стоимость этого сертификата может быть, к примеру, равна сумме стоимости сертификата 3-й категории и разницы стоимости сертификатов 3-й и 1-й категории. Таких людей в масштабе страны немного, и они достойны того, чтобы государство за их подвиги приобрело им жилье, по сути, в любом месте нашей необъятной Родины. Ни в коем случае нельзя забывать про воинов, имеющих особые заслуги перед Отечеством, но не отслуживших 25 или даже 15 лет, а также о семьях военнослужащих, погибших в период боевых действий или спецопераций.
И еще один вид компенсации, который сегодня не существует: выплаты военнослужащему за невозможность супруги (супруга) работать по специальности в соответствии с полученным образованием. Эта компенсация, по-моему, должна выплачиваться постоянно в сумме приблизительно двух третей заработка по прежнему месту работы для малых городов и обособленных военных городков и, скажем, полгода-год для городов с полумиллионным и более населением, где работу найти проще. Разумеется, как только человек нашел работу (и необязательно по специальности), выплаты прекращаются.
Социальная привлекательность военной службы, на мой взгляд, должна стать отправным моментом в качественном комплектовании Вооруженных Сил личным составом. Только тогда будет приток кадров, возникнет конкуренция среди желающих проходить военную службу по контракту. Система комплектования, созданная на конкурсной основе, должна, безусловно, учитывать элементарные правила рынка рабочей силы. Приоритет необходимо отдавать более молодым и физически крепким гражданам, имеющим более высокое образование и обеспеченных жильем. Поскольку высокообразованными быть все не могут, вероятно, есть смысл создать учебные подразделения, в которых будут восстанавливать и укреплять свои знания, полученные еще в период срочной службы, военнослужащие по контракту, не имеющие никакого специального образования.
При приеме на службу даже при всесторонней изученности личностных качеств кандидата командиры и начальники не будут полностью застрахованы от ошибок по отбору. Поэтому было бы целесообразным при заключении первого контракта установить кандидату трехмесячный испытательный срок. И только после его прохождения гражданин мог бы считаться принятым на военную службу по контракту. Причем если сие мероприятие прошло благополучно, то эти три месяца автоматически засчитываются в срок военной службы, если же эффект обратный - просто в трудовой стаж. Число случайных людей, попавших в армию, при таком раскладе свелось бы к минимуму.
Такое положение дел должно касаться только лиц, принятых на военную службу непосредственно с "гражданки". В двух других случаях (заключение контракта сразу по окончании периода срочной службы и заключение контракта с курсантами военных учебных заведений) такой необходимости нет. С курсантами (слушателями) военных институтов и университетов контракты лучше заключать (и это - в интересах государства!), на мой взгляд, сразу с первого курса на весь период обучения и на десять лет службы после его окончания (а не на пять, как сегодня). Если после окончания военно-учебного заведения с офицером по его вине расторгается контракт до истечения десяти лет службы, то он должен выплатить государству стоимость обучения в военно-учебном заведении.
Контракт о прохождении военной службы должен стать по-настоящему важным юридическим документом, который мог бы в четко очерченных рамках определить степень социальной и служебной защищенности человека в погонах, его права, обязанности и даже предопределить его карьерный рост. Он должен состоять не из одних только общих ссылок на законодательство, а быть максимально конкретным в отношении любых сторон жизнедеятельности военнослужащего, на которые он хотел бы особо обратить внимание другой стороны при заключении контракта.
Конечно, заключение контракта о прохождении службы в объемном варианте - достаточно непростой юридический и где-то даже творческий процесс. Но и игнорировать его никак нельзя. Как театр начинается с вешалки, так и служба должна начинаться непосредственно с заключения контракта. Как уже говорилось выше, армия - это в первую очередь люди. Без них самая современная техника - всего лишь груда металла. И чем меньше у человека будет неясностей и неопределенностей при поступлении на военную службу, тем больше будет от него отдача.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker