на главную страницу

20 Декабря 2001 года

Наш комментарий

Четверг

Россия - НАТО:
новые отношения, новые задачи

Вадим МАРКУШИН.



Борьба с терроризмом и нераспространением оружия массового уничтожения - таковы могут быть главные задачи, которые предстоит совместно выполнять странам НАТО и России. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Иванов, который во второй половине дня во вторник принял участие в заседании Совместного постоянного совета РФ - НАТО в Брюсселе. Речь, по его мнению, идет о тех новых угрозах, с которыми в одиночку не в состоянии справиться сейчас ни одна страна, но о которых с тревогой говорит практически все мировое сообщество. Реальная основа для эффективного сотрудничества - именно здесь, считает министр.
После завершения заседания на пресс-конференции Сергей Иванов высказался по ряду актуальных проблем, которые все эти последние дни находятся в фокусе внимания мировых средств массовой информации. Касаясь, в частности, темы одностороннего выхода Соединенных Штатов из Договора по ПРО, министр обороны России вновь подчеркнул, что Москва по-прежнему считает этот шаг Вашингтона ошибкой. Он выразил сомнение относительно полезности национальной системы противоракетной обороны, к созданию которой США намерены приступить летом будущего года. "Никто не знает, когда будет создана эта система и будет ли она создана вообще", - отметил он и добавил, что "исторический опыт 80-х годов, история со "звездными войнами" - тому подтверждение".
Между тем вопрос дальнейшего развития отношений между Россией и НАТО стал, по сути, главным и в ходе заседания Североатлантического совета на уровне министров обороны стран альянса. И это закономерно. Руководство НАТО сейчас напряженно ищет ту компромиссную формулу, по которой и выстраивалась бы в будущем совместная деятельность натовских и российских военно-политических структур. С одной стороны, оно, сознавая выросший в последнее время международный авторитет России, стремится сделать связи с ней более тесными. С другой - повинуясь инерции прошлых представлений, всячески пытается держать Москву на известной дистанции от сферы принятия принципиальных решений. И здесь натовские политики явно воздерживаются от действительно активного и поступательного встречного движения, к которому их призывают российские политики. Прежде всего, конечно, Президент РФ Владимир Путин, который определил позицию Кремля в этом плане весьма и весьма внятно: Россия готова на такую степень сотрудничества, на какую готов сам Североатлантический союз.
Двойственность нынешних настроений в среде натовского руководства достаточно наглядно проявилась и в принятом во вторник итоговом коммюнике заседания министров обороны стран НАТО. Формулировки документа отражают характерный для этого уровня предельно отточенный и в то же время обтекаемый стиль. В части перспектив российско-натовского партнерства - особенно: "Мы приветствуем решение министров иностранных дел НАТО и России дать новый импульс этому партнерству путем создания нового совета НАТО - Россия с целью выявления и использования новых возможностей совместных действий в формате "20". Как министры обороны мы выражаем готовность усилить партнерство между НАТО и Россией в области обороны и военных дел".
Тут, как видим, вроде все замечательно. Но вот дальше идет это вечное "вместе с тем". А именно: главы оборонных ведомств стран НАТО подчеркнули, что альянс сохраняет за собой прерогативу самостоятельных действий и решений в формате "19" по всем вопросам, относящимся к его обязательствам и ответственности. Министры обороны также подтвердили, что на предстоящем в ноябре 2002 году саммите НАТО в Праге начнется новый цикл расширения блока. В этой связи они призвали девять стран-кандидатов "усилить их подготовку" к вступлению.
Можно что угодно говорить по поводу истинных устремлений, которые кроются за этими прописанными в официальном документе словами. Однако первое, что приходит в голову, -это сомнение в наличии твердого желания у высшего эшелона НАТО коренным образом измениться, распрощаться в конце концов с ХХ веком и стать в уже наступившем новом веке такой организацией, которая отвечала бы принципиально иным задачам. Об этих задачах нынче говорит весь мир, они, казалось бы, вполне осознаны в Европе. Следовательно, очередь за "малым" - за пересмотром реальной политики. Если его не будет, НАТО как крупнейшая региональная организация неизбежно продолжит уже начатое движение под уклон.
Отметим еще один существенный факт. В ходе заседания Совместного постоянного совета РФ - НАТО Сергей Иванов и Джордж Робертсон обменялись письмами об открытии в Москве, на территории посольства Бельгии военной миссии связи НАТО. Документы определяют цели, задачи, состав и статус этого органа. Переговоры, как известно, велись еще с 1998 года. Потом по причине бомбардировок Югославии они были прерваны, а возобновлены в 2000 году. Открытие миссии, как считают, позволит облегчить рабочие контакты между штаб-квартирой НАТО в Брюсселе и заинтересованными российскими ведомствами.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker