на главную страницу

20 Декабря 2001 года

Мнение эксперта

Четверг

Оттавский договор: "за" и "против"

Генерал-майор запаса
Адам НИЖАЛОВСКИЙ,
кандидат военных наук.



В последние десятилетия международным сообществом предпринят ряд конкретных шагов по "гуманизации" применения некоторых видов обычных вооружений, в том числе наземных мин, которые относятся к оружию неизбирательного действия. Именно они стали предметом острых политических дискуссий и переговоров в 90-е годы прошлого века, увенчавшихся принятием двух противоположных международно-правовых документов и обостривших минную проблему.

Первый документ - Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Она известна также как Женевская конвенция (1980 г.) и содержит в качестве приложений ряд протоколов, в том числе Протокол II "О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств". Именно этот протокол по инициативе Франции и с одобрения ООН подвергся пересмотру и доработке в 1994-1996 гг. в сторону ужесточения запретов и ограничений на применение мин, особенно противопехотных.
Следует подчеркнуть, что Протокол II с поправками Женевской конвенции разрабатывался при активном участии российской делегации, и в нем не ущемлены национальные интересы нашей страны. Он ратифицирован десятками государств и вступил в силу с 1 декабря 1997 года. Протоколом предусматривается запрещение применения мин-ловушек, выполненных в виде кажущихся безвредными предметов, а также противопехотных мин (ППМ), не обнаруживаемых миноискателями и срабатывающих от их воздействия. Введен ряд ограничений, сужающих область применения ППМ и позволяющих в значительной степени обезопасить гражданское население от взрывов мин, а также новые требования по самоуничтожению и самодезактивации ППМ. Установлен переходный период (девять лет), в течение которого мины, не отвечающие этим требованиям, могут применяться. Предполагается, что за девять лет будет произведена модернизация существующих мин и разработаны новые, альтернативные средства, позволяющие заменить противопехотные мины. Эти мероприятия, а также утилизация запасов устаревших типов мин должны проводиться в рамках запланированных ассигнований. В настоящее время Протокол II с поправками подлежит ратификации Государственной Думой РФ.
Вторым документом является Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, именуемая также как Оттавский договор (1997 г.). Он разрабатывался по инициативе Канады, поддержанной рядом других государств, ООН и Международной кампанией за запрещение наземных мин, которые не были удовлетворены результатами переговоров и Протоколом II с поправками к Женевской конвенции. В октябре 1996 года в Оттаве была принята декларация, определяющая стратегическую линию на полное запрещение ППМ. Австрийское правительство в целях содействия "оттавскому процессу" подготовило проект договора о запрещении мин, ставший основой для его окончательного варианта, принятого в сентябре 1997 года в Осло. Завершился же "оттавский процесс" заключительной конференцией в Оттаве 3-4 декабря 1997 года, где представителями 121 государства был подписан "Оттавский договор". Сейчас к нему присоединилось в общей сложности свыше 150 стран. Среди них нет, однако, ведущих "минных" государств (США, России, Китая, Индии, Пакистана, Египта, Израиля и других).
В чем причина такого положения? На мой взгляд, она кроется в довольно жестких мерах и сроках, направленных на полный запрет ППМ. "Оттавский договор" предусматривает для присоединившихся к нему государств полное запрещение применения, разработки, производства, передачи и накопления запасов ППМ. Все имеющиеся запасы этих мин должны быть уничтожены в четырехлетний срок под строгим международным контролем. Все установленные мины (а их в 64 государствах мира насчитывается более 110 млн.) должны быть уничтожены в течение десяти лет (предусмотрено продление этого срока еще на десять лет). Договор при его принятии тем или иным государством не предусматривает каких-либо оговорок, что является необычным для международного гуманитарного права.
Делегация России участвовала в "оттавском процессе" в качестве наблюдателя и не могла существенным образом повлиять на содержание договора. США пытались "вклиниться" в переговоры в августе-сентябре 1997 года и были готовы подписать договор с некоторыми оговорками, однако эта попытка не увенчалась успехом. В аналогичной ситуации оказались и другие государства. И сегодня отношение к договору со стороны политиков, дипломатов, военных специалистов разных стран неоднозначно. Позиция России определена в заявлении Президента РФ в Страсбурге (1997 г.) и сводится к тому, что мы поддерживаем стремление мирового сообщества к полному запрещению ППМ и присоединимся к "Оттавскому договору" в будущем. Безусловно, как нам представляется, момент этого важного политического шага должен наступить при создании оптимальных условий, исключающих ущемление национальных интересов России и не допускающих снижения обороноспособности страны.
Каковы же видятся, с моей точки зрения, "за" и "против" "Оттавского договора"? В военно-политическом, дипломатическом и гуманитарном плане его принятие стало важным шагом на пути запрещения применения "негуманных" видов оружия. Оно продемонстрировало устойчивость и необратимость международных тенденций, направленных на полное запрещение целого класса оружия неизбирательного действия. Становится очевидным, что полное запрещение ППМ - это лишь вопрос времени. Оно позволит в перспективе решить одну из сложнейших гуманитарных проблем глобального характера. Известно, что еженедельно на минах погибают или получают увечья около 500 человек. Из-за наличия мин не могут использоваться обширные территории, дороги и объекты. В этом плане мы за "Оттавский договор".
Вместе с тем исследования, проведенные военными специалистами в нашей стране и за рубежом, показывают, что умелое применение мин повышает эффективность огневых средств на 20-30 процентов. На столько же снижается уровень потерь обороняющихся войск. В то же время минирование сковывает маневры противника и примерно вдвое замедляет темпы его продвижения. С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что ни в одной армии мира нет средств, способных адекватно заменить противопехотные мины, присоединение к "Оттавскому договору" видится преждевременным. Геополитическое положение России, наличие протяженных незаселенных и неприкрытых участков границ и морского побережья, особо важных объектов внутри страны, а также активизация террористических действий, возросшая угроза проникновения из-за рубежа террористических групп и торговцев наркотиками - все это вынуждает нас прибегать в определенных условиях к применению инженерных боеприпасов, в том числе противопехотных мин. С этой точки зрения для России более приемлемым является присоединение к Протоколу II с поправками Женевской конвенции (1980 г.).
Финансово-экономический аспект проблемы также имеет важное значение. По подсчетам американских специалистов, полное запрещение ППМ, разработка альтернативных средств и создание их запасов потребуют финансовых затрат на сумму около 30 млрд. долларов. Наши затраты на эти цели будут гораздо меньшими, но в условиях проводимых в стране преобразований и военной реформы их изыскание нереально. Неизбежные трудности возникнут с уничтожением ППМ. По условиям экологической безопасности их утилизация возможна на предприятиях промышленности, значительно удаленных от арсеналов, баз и складов инженерных боеприпасов, что удорожит затраты примерно на одну треть. Необходима разработка новых или совершенствование существующих технологий утилизации. Решить эту задачу в четырехлетний срок весьма затруднительно. Вряд ли возможно за десять лет разминировать обширные территории, бывшие ареной боевых действий в ходе Великой Отечественной войны, а также территорию Чеченской Республики, где только за 1995-1996 гг. инженерными войсками было обезврежено свыше 540 тыс. различных взрывоопасных предметов. Очевидно, для специфических условий России нужны другие сроки. Оттавский договор, однако, никаких оговорок не допускает.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker