на главную страницу

20 Декабря 2001 года

Проблемы

Четверг

Труба не будет похожа на дуршлаг

"Транснефтепродукт" объявил войну криминалу

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, "Красная звезда".



Когда речь заходит о естественных монополиях, чаще всего рядовому гражданину на ум приходят названия "Газпром", МПС и РАО "ЕЭС". О трубе, по которой мы экспортируем нефть, многие тоже слышали - "Транснефть". У ОАО "АК "Транснефтепродукт" в ряду коллег-монополий особое место. Это крупнейшая в мире и единственная в России компания, осуществляющая транспортировку по магистральным трубопроводам уже готовых нефтепродуктов. По трубам, общей длиной почти 20 тысяч километров, в год перекачиваются миллионы тонн дизтоплива и бензина. Просверлить дырку в такой трубе и врезать свой собственный кран мечтают сотни преступников.
Однако борьба с криминальными врезками, хищениями топлива - это только один аспект безопасности. Прокатившаяся по миру серия террористических актов с беспрецедентными по масштабам разрушениями и жертвами среди мирного населения свидетельствует о необходимости дополнительной защиты особо важных государственных объектов прежде всего топливно-энергетического комплекса. Об эффективности принимаемых в этой области мер наш корреспондент беседует с советником президента ОАО "АК "Транснефтепродукт" Владимиром Костровым.

- На первое место я бы поставил даже не проблему хищения топлива. Вопрос стоит значительно острее. Магистральные нефтепродуктопроводы включены в перечень объектов, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности любой страны. Россия - не исключение. Наши объекты полностью подпадают под действие Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Происшествия здесь чреваты тяжелейшими последствиями, в том числе экологического плана.
Говорить о национальной безопасности страны для нашей компании естественно. Ведь она формировалась в середине прошлого века как часть оборонной инфраструктуры государства. Поэтому и была сориентирована с Востока на Запад. С выходом в Прибалтику, к границам Польши, а через Украину - на Венгрию. По сути, если обратиться к военной доктрине советского периода, это главные направления передислокации и снабжения наших войск. Сейчас же эта труба используется главным образом в коммерческих целях. Другое отличие от былых времен: до начала 90-х годов проблем с охраной нефтепродуктопроводов было значительно меньше, а вот последние десять лет бензин и дизельное топливо, которые хранит и транспортирует компания, стали предметом особого интереса криминальных структур.
- Владимир Петрович, какие меры предпринимаются для защиты "трубы"?
- Министерство энергетики России к минувшей осени добилось значительного роста производства топлива. Главное теперь для нас сохранить его и в нужное время доставить адресатам. Решить эту задачу можно только посредством сочетания охранных мероприятий и профессиональной деятельности в сфере экономической, информационной и собственной безопасности, профилактической работы на "трубе". Понимание всей важности комплексного подхода к проблеме обеспечения безопасности в полной мере проявляет обновленное руководство компании и прежде всего назначенный в феврале 2000 года президент ОАО "АК "Транснефтепродукт" Сергей Маслов. За последние полгода совет директоров и правление компании приняли целый ряд решений, направленных на создание централизованной службы безопасности, укрепление материальной оснащенности подразделений защиты. Для решения этих задач была создана специальная дочерняя структура "Спецтранснефтепродукт". О конкретных формах и методах нашей работы не хотелось бы говорить, - есть здесь профессиональные секреты, но разумеется, мы действуем строго в рамках российского законодательства.
Масштаб противостояния с криминалом можно проиллюстрировать несколькими цифрами. За последние пять лет выявлено и устранено свыше 3 тысяч криминальных врезок. Потери от них, по ориентировочным подсчетам, превышают 10 тысяч тонн топлива ежегодно плюс стоимость ремонтно-восстановительных работ, а в случае остановки трубы еще и коммерческие убытки. Если сейчас не переломить негативные тенденции, то трубопровод может превратиться в дуршлаг, и на некоторых участках потребуется уже не просто латание, а замена самой трубы.
- Насколько важна в вашей деятельности координация предпринимаемых усилий с органами МВД, ФСБ?
- Ответ на этот вопрос очевиден. Без опоры на правоохранительные органы борьба с преступностью на трубопроводном транспорте невозможна. Взаимодействие организовано как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных подразделений. Среди документов, принципиально важных для организации практической работы, можно выделить "План комплексных мероприятий министерств и ведомств Российской Федерации по усилению борьбы с кражами из магистральных нефтепродуктопроводов на 1999-2001 годы", подписанный руководством МВД, ФСБ и ОАО "АК "Транснефтепродукт". В рамках межведомственной координации с МВД, ФСБ и Генеральной прокуратурой разработана и успешно проведена серия оперативно-профилактических операций под условным названием "Нефть". Немало делается для предотвращения сбыта похищенных нефтепродуктов, особенно непосредственно с бензовозов. В большинстве субъектов Федерации удалось добиться запрета такой торговли и тем самым существенно потеснить "теневой" сектор. В ряде регионов налажена практика поощрения отличившихся сотрудников правоохранительных органов, причем не только денежными средствами, но и передачей в их распоряжение части возвращенного топлива. Все это дает определенные результаты.
Так, например, совсем недавно в результате таких совместных действий службы защиты ОАО "Петербургнефтепродукт" и УБОПа ГУВД Санкт-Петербурга задержана с поличным в момент хищения дизельного топлива из трубы преступная группа из 6 человек. Задержанными оказались Евгений Шиманский - хозяин небольшой автозаправочной станции, расположенной в городе Тосно, а также его подельники. Злоумышленники сделали в трубу врезку и оборудовали 300-метровое ответвление. Заправка процветала. Кстати, когда воров брали с поличным, выяснилось, что КамАЗом, в цистернах которого находилось 6 тонн краденого дизтоплива, управлял... сотрудник ГИБДД. Такое вот прикрытие. Можно привести большое количество аналогичных примеров борьбы с преступностью на трубопроводах и в других регионах России.
Мы очень благодарны за помощь подразделениям уголовного розыска, бывшего РУБОПа, главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ, службам собственной безопасности. Хотя, с другой стороны... не хочется вспоминать пословицу про семь нянек. Но вот у наших соседей - Каспийского трубопроводного консорциума - всеми вопросами занимаются подразделения транспортной милиции, поэтому там проблем взаимодействия между сыскарями, оперативниками и следователями нет.
- Проблемы охраны трубопроводов стоят только перед "АК "Транснефтепродукт", или компании, транспортирующие нефть и газ, сталкиваются с ними в такой же мере?
- Безусловно. В особенности аналогичные проблемы волнуют нашего "старшего брата" - "Транснефть". Кстати, существует немало участков, где наша труба проложена в едином техническом коридоре с нефтепроводом. Поэтому наши компании по возможности объединяют свои усилия в сфере обеспечения безопасности. Недавно по инициативе президента Сергея Маслова, поддержанной на местах, подписан первый договор между дочерней фирмой ОАО "УралТНП" и аналогичным подразделением компании "Транснефть" о совместной защите трубопроводов.
- Значительная часть сети нефтепродуктопроводов компании проходит по территории стран СНГ и Балтии. Как в этих странах относятся к сохранности российской собственности?
- Неоднозначно. Длина нефтепродуктопроводов, проходящих за пределами Российской Федерации, значительна: по Украине - 1,5 тысячи км, по Белоруссии - 1,3 тысячи км, по Казахстану - 0,3 тысячи км, по Литве и Латвии - 0,4 тысячи км. И хотя правовой статус, закрепленный в межправительственных соглашениях, не подвергается сомнению, реальные результаты оставляют желать лучшего. В этом году возросло количество врезок в Белоруссии, в Казахстане. На Украине развиваются предпосылки фактического разрушения системы российских нефтепродуктопроводов. Мало того, что воруют топливо - рост количества врезок за год 36 процентов, особенно этим грешат в Львовской и Закарпатской областях. В Донецкой области есть временно законсервированный трубопровод. Преступники, не встречая реального противодействия украинских правоохранительных органов, приезжают на мощной строительной технике и выкапывают за ночь до километра трубы, а затем сдают ее на металлолом. Сейчас физически утеряно уже более шести километров трубы. А на Украине нам объясняют, что причина в сложной социально-экономической ситуации.
Понимая остроту проблемы, президент компании в октябре текущего года подписал с МВД Украины соглашение, направленное на реализацию комплекса мер по охране российских трубопроводов в этой стране силами украинских милиционеров.
- Получается, что воруют от "тяжелой" жизни?
- Безусловно, связь между экономическим положением региона и криминогенной ситуацией в нем существует. Однако кражами топлива занимаются далеко не дилетанты. Сейчас это хорошо организованный преступный бизнес. Одни делают врезки, другие производят отбор топлива, третьи его перевозят, четвертые сбывают, организуют прикрытие... Преступники приезжают на врезку с огнестрельным оружием, с радиосканерами, рядом с бензовозом, как правило, барражируют джипы сопровождения. Был случай, когда вместе с ворами задерживался не рядовой сотрудник ГИБДД, но начальник райотдела...
Не секрет, что до недавнего времени на Северном Кавказе различные преступные группировки и полевые командиры активно промышляли на трубопроводах, которые шли через Грозный. Для многих это стало профессией. После начала нынешней контртеррористической операции они вынуждены были значительно сократить свой преступный промысл. Часть из них пытается перебазироваться во внутренние регионы России и продолжить уже там заниматься тем же "ремеслом". Этому есть подтверждение, взять хотя бы размеры врезок. Если обычно сверлили 6-8 миллиметров, 12 - максимум, то теперь попадаются отверстия до 40 миллиметров. Столь варварский метод - почерк выходцев именно кавказского региона. В Брянской и Орловской областях уже привлечены к уголовной ответственности за подобные преступления выходцы из Дагестана. Есть оперативные сведения, что данная категория лиц пытается координировать "бизнес" в масштабах областей и целых регионов.
Опасность не только в хищении самого топлива. Самое страшное, что преступники могут спровоцировать крупную аварию и, как следствие, экологическое бедствие. Ведь труба находится под высоким давлением, проходит через федеральные дороги, железнодорожные и автомобильные, вблизи предприятий, рядом с водозаборами населенных пунктов. Последнее обстоятельство, кстати, уже порой используется как элемент шантажа.
Отмечаются и откровенно террористические проявления.
Был случай минирования трубопровода в Орловской области. Ремонтная бригада не успела устранить обнаруженную врезку до вечера. Работы перенесли на утро. А на рассвете рабочий заметил в земле провода. Стали разбираться: фугас заложен по всем правилам военного искусства, нет только аккумулятора, который, похоже, не успели установить. Именно под этим предлогом уголовное дело и было прекращено сотрудником прокуратуры, который посчитал, что раз нет источника питания, значит, это не взрывное устройство.
- Владимир Петрович, централизованная служба безопасности компании функционирует меньше года. Срок короткий, можно ли говорить о первых результатах вашей деятельности?
- Судите сами. Врезок за 10 месяцев нынешнего года зарегистрировано на 21 процент меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Пресечена 91 попытка кражи топлива. Изъято свыше 288 тонн похищенных нефтепродуктов стоимостью 1,8 миллиона рублей. Стабилизировалась ситуация с расчетными потерями нефтепродуктов. В ряде регионов эти потери уменьшились в 4 раза, что только по нашим уральским "дочкам" составило в денежном выражении 7 миллионов рублей. По предварительным оценкам, в 2001 году сводный экономический эффект от деятельности централизованной службы безопасности, включая предотвращенный ущерб, составит более 30 миллионов рублей. Наша служба не только оправдывает затраты, мы экономически выгодны. Сейчас наша задача: отстроить эффективную систему безопасности по всей системе "Транснефтепродукта" адекватно существующим угрозам.
- Какое место в этой системе могут занять бывшие военнослужащие, уволенные в запас офицеры и прапорщики?
- Помимо служб защиты головной и дочерних компаний, которые в основном занимаются вопросами экономической и собственной безопасности, на всей трубе будут организованы охранные структуры. Естественно, набирать людей мы будем преимущественно из числа уволенных в запас офицеров Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Именно бывшие военнослужащие по своим личным и деловым качествам в наибольшей степени отвечают предъявляемым требованиям. Зарплаты у нас не столь велики, как в нефтяных компаниях, но с учетом стабильности, я думаю, люди к нам обязательно пойдут.
В настоящий момент уже начало работать наше дочернее охранное предприятие, которое будет заниматься объектами в московском регионе. В ближайшее время должен быть решен вопрос с финансированием, Федеральная энергетическая комиссия несколько дней назад утвердила предложения по переходу на рыночные принципы формирования тарифов на услуги компании, в которые будет включена составляющая на безопасность. Уже в первом квартале 2002 года будет организовано около 100 новых рабочих мест. Люди уже в основном подобраны, как говорится, ждут отмашки, чтобы выйти на службу... Но это только в Московской области. В соответствии с утвержденной концепцией обеспечения безопасности и планом охраны магистральных нефтепродуктопроводов и резервуарных парков соизмеримое количество рабочих мест мы создадим в каждой из 39 областей, где работает компания. Вот и считайте.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker