на главную страницу

21 Декабря 2001 года

Тема номера

Пятница

Тяжела ты, "голубая каска"...

Послесловие к сбору представителей стран Содружества по вопросам миротворчества

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



Как мы уже сообщали, в соответствии с решением Совета министров обороны государств - участников СНГ и планом его работы в Москве состоялся сбор с офицерами генеральных (главных) штабов стран Содружества по вопросам миротворческой деятельности. Участие в нем приняли представители вооруженных сил Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации, Таджикистана и Украины.

Миротворческая деятельность в СНГ стала вынужденным ответом на вызовы времени, на угрозы коллективной безопасности Содружества и безопасности каждого из входящих в него государств. Об этом заявил, выступая перед участниками сбора, начальник Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств - участников СНГ генерал армии Владимир Яковлев. Угрозы эти хорошо известны. В первую очередь, это "горячие точки", образовавшиеся в результате распада СССР, а также непростые процессы становления государственности в бывших союзных республиках, в ходе которых имели место проявления экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости. Их адреса - Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах...
Все это поставило СНГ перед необходимостью экстренно создавать нормативно-правовую базу миротворчества и параллельно развертывать операции по поддержанию мира. Овладевая практически на ходу теорией и практикой всех аспектов деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов.
Теперь опыт миротворчества в рамках Содружества солиден и весом. Несмотря на различные оценки экспертов и политиков, наличие большого количества проблем, миротворческие операции СНГ в Таджикистане (успешно завершена в 2000 году) и Абхазии (продолжается более семи лет), операции государств - участников СНГ в Приднестровье и Южной Осетии являются примерами нешаблонного использования при урегулировании конкретных конфликтов мирового опыта миротворчества и имеющихся собственных возможностей. Все эти операции по-своему уникальны. Их особенности во многом предопределились специфическими условиями внутригосударственных вооруженных конфликтов и вполне соответствуют основным тенденциям эволюции современного миротворчества.
Миротворческие силы государств Содружества во всех четырех операциях выполнили свои главные задачи - разъединили противоборствующие стороны, не допустили возобновления массового кровопролития и обеспечили условия для политического разрешения конфликтов и постконфликтного построения мира. Важно подчеркнуть, что ни одна из этих операций не носит принудительного характера, в них не превышен предел необходимого применения силы. Отличительной их чертой является тесное сотрудничество со структурами ООН и ОБСЕ. СНГ отнюдь не стремится к самоизоляции в вопросах миротворчества. Как раз наоборот. Оно открыто для международного сотрудничества, последовательно выступает за расширение участия ООН, ОБСЕ, других международных организаций в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве.
Нельзя не отметить вклад, вносимый в миротворческую деятельность Содружества Штабом по координации военного сотрудничества. При его непосредственном участии развертывалась, проводилась и была завершена операция по поддержанию мира в Таджикистане. Многие офицеры ШКВС вошли в первый состав объединенного штаба Коллективных миротворческих сил. Штабом и поныне осуществляется оперативное руководство миротворческой операцией в Абхазии. Значительная часть документов, составляющих нормативно-правовую базу миротворчества в СНГ, разработана непосредственно в ШКВС или при активном участии его генералов и офицеров. Здесь стремятся обобщать и распространять имеющийся в министерствах обороны стран СНГ опыт участия в урегулировании конфликтов, формировании и подготовке миротворческих контингентов.
В основном положительные итоги миротворчества, как отмечалось в ходе сбора, вовсе не означают, что в этой области у Содружества не осталось нерешенных проблем. И проблемы эти носят разноплановый характер - международно-правовой, военно-политический, финансово-экономический. Ни для кого, к примеру, не секрет, что Россия фактически в одиночку несет на себе весь груз миротворческих операций в СНГ. Поиск путей преодоления этих проблем, более совершенных механизмов урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве продолжается.
Ближайшая перспектива миротворческой деятельности в Содружестве, по мнению участников сбора, предполагает в первую очередь необходимость развития текущих операций по поддержанию мира на территории СНГ. Эти операции должны обеспечить полномасштабное урегулирование конфликтов, а не их консервацию. Необходимо также развивать нормативно-правовую и теоретическую базу миротворчества. Искать приемлемые для государств-участников пути решения проблем финансирования и материально-технического обеспечения операций по поддержанию мира. Целесообразны и дальнейшее наращивание в СНГ потенциала оперативного антикризисного реагирования, повышение готовности к превентивным действиям по предотвращению конфликтов и развертыванию миротворческих операций.
Проблема эта, как отметил советник Исполнительного комитета СНГ Михаил Шалимо, актуальна еще и потому, что первостепенной задачей в Содружестве считается создание зоны свободной торговли. Но зона эта никогда не будет полностью сформирована, если отношения между государствами или внутри их будут разорваны какими-то очагами напряженности, вооруженными конфликтами. Ведь сегодня в результате таких конфликтов прервана железнодорожная связь с Арменией и Грузией, нарушены добрососедские отношения между Арменией и Азербайджаном. Такая благоприятная в экономическом плане зона, как Приднестровье, фактически вырвана из общих интеграционных процессов. То же самое можно сказать о других "горячих точках", непризнанных государственных образованиях, которые не могут быть в общей обойме экономических отношений в рамках СНГ. По той причине, что не урегулированы вопросы политические.
Встречи с представителями вооруженных сил стран СНГ, курирующими миротворческую деятельность, полезны в этом плане хотя бы потому, что они обозначают существующие проблемы, позволяют выработать общие подходы к их решению. Пусть они не станут определяющими, но позволят сделать хоть какие-то шаги вперед.
Это в полной мере касается и вопросов подключения стран Содружества к миротворческой операции в зоне конфликта в Абхазии. Ведь пока Коллективные силы СНГ по поддержанию мира (КСПМ) там комплектуются и финансируются одной Россией. Принятое в начале 90-х решение о долевом участии государств Содружества в этих вопросах осталось на бумаге. Пока главы стран СНГ очень медленно реагируют на призывы Москвы приложить реальные усилия к тому, чтобы миротворческие силы на деле стали коллективными.
Неотложного решения требуют и некоторые другие вопросы. Сейчас Исполком СНГ совместно с ШКВС разрабатывает ряд документов, в том числе о социальных и правовых гарантиях личному составу КСПМ. Ведь в абхазском "мандариновом раю" по-прежнему гибнут и калечатся наши люди. Как рассказал прибывший на сбор старший офицер группы информации штаба российских миротворцев в Абхазии полковник Юрий Алексеев, уже после нашумевших кодорских событий наблюдательные посты "голубых касок" несколько раз подвергались обстрелу. Но это не единственная проблема. Без согласия конфликтующих сторон миротворцы сегодня не могут даже заменить устаревшую технику. В Сухуми видят в этом какой-то подвох, намерение покинуть зону конфликта. В Тбилиси, наоборот, думают, что идет какая-то эскалация... Подобные вопросы надо выносить на обсуждение, чтобы Москву не упрекали в каких-то коварных замыслах, не предъявляли ей ноты протеста в тех случаях, когда проводятся обычная ротация или другие мероприятия, связанные с функционированием миротворческих сил.
Отнюдь не все страны СНГ проявляют пассивность в вопросах миротворчества. Скажем, Белоруссия (законодательство которой запрещает посылать воинские контингенты за пределы республики) выразила готовность не только участвовать в политических формах урегулирования конфликтов, но и обсуждать формы своего материально-технического участия. Специальный миротворческий батальон недавно сформирован в Армении. Прибывшие на сбор заместитель начальника оперативного управления главного штаба ВС РА полковник Левон Дохоян и исполняющий обязанности командира миротворческого батальона капитан Артак Тоноян рассказали, что в эту часть подбираются контрактники с высшим образованием, знанием иностранных языков, имеющие определенные навыки, и если батальону будет поставлена задача по поддержанию мира в любом регионе земного шара, армянские военнослужащие с честью ее выполнят.
Представитель генштаба ВС Украины полковник Александр Шерстюк сказал, что для его страны миротворческая тематика также очень актуальна. В этом плане Украина хотела бы идти "в ногу" с другими странами СНГ и в первую очередь с Россией. У российских "голубых касок" в этом плане накоплен уникальный опыт, поскольку они действуют в экстремальных условиях, с которыми не сравнятся ни Африка, ни Балканы. У них есть чему поучиться.
В любом случае миротворческие усилия СНГ на постсоветском пространстве продолжатся.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker