на главную страницу

22 Декабря 2001 года

Афганистан

Суббота

Не "Геркулесом" единым...

Алескендер РАМАЗАНОВ,"Красная звезда".Душанбе.



Небо над Афганистаном бороздят боевые самолеты антитеррористической коалиции. Юг страны сотрясается от разрывов тяжелых авиабомб и ракет. Информационные агентства жадно хватают и молниеносно распространяют сведения о ходе операции по поимке главных террористов - Усамы бен Ладена и Мулло Омара, на все лады расписывая мужество американских десантников и безумную мощь семитонных супербомб. А сегодня все заговорили о "Геркулесах", которые, приземлившись в аэропорту Баграм, доставили в Афганистан первых миротворцев. И как-то забывается, что по дорогам этой древней многострадальной земли вот уже больше месяца идут российские автоколонны, назначение которых - предотвратить самую страшную катастрофу, гуманитарную.

"Сейчас, в первую очередь, Россия сконцентрировала свое внимание на оказании гуманитарной помощи. Может, из уст министра обороны это звучит странно, но я как раз считаю, что Афганистан сейчас нуждается в гуманитарной помощи, а не в военной", - эти слова принадлежат министру обороны России Сергею Иванову, и сказаны они были во время недавнего визита в Таджикистан, через границы которого в сопредельный Афганистан идет мощный поток российских гуманитарных грузов.
О том, как проходит эта уникальная и далеко небезопасная операция, рассказывает начальник оперативной группы МЧС России в Таджикистане полковник Юрий Озеров.
- Юрий Борисович, в печати появились сведения, что первая часть гуманитарной операции завершается и, насколько известно, без промедления начнется вторая. Можно ли охарактеризовать особенности этих этапов?
- Если говорить о первой фазе гуманитарной операции, то она еще продолжается. Грузы доставляются в Кабул и северные провинции Афганистана через контрольно-пропускные пункты на таджикско-афганской границе "Ишкашим", "Фархор-Кокуль", "Нижний Пяндж", а также воздушным путем на афганский военный аэродром Баграм. Из России в Таджикистан поступило около 2 тысяч тонн груза, общая стоимость которого равна примерно 4 млн. долларов США, и вскоре основная его часть будет доставлена в Афганистан. Определенное количество помощи предназначено для Таджикистана и, в частности, для наших соотечественников, проживающих в республике. Действительно, второй этап планируется начать без перерыва. На его проведение правительство России выделило около 8 млн. долларов. Если говорить о технических особенностях гуманитарной акции в целом, то они прежде всего связаны с трудностями, которые неизбежно возникают на высокогорных перевалах, разбитых горных и проселочных дорогах. Добавим к этому реальную военную опасность, сохраняющуюся на афганских маршрутах...
- Кто ведет эти большегрузные автомобили через "поднебесный" Мургаб, перевалы и ущелья Гиндукуша в Афганистане, и как быть, если колонна подвергнется обстрелу, возникнет реальная угроза для жизни людей?
- Мы отбираем водителей, обладающих большим опытом, и они доставляют груз до конечного пункта. Сейчас в составе колонн - водители из Киргизии и Таджикистана. А на случай экстремальных ситуаций у нас есть силы и средства для проведения спасательных операций, в частности у нас есть авиагруппа. Колонны обеспечены средствами связи, в том числе и космическим телефоном, они надежно охраняются.
- И все же, на кого возложена ответственность за безопасность персонала колонн?
- Для российского МЧС, в какой бы стране мы ни работали, вопрос безопасности персонала нашего и местного - самый главный. К примеру, мы не пошли бы на отправку колонны в Кабул, если бы афганское правительство не предоставило нам самых серьезных гарантий безопасности.
- С учетом особой сложности афганских дорог, зимнего времени, обстановки в Афганистане удается ли вам соблюдать график операции?
- Мы планировали в течение двух месяцев доставить в Афганистан до 9 тысяч тонн грузов, сейчас перевезено около половины намеченного. Однако следует учесть, что наиболее перспективные каналы доставки грузов в Афганистан через Таджикистан, пропускные пункты "Нижний Пяндж" и "Ишкашим" нуждаются в развитии инфраструктуры, создании нормальных условий для работы таможенников, пограничников, технического и бытового обслуживания гуманитарных караванов.
- Известно, что вы работаете в тесном взаимодействии с коллегами из Киргизии и Таджикистана. На каком уровне осуществляются ваши контакты?
- Мы убеждены, что эффективность широкомасштабных гуманитарных акций напрямую зависит от использования местных наработок, от самого тесного контакта с региональными структурами МЧС. Практически мы проводим данную операцию в полном стратегическом и тактическом согласовании с коллегами из Таджикистана и Киргизии. Мы также поддерживаем рабочие связи с гуманитарными подразделениями ООН и российскими пограничниками, которые осуществляют пропуск грузов через таджикско-афганскую границу. Возможно, читателям вашей газеты будет небезынтересен и тот факт, что представители МЧС России в Душанбе в настоящее время входят в состав Оперативной группы Министерства обороны России в Таджикистане.
После нашей беседы полковник Юрий Озеров убыл на контрольно-пропускной пункт "Нижний Пяндж", через который в Таджикистан возвращалась первая автоколонна, доставившая из Душанбе в Кабул около 150 тонн гуманитарной помощи. Полторы тысячи километров по афганским военным дорогам зимой - это подвиг!
Фото Юрия ШИПИЛОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker